Обществознание 9 класс
Раздел II. ПРАВО.
Уроки 16. § 8.Право, его роль в жизни общества и государства.
Вспомните:
- Какие правила поведения людей существуют?
- В чем состоит основное значение нормы?
- Для чего создаются нормы?
Подумайте:
- Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе?
- Почему право — это прежде всего ответственность?
Одна из самых древних потребностей человеческого общества — потребность в порядке и справедливости. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права — общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.
Что такое право? Право соединило в себе несколько смысловых значений. Одно связано с понятием «править, управлять, регулировать» (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве: устанавливается правильный, единый, равный для всех порядок. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью права порядок, то на него находят управу, т. е. заставляют считаться с установленными нормами.
Выдающиеся памятники отечественного права (до 1906 г.):
Русская Правда (XI—XIII вв.) — крупнейший памятник древнерусского права;
Судебник 1497 г. был издан Иваном III;
Царский судебник 1550 г. введен Иваном IV;
Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — первый в нашей истории законодательный акт, который был опубликован и разошелся по всей России в виде книги;
Полное собрание законов Российской империи опубликовано в 1830 г.; на этой основе подготовлен Свод законов Российской империи, вступивший в действие в 1835 г.;
Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.) провозгласил введение гражданских свобод и организацию законодательного органа — Государственной Думы.
Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.) определил двухпалатную парламентскую систему, но сохранил достаточно широкие пределы для императорской власти. Два последних документа заложили основу для создания в России конституции.
Другое смысловое значение права связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость — устанавливает определенную меру справедливости. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались — Правда (Русская Правда, Салическая Правда, Польская Правда).
Из работы римского юриста Ульпиана (ок. 170—228):
«Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (ius). Право получило свое название от «правосудия» (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса право есть наука о добром и справедливом».
Древнеримский юрист.
Есть и третье смысловое значение: речь идет о естественном праве.
С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не даруется :— ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует естественно, происходит из самой природы человека, общества, окружающего мира, а верующие люди считают, что оно даровано Богом. Так его и называют — естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека — это неотъемлемое, прирожденное право людей.
Естественное право включает прежде всего право человека на жизнь и на все то, что помогает сохранению и развитию жизни, — право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право владеть имуществом и др.
Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить, думать, говорить, верить и т. д. Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.
Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.
В наши дни естественное право наиболее полно представлено в ряде документов ООН, главным из которых является Всеобщая декларация прав человека (более подробный разговор об этом выдающемся документе, который принято называть библией современного права, идеалом права, состоится позднее, на специальном уроке). Если та или иная страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего в конституцию, как это сделала Россия в 1993 г.), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное (положительное, т. е. реально существующее, действующее, установленное государством) и естественное право.
Из наследия русского философа В. В. Зеньковского (1881—1962):
«Любопытно отметить... первые ростки так называемого «естественного права», которое стало особенно развиваться в России во второй половине XVIII в. и перешло потом в XIX в. [Русский историк, академик] Р. Ю. Виппер (1859—1954) считает, что идея «естественных прав», которая часто встречается в XVI в. у русских публицистов и церковных деятелей... «взята из римской юридической сокровищницы»... Однако, с неменыним основанием, можно возводить первые ростки идей «естественных» (каждому человеку с рождения присущих) прав к христианскому мировоззрению. Во всяком случае, в русской литературе XVI в. настойчиво проводится мысль о свободе, дарованной Богом всем людям».
Итак, право — особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право — это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).
Мера свободы, справедливости и ответственности. Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе? Короткий ответ может быть таким: порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.
Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера — это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д.? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.
Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Одно только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него юридические возможности и обязанности: что ему можно делать, а чего нельзя, от чего он должен быть защищен и за что он сам несет ответственность. Все это четко указано в нормах права, для гражданина нашей страны в первую очередь в статьях Конституции РФ.
Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.
Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право — это прежде всего ответственность.
Вот что писал о сущности права философ и правовед Е. Н. Трубецкой (1863—1920):
Е. Н. Трубецкой
«...Сущность всякого права выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, л с другой стороны — в ограничении этой сферы... Право всегда требует, чтобы внешняя свобода была предоставлена лицу именно в тех границах, которые оправдываются и требуются целями добра... Безграничная свобода отдельного лица была бы не только отрицанием права, но и прямой противоположностью добра... Поэтому... право предписывает, чтобы внешняя свобода лица была всегда ограничена свободою других лиц в той именно мере, в какой этого требует добро...»
В чем Е. Н. Трубецкой видит сущность права? Почему он против «безграничной свободы»? Что всегда служит границей внешней свободы отдельного лица?
Норма права. Закон. Когда государство принимает ту или иную при новую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном (государственном) письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами.
Ими могут быть:
— конституция (основной закон);
— законы;
— подзаконные акты (указы, постановления и т. д.). Условно «иерархическая лестница» нормативных актов выглядит следующим образом:
Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные/ нормы, есть нормы закона и есть нормы подзаконного акта.
Чтобы было понятнее, поясним, что закон — это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила нормативного акта зависит от того, какой орган государства его принимает. Высшая юридическая сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть — парламент (в России он называется Федеральным Собранием) или же непосредственно народ страны — путем референдума (прямого голосования избирателей).
Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные.
Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы, инструкции и т. д.). Все подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.
Поскольку нормативные акты обладают различной юридической силой, они взаимодействуют на основе определенного соподчинения (иерархии). На вершине иерархии находится основной закон — конституция, которая определяет основы правового регулирования в стране. Все остальные нормативные акты действуют только в согласии с конституцией и не могут ей противоречить.
В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение — регулировать взаимоотношения между людьми и их группами, т. е. общественные отношения (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы — узнаешь свои возможности и обязанности. Норму, принятую государством, обязаны соблюдать все — и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.
Таким образом, норму права можно определить как охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Норма права может действовать только после ее опубликования в письменном виде (неопубликованная норма не существует).
Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности:
— закрепленность в законе (или других нормативных актах);
— общеобязательность;
— обеспеченность силой государства.
Система законодательства. Под законодательством понимают всю совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство — единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии, о которой вы уже знаете). К основным частям системы относят законы, подзаконные акты и конституцию, которая возглавляет всю систему законодательства. Она является также юридической базой для выработки новых законов (текущего законодательства) и вообще всей законотворческой деятельности государства. Законодательство, т. е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав — отрасли права.
Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право — это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право — отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.
В России система законодательства включает около 30 отраслей. Важнейшие из них — конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).
Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри отрасли принято выделять сравнительно небольшие группы взаимосвязанных норм — институты права, которые регулируют однородные общественные отношения. В гражданском праве, например, есть институт купли-продажи, институт дарения, институт! сделки и др.; в уголовном — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт невменяемости и т. д.; в семейном — институт брака и т. д.
Право и закон. Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?
Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон — это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.
Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон — закон, не опирающийся на право. Право же — это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность — произвол.
Несправедливый закон нельзя отнести к праву. Его так и называют — неправовой закон, а в народе говорят — «дикий», «драконовский». Граждане, если они способны защитить свои права, должны добиваться отмены такого закона и принятия другого — правового, справедливого.
Повторение:
1. Каковы основные назначения права в обществе?
2. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
4. Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие?
Задания:
- Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы — как говорят юристы, группировать по отраслям права. Отраслей права тоже получается много. Судите сами: есть гражданское право, трудовое право, семейное право, административное право и т. д. — по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.
Объясните, почему существует множество отраслей права. Как вы оцениваете необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?
- Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточните, как вы понимаете это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чем состоит общечеловеческая ценность права?
- Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскройте эти позиции и выскажите ваше отношение к ним. Как вы полагаете, почему важно разобраться в этом вопросе? ;
Говорят мудрые
«Право это искусство добра и справедливости».
Римское юридическое изречение
«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».
В. С. Соловьев (1853—1900), русский философ