Обществознание 8 класс
Раздел 4. Экономика.
Тема 22. Рыночная экономика.
Повторение изученной темы:
- Как связаны между собой затраты и прибыль?
- Какую роль в хозяйственной жизни играет торговля?
- Что такое экономический выбор?
- Какие существуют экономические системы?
- Обязательно ли управлять экономикой?
- Как«рождаются» цены на товары и услуги?
- Рынок — зло или благо для общества?
Изучение новой темы:
Вы уже знаете, что общество использует различные варианты организации экономической жизни. Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов — рыночная экономика.
Рынок и условия его функционирования. Характерными чертами этой экономической системы являются: свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; частная собственность на экономические ресурсы; материальная ответственность участников рыночного обмена за результат! самостоятельно принятых решений (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими). Напомним, что понятие «рынок» изучается в экономическом смысле как система экономических отношений, являющихся в сфере обмена.
Для нормальной деятельности рынку необходимы определенные условия. Отметим наиболее важные из них: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности. С особенностями, видами и формами бизнеса вы познакомились при изучении курса 7 класса. Остановимся более подробно на двух других условиях функционирования рынка.
Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле. Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований — преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово «конкурс» — состязание, соперничество за достижение определенных преимуществ. Вспомни, конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг существовала уже с первых шагов развития товарного производства. Каждый производитель стремился быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике продавцы конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они стремятся снижать цены, улучшать качество товаров, использовать рекламу. (Приведи примеры участия в конкуренции современных предпринимателей, использующих различные способы борьбы за потребителя.)
Конкуренцию называют главным мотором рыночной экономики. Она позволяет создавать новые и более дешевые товары и способы их производства, более совершенные технологии.
Мнения. Российские ученые-экономисты отмечают, что рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует.
«Конкуренция и конкурентный рынок — это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса; попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен наносит убытки и затрудняет возмещение издержек»,— пишут они.
Участники конкурентной борьбы стоят перед сложным выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и опередить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибылей. (Вспомни примененный Генри Фордом новый способ организации производства — конвейер, позволивший ему одержать победу в конкуренции на рынке производителей автомобилей. Подумай, с чем был связан этот успех.)
Конкуренция в рыночной экономике в отличие от командной экономики позволяет обойтись без общественного контроля производства и дает производителю возможность самому принимать экономические решения, взвешивая успех или неудачу своего дела.
Несмотря на то что производитель решает главные вопросы экономики на свой страх и риск, т. е. свободно и самостоятельно, в обществе не воцаряется хаос и анархия. Почему? Каким образом отдельные производители согласовывают свои действия друг с другом? Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе — диктатуре цен.
Чтобы понять, как «рождается» рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями «спрос» и « предложение ».
Спрос и предложение на рынке. Спрос — это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса — потребности, но они ограничены платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой денежных средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.
Предположим, ты хочешь купить спортивный костюм. От чего будет зависеть твое решение о покупке? Вероятнее всего, от нескольких факторов: от цены, предложенной продавцом, от размера имеющихся у тебя денежных средств, от твоих представлений о полезности данного товара, например о соответствии моде, времени года, погоде. (Объясни, как будет изменяться спрос, например, на шубы или школьные учебники зимой и летом.)
Для современной российской экономики характерен постоянный рост цен. При этом потребители не только не уменьшают число покупок, но и часто увеличивают их, например, пользуются сезонными распродажами. Это может быть вызвано ожиданием еще большего роста цен на товары в ближайшем будущем или исчезновения их из продажи.
Мнение потребителей о качестве товара (вкусы и предпочтения) также оказывает влияние на спрос. (Почему, на твой взгляд, телевизионная реклама так часто меняет марки и модели предлагаемых товаров, например зубной пасты, бытовой техники?)
Предложение — это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и
продать.
На предложение оказывают влияние не только цены.; Оно также зависит от роста или падении затрат на выпуск продукции. Если затраты предпринимателя, например, на заработную плату работников или сырье будут возрастать, то производство продукции, равно как и ее предложение, по сложившейся цене сократится. Использование более эффективной технологии производства позволит увеличить количество продукции при том же объеме ресурсов и соответственно увеличить предложение.
Документ:
О том, как рынок способен регулировать предложение производителей, пишет современный российский экономист В. И. Данилов-Данильян:
«Рынок таким образом регулирует затраты и результаты, что в обобщенном выражении они оказываются примерно пропорциональными для каждого целесообразного производства. Если у какого-то производителя результаты обгоняют затраты, то, по классической схеме, в эту сферу деятельности устремляются другие. Это приводит к росту предложения, падению цен на соответствующую продукцию, и устанавливается стандартное соотношение между затратами и результатами. Если же, наоборот, где-то затраты начинают обгонять результаты, то такой производитель разоряется, закрываются принадлежащие ему производства. То, что нерентабельно, не выживает, то, что сверхрентабельно, становится областью приложения новых сил, равновесие затрат и результатов восстанавливается в обоих случаях».
Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется. Поскольку никакой центр не в состоянии отследить все обстоятельства изменения спроса и предложения на различные товары и доводить информацию до участников экономики, то необходим механизм, способный регистрировать эти изменения. Именно таким механизмом в условиях конкуренции и является система цен. Для участников рынка этот механизм — компас в бунтующем море рыночной стихии. Наблюдая движение цен, как капитан на мостике наблюдает движение стрелок приборов, производители получают необходимую информацию и возможность согласовывать свои действия с действиями других.
Свободно формирующиеся в процессе купли-продажи цены являются ориентиром для производителя при принятии решений по основным экономическим вопросам: что, как и для кого производить?
Рыночные цены не просто условие продажи товара, они подсказывают производителю, что и при каких ценах может быть куплено на рынке и что, следовательно, можно производить. Если все товары производителя будут быстро проданы и по той цене, которая его устраивает, он получит доход от своей деятельности и станет богаче. Если же товар не пользуется спросом, производитель вынужден снижать цены на него. Это влечет снижение дохода производителя.
Взаимодействие спроса и предложения помогает ответить и на вопросы о том, как производить, какие технологии и способы производства применять. Производитель стремится таким образом соединять и использовать экономические ресурсы, применять такие технологии, чтобы снизить затраты на производство продукции и получить прибыль. Для этого он вводит режим экономии, внедряет новую технику, повышает производительность труда.
Наконец, рынок отвечает на вопрос, для кого производить или как распределяются товары и услуги. Они распределяются рынком между желающими их купить на единственной основе — наличии денег на покупку. А если товаров не хватает, то их получает тот, кто может больше заплатить. Именно этот товар предпочтут производители в стремлении получить наибольшую прибыль.
Рыночное равновесие. Свободное ценообразование еще одно из условий функционирования рынка. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели — делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и определяют отношения между ними.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой.
Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке. Это состояние неустойчиво, и под влиянием различных факторов спроса и предложения оно может нарушаться. Однако механизм взаимодействия спроса и предложения исправляет нарушенное равновесие. Каким образом? Если цена товара будет выше равновесной, то излишек товара нельзя будет продать и продавцы будут вынуждены снижать цену до уровня равновесной цены. Если цена будет назначена ниже равновесной, то товар тут же будет распродан, но спрос останется неудовлетворенным и соответственно цена на данный товар будет расти до равновесного уровня.
Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. Благодаря этому все люди достигают наилучшего для себя результата. А каковы же последствия подобного поведения участников обмена для общества в целом, для всей экономики?
«Невидимая рука» рынка. В условиях рынка стимулируемая спросом успешная деятельность производителей обеспечивает неуклонный рост объема нужных людям и хозяйству страны товаров и услуг. Ресурсы общества, затраченные с пользой, распределяются наиболее рационально. Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.
Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.
Подведем некоторый итог изучения действия рынка и его влияния на различные стороны жизни общества.
Рынок соединяет экономически обособленных производителей, которые стремятся обменяться результатами своей деятельности.
Рынок воздействует на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Он дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить?
Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг.
Через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о возможности получения ими более высокой прибыли, количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые нужно предложить покупателям.
Рынок быстро откликается на потребности в новых товарах. С помощью конкуренции рынок вытесняет из производства старые товары и технологии, не приносящие прибыль, и открывает дорогу новым, более эффективным. Известный австрийский экономист Йозеф П1ум-петер назвал этот процесс «созидательным разрушением». (Подумай почему.)
В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется равновесная цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
Рыночное равновесие обеспечивает взаимовыгодный обмен и поощряет эффективную хозяйственную деятельность, способствуя рациональному распределению и использованию экономических ресурсов.
Итак, рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
Повторение изученной темы:
- Каковы условия функционирования рынка?
- Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?
- Что влияет на спрос и предложение на рынке?
- Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?
- Каков механизм установления равновесной цены?
- В чем состоит принцип «невидимой руки» рынка?
Задания:
- Можно ли отнести к достоинствам рыночной экономики тот факт, что полезность продукта определяется в сфере обмена? Аргументируй свой ответ.
- Предположим, что в результате успешной рекламной кампании россияне предпочтут квас пиву. Что произойдет со спросом на пиво?
- В производстве холодильников внедрена новая технология, обеспечившая снижение затрат. Что случится с предложением на рынке этого товара?
- «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество»,— утверждал Адам Смит. Можно ли согласиться с ученым-экономистом?
- Большая часть человечества отдает предпочтение рыночному способу хозяйствования. Попробуй найти аргументы в пользу этого выбора.
Говорят мудрые:
«Убытки считай раньше прибылей».
Арабское изречение
«Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» .
Ф. Хайек (1899—1992), австрийский экономист и философ
Домашнее задание: § 14.