Обществознание 8 класс
Раздел 4. Экономика.
Тема 26. Роль государства в экономике.
Повторение ранее изученной темы:
- Как осуществляется экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов?
- В чем заключаются функции экономических систем?
- Кто и как защищает права собственности?
- Можно ли управлять экономикой?
- Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь?
- Зачем мы платим налоги? Сколько денег требуется государству?
Изучение новой темы:
Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. Еще в восемнадцатом столетии А. Смит определил следующие основные функции правительства: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто не оспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что XX в. принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справиться лишь государству, способному объединить экономические ресурсы и усилия всех граждан.
Зачем экономике государство. До XX в. господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой. Правда, ему все же отводилась некоторая роль как «попечителя общественного интереса». Но лишь в двадцатом столетии государство стало рассматриваться не только как важный субъект национальной экономики, но и как один из основных регуляторов экономической жизни общества.
Как быть с усиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, экономическими кризисами? Борьбу с этими «экономическими видами зла» и возлагают чаще всего на государство.
Предметом споров уже не одно столетие является и вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения. Как мы выяснили в предыдущих параграфах, в рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет сам рынок. Именно он диктует, что, как и для кого производить. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества?
В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли экономики (такие фирмы называются монополиями) и навязывать рынку необоснованно высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. (Подумай почему.)
Свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов — богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил. В условиях роста числа людей, ищущих работу, в государственном' регулировании нуждались взаимоотношения между работодателями и наемными работниками.
Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполнят гораздо больше функций, чем называл А. Смит.
Мнения. Споры о формах и способах вмешательства государства в рыночные отношения продолжаются до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти само решать проблему рационального распределения ограниченных ресурсов. Другие считают, что функции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничивать власть фирм-диктаторов (монополистов) на рынке.
Результатом анализа учеными хозяйственной практики и многочисленных дискуссий стала точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества.
Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.).
Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование государством своих доходов и расходов, механизм налогообложения. Чтобы понять, каким образом государство использует эти средства, познакомимся с понятиями «налоги» и «государственный бюджет».
Почему мы платим налоги. Налоги являются главным источником средств для государства. Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.
Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Вспомните, что пошлины и подати уплачивались еще в Древней Руси. Выбор способов взи¬мания налогов имел длительную историю и был поводом для изобретательства различных правителей.
Факты. Петр I ввел налог на бороды, чтобы приучить подданных ежедневно бриться. В Римской империи взималось более двухсот различных налогов: на владение рабами, квартирный, сбор со скота, сбор на установление статуй и т. д. Каждая страна с учетом особенностей экономического развития, обычаев и традиций овладевала искусством налогообложения и вела поиск идеальных способов обеспечения государства необходимыми средствами.
В современном мире существует целая система налогов, но она мало чем отличается от той, которая использовалась еще в Римской империи. Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.
Прямые налоги (налагаемые непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Плательщиками налога являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от источников его получения: зарплата, премии, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и др. Не включаются в облагаемую подоходным налогом сумму дохода пенсии, стипендии, доходы от вкладов в банке и некоторые другие виды доходов. С 1 января 2001 г. в нашей стране установлена единая ставка налога на доходы с физических лиц в размере 13% . Прямыми налогами являются также налог на имущество (строение, транспортные средства и др.), налог на землю и т. п.
Налоги на продажу товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для про далей. Взимание косвенных налогов не связано с учетом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя этих товаров.
За счет налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этих средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.
Система налогообложения имеет древние корни, а люди, работающие в этой сфере, накопили огромный опыт. Однако до сих пор идут споры о том, как ее совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю от доходов граждан и фирм государство сосредоточит в своих руках, тем активнее оно может поддерживать развитие в стране образования, науки, помогать пенсионерам, инвалидам, сиротам и т. д. С другой стороны, имеющийся мировой опыт подсказывает, что, чем меньше налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается. Это противоречие практики налогообложения пытается учесть и найти пути оптимального разрешения и Правительство России. Особую остроту эта проблема приобретает в период планирования государством своих доходов и расходов на предстоящий период.
Государственный бюджет. Подобно тому как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план страны. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом. Бюджеты составляют как центральное правительство (государственный бюджет), так и местные органы власти (местные бюджеты).
Государственный бюджет — сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за его исполнение. Государственный бюджет очень важный документ, по которому можно судить о состоянии экономики и финансов целой страны, о роли государства в экономике, в перераспределении доходов общества.
Государственный бюджет — это денежный фонд правительства, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Он состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансовую деятельность государства; расходная часть показывает, на какие цели направляются государственные средства.
Источники поступления средств бюджета называются статьями дохода, а то, на что эти средства тратятся,— статьями расхода. Поскольку бюджет составляется заранее, он во многом напоминает прогноз и далеко не всегда исполняется в точности. Но после его принятия и утверждения в качестве закона правительство уже не имеет права использовать средства бюджета, предназначенные на одни цели, для решения других задач.
Один из основных источников доходов государственного бюджета — налоги. Существуют и другие источники государственных средств.
Факты. Статья доходов Федерального бюджета РФ 2006 г.: налоговые доходы — 62,7%, неналоговые доходы — 37,1%. Последние включали доходы от внешнеэкономической деятельности — 32,9%, от оказания платных услуг и компенсации затрат государства — 1,8%, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — 1,7%, административные платежи и сборы — 0,07%, штрафы, возмещение ущерба — 0,05%, доходы от продажи государственного имущества — 0,02% , прочие неналоговые доходы — 0,06% .
Мы познакомились с налогообложением, обеспечивающим значительную часть доходов бюджета; остановимся подробнее на его расходных статьях. Поскольку имеющиеся в распоряжении правительства средства ограниченны, оно вынуждено их тратить лишь на первоочередные задачи.
Например, значительная доля расходов российского бюджета приходится на национальную оборону, государственную поддержку различных отраслей экономики, поддержание правопорядка и обеспечение безопасности. Следующими в порядке уменьшения доли расходов бюджета являются затраты на содержание органов государственного управления, погашение государственного внешнего долга (выплаты, производимые иностранным гражданам, фирмам, государствам, по долгам государства, сделанным ранее), внутреннего долга (взятого у населения своей страны, например, в виде государственных займов), а также финансирование государственных предприятий социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования, социального обеспечения.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики.
Документ. О том, какие наиболее важные направления государственных расходов планировало, например, правительство Англии в XVII в. можно узнать из «Трактата о налогах и сборах» ученого-экономиста У. Петти (1623—1687).
«Государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее... Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных... В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия... Следующей статьей являются расходы на школы и университеты... содержание сирот, найденных и подкинутых детей... а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы... Последней статьей расходов могут явиться расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех».
Отличаются ли эти расходы от расходов современного государства? Какое они имеют значение для общества в целом, для отдельного человека?
Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитом бюджета. Это значит, что стране не хватает денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами.
Мнения. Существуют две позиции относительно пользы государственных расходов. Согласно одной, чем меньше расходов, тем лучше. Суть другой позиции в том, что рост государственных расходов — общая мировая тенденция, что они тем выше, чем выше уровень развития страны. Какой же уровень увеличения расходов государства является оптимальным? Экономисты полагают, что наилучший вариант для каждой страны, вероятнее всего, зависит от стадии и уровня ее развития.
Наиболее острые споры о будущих доходах и расходах происходят на стадии составления проекта государственного бюджета и его прохождения через парламент для обсуждения и принятия в качестве закона. И главным камнем преткновения является все тот же вопрос: как разработать бездефицитный бюджет — за счет увеличения доходов (это, как правило, рост налогов) или сокращения расходов (это «удар» по пенсиям, стипендиям, пособиям и т. п.)?
Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета?
Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: рациональное использование бюджетных средств; сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого же государство берет деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Другой источник — одолжить у граждан и хозяйственных организаций страны, например, через продажу облигаций государственных займов. Облигация — документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определенной суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики страны и решения социальных задач.
Повторение изученной темы:
- Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством.
- Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?
- Нужна ли рынку «государственная рука»?
- Зачем государству необходимы налоги?
- Какие налоги платят граждане?
- Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?
Задание:
- Приведи примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы на усмотрение частных фирм.
- Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Что заставляет их так поступать? Выскажи свое отношение к затронутой проблеме.
- Подумай, как повлияли бы на жизнь твоей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан, увеличение расходов на реализацию социальной политики, сокращение расходов на обслуживание государственного долга.
Говорят мудрые
«Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия,— вот истинная задача государства в народном хозяйстве».
С. Ю. Витте (1849—1915), российский государственный деятель
Домашнее задание: § 17.