Обществознание 9 класс
Раздел II. ПРАВО.
Уроки 28. § 19. Административные правоотношения.
Вспомните:
- В чем особенности правоотношения как вида социальных отношений?
Подумайте:
- Можно ли административные правоотношения свести к отношениям власти и подчинения?
Вы хорошо знаете, что у каждой из ветвей единой государственной власти есть своя, строго определенная Конституцией доля участия в управлении государством. Законодательная ветвь власти осуществляет государственное управление посредством законодательной деятельности. Судебная власть выполняет свои задачи государственного управления путем отправления правосудия. Наконец, существует особая ветвь государственной власти, деятельность которой связана с претворением в жизнь — исполнением закрепленных законом предписаний. Ее так и называют — исполнительной властью. Она осуществляет прямое непосредственное государственное управление во всех основных сферах жизни общества.
Деятельность исполнительной власти — любого ее звена — строится на основе юридических норм, совокупность которых составляет особую отрасль в системе российского права — административное право.
Административное право. Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью ее органов, призванных осуществлять функции государства.
В системе юридических наук, обслуживающих фундаментальные отрасли права — государственное (конституционное), гражданское, уголовное и административное, наука административного права самая молодая. Процесс ее развития начался около 300 лет назад: сначала в XVIII в. под названием «наука полиции», затем в XIX в. под названием «наука полицейского права», а на рубеже XIX—XX вв. и в первые десятилетия XX в. завершился постепенным превращением в «науку административного права».
Естественно, что нормы административного права име¬ют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.
Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную, культурную, поскольку во всех этих сферах осуществляется (в том или ином объеме) управленческая деятельность.
Например, государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление в политической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.
Нормы административного права регулируют деятельность таких субъектов, как:
а) государственные органы исполнительной власти
(правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы);
б) органы местного самоуправления;
в) коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные объединения, религиозные организации (каждая такая организация подлежит государственной регистрации, действует на основе лицензии (государственного разрешения) и таким образом вступает в административные правоотношения с исполнительной властью, должностными лицами);
г) должностные лица названных органов и организаций;
д) отдельные граждане (гражданин вступает в административные правоотношения, осуществляя свои административные права, например при получении общего и среднего образования, медицинской, юридической, технической помощи, административной и судебной защиты и др.).
Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения. Так, нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать определенные действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. — гласит Кодекс РФ об административных правонарушениях — КоАП). Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определенные действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права. Нормы-дозволения составляют основную часть административного права. Они охватывают огромный круг административных прав граждан. В первую очередь это права, которыми гражданин пользуется по своему усмотрению: право на имя, право на получение среднего и общего образования, право на трудоустройство, право на разные виды помощи — медицинской, юридической, технической; право на защиту (административную жалобу, заявление в суд) и др.
Понятие и черты административного правоотношения. Что такое правоотношение, вы уже знаете. Административное правоотношение — его конкретная разновидность. Охарактеризуем некоторые его черты.
Прежде всего следует помнить, что административные правоотношения имеют избирательный характер: они складываются только в той сфере общественных отношений, которая регулируется нормами административного права, — в сфере деятельности исполнительной власти (государственных органов и органов местного самоуправления, выполняющих определенные государственные функции).
Для возникновения административных правоотношений мало, чтобы стороны, вступившие во взаимодействие, обладали определенными правами и обязанностями. Необходимо, чтобы хоть одна из сторон административно-правового отношения была представлена субъектом (органом или должностным лицом) административной власти, т. е. наделенным государственно-властными полномочиями.
Поскольку в административных правоотношениях участвует исполнительная власть, эти правоотношения чаще всего имеют властный характер. Их можно выразить формулой «власть — подчинение». Это значит, что одна сторона правоотношения наделена государственно-властными полномочиями — управляет, распоряжается, действует от имени государства, а другая обязана подчиняться. Отсюда следует, что между двумя рядовыми гражданами административные правоотношения невозможны.
Сказанное, однако, не исключает такой ситуации, когда отношения складываются между субъектами исполнительной власти, имеющими одинаковый статус (положение) в системе органов государственной власти (например, два или несколько министерств могут договориться о создании межведомственной рабочей группы или комиссии для подготовки каких-либо совместных решений, проектов).
Административное правоотношение, как и любое правоотношение, возникает в связи с конкретным событием, действием, но только в том случае, если событие или действие предусмотрено в норме административного права (если же не предусмотрено — не возникает).
Ситуация. В административном праве, конечно же, нет такой нормы; согласно которой некий гражданин Вася должен поделиться своим велосипедом с неким гражданином Степой. Значит, не существует юридического основания для возникновения административного правоотношения.
Однако, если гражданин Степа (19 лет) без разрешения «уведет» у гражданина Вани (18 лет) его велосипед, а гражданин Ваня заявит об этом в милицию, такая ситуация уже близка к возникновению административного правоотношения. Почему? Потому что: а) в КоАП есть правовая норма, предусматривающая подобную ситуацию, — статья 7.27. Мелкое хищение; б) есть сторона, представляющая административную власть, — правоохранительный орган (милиция).
Подумаем: между кем и кем в этом случае возникает административное правоотношение? Учитывая сказанное выше, можно ответить так: не между гражданином Васей и гражданином Степой. Административные правоотношения возникают у каждого из них с правоохранительными органами, обязанными принять меры, предусмотренные нормами права. Если заявление гражданина Васи (потерпевшего) подтвердится, гражданина Степу, нарушившего правовую норму, ждет (как минимум!) административное наказание в виде штрафа (согласно ст. 7.27).
Кто же обычно рассматривает споры между участниками административного правоотношения? Сегодня чаще всего их рассматривают в так называемом административном порядке (т. е. внесудебном). Как правило, это делает вышестоящий начальник того лица, чьи действия обжадуются (например, если работник одного из отделов предприятия решил, что бухгалтер отдела неправильно начислил ему зарплату, он может обратиться к главному (вышестоящему) бухгалтеру, и тот обязан разрешить конфликт). В более сложных ситуациях в дело включается милиция (как это было со Степой и с Васей).
Однако в последнее время становится понятно, что решение целого ряда административных споров возможно только путем прямого обращения в суд (например, увольнение с работы, обжалование действий и решений должностных лиц, ущемляющих законные права и интересы граждан и т. д.).
Итак, можно дать следующую характеристику понятия, черты которого мы рассмотрели выше: административными правоотношениями называют общественные отношения, которые складываются в сфере деятельности исполнительной власти и регулируются нормами административного права.
Административное правонарушение. Такое правонарушение еще называют знакомым вам термином проступок. Как вы помните, от преступления он отличается меньшей степенью вреда для общества, но тоже является правонарушением. Административное правонарушение посягает на:
— общественный порядок;
— собственность;
— права и свободы граждан;
— установленный порядок управления.
Так, например, к административным правонарушениям против личности относят правонарушения, посягающие на права и здоровье граждан (это могут быть нарушения законодательства о труде и правил охраны труда; нарушения санитарно-гигиенических норм; проведение агитации в период ее запрещения; распространение ложных сведений о кандидате и др.), к ним относятся и посягающие на собственность (это могут быть нарушения прав государственной собственности на недра, воды, леса,, животный мир; мелкие хищения государственной собственности и общественного имущества и др.).
К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, относят, например, незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хулиганство; азартные игры; распитие спиртных напитков в общественных местах, не предназначенных для этих целей; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и др.
К административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и памятников культуры относят, например, незаконную порубку и повреждение деревьев, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод в запрещенных местах; засорение лесов бытовыми отходами и отбросами; нарушение правил охоты, рыбной ловли, пожарной безопасности в лесах и др.
Отметим основные признаки административного правонарушения. Вы уже поняли, что административное правонарушение — это всегда определенное деяние (действие или бездействие). Это деяние антиобщественное и противоправное, т. е. нарушающее какие-либо нормы права. Наконец, это деяние виновное, т. е. совершенное лицом, которое осознавало (понимало) недопустимость (противоправность) своего поведения и связанных с ним результатов.
Из Кодекса РФ об административных правонарушениях :
«Статья 2.1. Административное правонарушение
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».
За административное правонарушение закон (KoAП РФ) предусматривает различные виды административных наказаний.
виды
АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
1) Предупреждение
2) Административный штраф
3) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу
6) Административный арест
7) Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
8) Дисквалификация
В статье 3.2 названо восемь таких видов — от предупреждения, штрафа и лишения специальных прав до административного ареста, самого строгого из всех наказаний, которое может быть назначено только судом.
Повторение:
- Какую сферу общественных отношений регулирует административное право?
- Кто может быть субъектом административных правоотношений?
- В чем состоят важнейшие черты административных правоотношений?
- Какие общественные отношения называют административными правоотношениями?
- Что такое административное правонарушение?
- Каковы основные признаки административного правонарушения?
- Какие виды административных наказаний вам известны?
Задания:
- Ответ ученика: «Административное право — отрасль права, нормы которого регулируют отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства». Можно или нельзя считать этот ответ правильным? Объясните почему.
- Когда характеризуют деятельность исполнительной власти, употребляют слова «прямое», «непосредственное» руководство. Объясните, как вы это понимаете. Можно ли употреблять эти слова по отношению к деятельности других ветвей власти? Аргументируйте свой ответ.
- Однажды поссорились между собой Иван Иванович и Иван Никифорович. Наговорили друг другу обидных слов. Желая досадить старому приятелю, Иван Никифорович выстроил против соседского плетня гусиный хлев, захватив далее часть чужой земли. В отместку Иван Иванович подпилил ночью столбы, на которых стояло строение, и оно рухнуло. Соседи подали друг на друга в суд, и началась судебная тяжба, которая продолжалась с перерывами лет 10, да так и неизвестно, чем кончилась...
Вы, наверное, об этом слышали.
Интересно, можно ли в данном случае говорить о воз-никновении административно-правовых отношений? Если нет, объясните почему. Если да, то между кем и кем?
Говорят мудрые
«Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно».
Наполеон I Бонапарт, (1769—1821), французский император
«Порядок и последовательность нужнее великих дарований, чтобы хорошо управлять».
О. Мирабо (1749—1791), французский политический деятель