Обществознание 8 класс
Раздел 4. Экономика.
Тема 23. Производство — основа экономики.
Повторение ранее изученной темы:
- Как соотносятся затраты и прибыль?
- Каким образом в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяются потребности?
- Как различаются свободные и экономические блага?
- Как решается вопрос, что и как производить?
- Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове?
- Чем измеряется богатство человека, страны?
- Почему исчезают одни профессии и появляются другие?
Изучение новой темы:
Вы знаете, что экономика — это система жизнеобеспечения человека и общества. Если животные находят все необходимое им для выживания в природе, окружающей среде, то человек призван создавать условия своего существования.
Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство.
Главный источник экономических благ. Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем — промышленное, с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития. На основе научных достижений создаются продукты, которых не существует в природе. (Приведи примеры практического воплощения научных открытий в производстве.)
Для характеристики производства используют различные показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объем производства), численность занятых работников, масштабы производства (от домашнего производства до производства страны) и др.
Что и сколько необходимо производить? Вы уже знаете, что действующие в мире экономические системы по-разному решают этот вопрос. Его решение зависит от используемого способа координации экономического выбора производителей: с помощью обычаев и традиций, решений правительства или рынка.
Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.)- Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики — совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.
Современные отрасли экономики сформировались в результате длительного исторического процесса: от рыбной ловли и охоты в начале исторического пути человечества и до современного сельского хозяйства, многоотраслевой промышленности. Все отрасли экономики объединены в две группы: отрасли, производящие материальные блага (средства производства и предметы потребления), и отрасли, производящие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и др. Вторая группа отраслей включает, например, образование, медицинское обслуживание, искусство, научную деятельность, транспорт и связь.
Какие из современных отраслей получат большее развитие? Чем люди предпочтут заниматься? По прогнозам ученых к середине XXI в. число людей, занимающихся сельским хозяйством, существенно уменьшится по сравнению с числом занятых в других отраслях экономики. Так, аграрное население развитых стран мира за последние 50 лет сократилось с 36 до 8%, а не аграрное выросло в два раза. Это связано с развитием новых технологий, позволившим обходиться меньшим количеством работников и ростом работающих в других сферах деятельности, например в торговле, науке, сфере обслуживания.
Наблюдается исчезновение одних профессий и появление других. В начале XX в. практически в каждом селе имелся мастер, изготавливающий конскую сбрую и седло, а в городе профессия трубочиста была некогда массовой. Развитие техники способствовало появлению все новых сфер деятельности человека, которые оформляются в особые отрасли (например, информатика, биотехнологии и др.). Одной из массовых профессий в нынешнем столетии становится профессия программиста.
Возможно ли сосредоточить производство и потребление на дому? Сегодня этот вопрос уже не кажется таким фантастичным, как несколько десятилетий назад: работа на домашнем компьютере, получение зарплаты на пластиковую карту, расчет за заказ и доставку товаров на дом деньгами со своей кредитной карты (например, значительная часть населения США пользуется электронными расчетами).
Технический прогресс открывает новые возможности производства экономических благ и более полного удовлетворения растущих потребностей людей.
Товары и услуги. Целью и результатом производства является продукт. Продукт — результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах. В первобытной общине продукт служил для непосредственного потребления, но со временем часть созданных благ стала предназначаться для обмена через куплю-продажу. Из курса 7 класса вы знаете, что продукт труда, произведенный для продажи, является товаром. Он обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью, т. е. способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие товары.
Продукт превращался в товар при определенных исторических условиях. Сначала произошло хозяйственное обособление людей при изготовлении какого-либо продукта, затем появилась необходимость в обмене между производителями продукции результатами их труда. Так возникло товарное производство. По мере его развития и появления избытка продукции формируется товарное хозяйство, и создаваемые в нем полезные продукты устремляются на рынок для удовлетворения спроса покупателей. При рабовладении и в условиях феодализма производство вещей как товаров было ограниченно, так как хозяйство было в основном натуральным. Постепенно массовое производство товаров на рынок становится предпосылкой развития капитализма и делает товарное производство наиболее прогрессивной формой организации экономической жизни общества. В современном мировом хозяйстве господствуют товарные отношения.
Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).
Введение новых технологий способствует появлению огромного разнообразия товаров. Старшее поколение не так давно рассталось с печатной машинкой, которую заменили компьютеры, ксероксы, факсы. Вам, вероятно, предстоит взвешивать достоинства и недостатки электронного обучения, или обучения «на расстоянии».
Особым видом продукта как результата деятельности является услуга. Услуги — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача?
Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент ее производства. Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу. (Попробуй перечислить предприятия таких отраслей, как коммунальное хозяйство или бытовое обслуживание, услугами которых пользуется практически каждая семья.)
Факты: Начало XXI в. характеризуется ускоренным развитием сферы услуг во всем мире. В Западной Европе в этой сфере сегодня работает 2/3 трудоспособного населения. На услуги приходится примерно 50% всех расходов потребителей. Растет эта сфера деятельности и в России, особенно в условиях развития рыночных отношений (например, страхование, банковские услуги и др.).
Сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.
Факторы производства. Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники. Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются факторами производства (от лат. factor — делающий, производящий).
Факторы производства:
- Земля;
- Труд;
- Капитал;
- Предпринимательские способности
Экономисты относят к факторам производства землю,) труд, капитал, предпринимательские способности.
Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля! (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.
Труд — это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Человек способен привести в движение средства производства, он оживляет их, без него они мертвы.
Капитал как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование.
Предпринимательские способности — это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большего количества продукции и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела.
Во второй половине XX в. стал очевиден еще один источник богатства — информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Информация (от лат. information — разъяснение, изложение) — ресурс, используемый в экономических процессах. Как продукт мыслительной деятельности информация — это прежде всего знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д. Информация настолько важный в современном обществе, переживающем информационную революцию, ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.
Вы уже знаете из материалов предыдущих параграфов, что особенности использования экономических ресурсов связаны с их ограниченностью. Любой ресурс выступает уникальным (неповторимым, своеобразным) экономическим благом для осуществления хозяйственной деятельности.
Проблема ограниченности и уникальности факторов производства побуждает нас стремиться к более эффективному их использованию. Одним из важных показателей эффективности использования ресурсов является величина производительности этих ресурсов (производительность труда, плодородие почвы, производительность конвейера и пр.).
Под производительностью понимается количество товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов. Рост производительности может выражаться либо в увеличении выпуска при использовании того же количества ресурсов, либо в сохранении прежних объемов производства при использовании меньшего количества ресурсов.
Ситуация. В одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 мастера, используя 3 швейные машины, изготавливают из 10 м ткани 6 брюк в день; во втором таком же ателье 2 мастера, используя 2 швейные машины, изготавливают из 10 м ткани 6 брюк в день. В каком ателье производительность выше и почему?
Напомним, что эффективно использовать ресурсы производителям помогают такие способы, как внедрении новых технологий, совершенствование мастерства работников, использование разделения труда и специализация. На последнем способе остановимся подробнее.
Разделение труда и специализация. Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определенным количеством людей.
Ситуация. Мебельная мастерская получила заказ на изготовление стола. Процесс производства делится на отдельные виды работ, или операции: изготовление деталей изделия; обработка деталей; сборка изделия из деталей. Отдельный работник может сосредоточиться на одном виде работ или на одной операции, а остальные операции будут выполняться другими работниками.
Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. При такой организации труда работник, приобретая больше умения и опыта в своем деле, делает работу точнее и быстрее, т. е. его производительность труда повышается. (Напомним, что производительность труда измеряется количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.) Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.
Определяющую роль разделения труда в развитии производства более 200 лет назад исследовал шотландский экономист Адам Смит. Он посетил булавочную фабрику, где работало десять человек. Свои наблюдения и выводы ученый изложил в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов».
Фрагмент из вышеуказанной работы А. Смита (1723—1790):
«Рабочий, не обученный этому производству... и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем... едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно само в целом не только представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием.
Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Десять человек вырабатывали свыше 48000 булавок в день».
Итак, если один работник, выполняя все операции, делал в день не более 20 булавок, то 10 работников в условиях разделения труда изготавливали 48 000 була¬вок в день, подняв тем самым производительность труда на одного рабочего в 240 раз. Это позволило А. Смиту утверждать, что «разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».
На основе многочисленных собственных наблюдений А. Смит пришел к выводу, что значительное увеличение количества работы, выполняемой в результате разделения труда рабочими, зависит от ряда условий. В частности, от увеличения ловкости, т. е. профессионального мастерства каждого работника, от сбережения времени, которое теряется на переход от одного вида труда к другому, от изобретения машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.
Эти выводы ученого легко подтвердить и проиллюстрировать известным вам из курса 7 класса примером организации производства автомобиля «Форд». Максимальное разделение операций по сборке автомобиля между работниками и использование конвейера позволили увеличить производительность труда в 8 раз.
Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация — это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В условиях натурального хозяйства разделение труда и специализация между работниками отсутствовали, все необходимые продукты совместно производились и потреблялись. Однако люди заметили, что у одних работников лучше получается делать одну вещь, а у других — другую. Производители стали сосредоточивать усилия на изготовление тех предметов, которые им удавалось производить лучше всего. Они стремились совершенствовать свое мастерство, производя все больше и больше продукции в единицу времени, т. е. работая все производительнее. Так возникла специализация в выполнении работ, в результате которой появилась необходимость в обмене между производителями результатами деятельности. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.
Современная экономика настолько специализирована, что никто из нас не обеспечивает себя сам всеми необходимыми благами. Каждый делает что-то одно, а потом обменивает результаты своего труда на результаты труда других. Специализация существует не только между работниками, но и между предприятиями, отраслями экономики, странами. Так, примером специализации в школе является преподавание основ наук учителями-предметниками. Известная фирма «Би Лайн» специализируется на производстве услуг мобильной связи. Отдельные страны могут специализироваться преимущественно на производстве определенного круга товаров и услуг: Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Грузия производит виноградные вина, Турция славится организацией туризма и отдыха.
Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Подобная организация производства ведет к увеличению производительности труда, что способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.
Повторение изученной темы:
- В чем заключается роль производства в экономике?
- Какие отрасли современной экономики получили наибольшее развитие?
- При каких условиях продукт производства становится товаром?
- В чем особенности услуги как товара?
- Какие ресурсы необходимы для осуществления производства?
- Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?
Задания:
- Раскрой экономический смысл известных строчек из басни И. А. Крылова «Кот и Щука»: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Проведите конкурс среди одноклассников на лучший экономический комментарий к этим строчкам.
- Проиллюстрируй примерами следующее положение: каждое новое поколение техники экономит все больше ресурсов.
- Представь, что твои друзья решили открыть фотосалон (фотосъемка, изготовление фотографий) и им необходим совет, как сделать производство услуг эффективным. Составь перечень советов, которые можно было бы адресовать им.
- Выбери правильный ответ.
Специализация приводит к:
1) росту цен на продукцию;
2) снижению производительности труда;
3) большей экономической взаимозависимости;
4) равномерному распределению доходов.
Говорят мудрые:
«Если можно использовать в качестве капитала свои идеи и ресурсы своей страны, значит, можно использовать в качестве капитала свой труд».
Ф. Райт (1869—1959), американский архитектор
Домашнее задание: §15.