Обществознание 8 класс
Раздел 3.Социальная сфера.
Тема 13. § 14. Социальные статусы и роли.
Повторение ранее изученной темы:
- Кого называют личностью?
- Что такое социализация?
- К чему обязывает положение ученика средней школы?
- Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?
Изучение новой темы:
В предыдущем параграфе мы положили в основу рас-смотрения социальной структуры общества взаимосвязь основных социальных групп. Вместе с тем социальная структура может быть представлена как совокупность социальных статусов и ролей.
Социальная позиция человека в обществе. Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями и есть его социальный статус.
Вот пример статусной ситуации. Подросток К. 15 лет, сын, внук и брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель крупного города, капитан школьной футбольной команды.
Здесь перечислены многие, но далеко не все позиции, которые определяют статус личности. Так, значение имеют национальность, социальное происхождение. Социальный статус взрослого человека во многом зависит от уровня образования, профессии, занимаемой должности, семейного положения.
Таким образом, социальный статус охватывает целый набор позиций. Из них всегда можно найти главную, наиболее важную в данный период для человека. К примеру, для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки — возможность ухода за внуками и их воспитание; для мужчины средних лет — все, что связано с профессиональной деятельностью или бизнесом,— должность, размер дохода, масштаб влияния и т. п.
Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.
Иногда статус разделяют на прирожденный и приписываемый. Прирожденными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определенные титулы.
Сравните статус жены и тещи: какой приписываемый, а какой достигаемый?
Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
Так, статус ученика средней школы дает возможность приобщиться к результатам совокупного социального опыта человечества, т. е. получить достоверные знания из различных областей науки, техники, культуры, овладеть необходимыми умениями и навыками. В то нее время овладение этим опытом является и обязанностью ученика, поскольку общество заинтересовано в отвечающей современным требованиям подготовке подра-стающих поколений. Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, следовать установленному в ней распорядку, выполнять учебные задания и т. п. Поведение, ожидаемое окружающими от школьника, предполагает актив¬ное общение с одноклассниками, уважительное отношение к учителям.
Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, чтобы наладить дело, обеспечить слаженную работу всего коллектива. Кроме того, подчиненные рассчитывают, что он будет справедлив, сможет учитывать индивидуальные особенности и жизненные обстоятельства каждого, будет проявлять заботу об условиях труда и достойном вознаграждении работников. Вышестоящее начальство ожидает от него четкого выполнения правил и распоряжений «сверху» и при этом умения самостоятельно и оперативно решать все возникающие проблемы.
Что же произойдет, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения? Реакция окружающих будет зависеть от характера возникшего несоответствия. Если, к примеру, некто, отмеченный правительственной наградой, придет неуместно одетым на ее торжественное вручение, его ждет, скорее всего, лишь моральное осуждение. Иными будут последствия в том случае, когда член какой-либо политической партии допустит критику ее руководства в широкой печати. Возможно, этого человека ожидает исключение из партии. Если работник добровольно взял на себя обязанности заболевшего коллеги, начальство, вероятно, поощрит его.
Таким образом, видно, что общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т. е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.
Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Допустим, Игорь Н. знает, что, как ученик, он должен регулярно посещать школу. Одновременно, входя в небольшую группу друзей-одноклассников, положением в которой он очень дорожит, юноша стремится соответствовать ожидаемому здесь от него поведению. По инициативе лидера этой группы друзья в один из дней решают прогулять уроки, отправившись в загородную поездку.
Каким может быть поведение Игоря в условиях ролевого конфликта? Рассмотри варианты. Какую линию поведения избрал бы в данном случае ты? Почему?
В поисках себя. Ролевой репертуар (т. е. все богатство выполняемых ролей) человека во многом связан с его возрастом. Положив в основу социального деления показатель возраста, мы можем выделить ряд групп: дети, подростки, молодежь, люди зрелого (среднего) возраста, пожилые и старики.
Отношение к отдельным возрастным группам с ходом развития общества менялось. Особенно это заметно на отношении к детям и старикам. Были периоды, когда старики рассматривались как обуза и нередко прямо принуждались к тому, чтобы покинуть общину. Однако постепенно сложилось иное отношение к старшему поколению. На стариков стали смотреть как на носителей мудрости, способных дать нужный совет, помочь разрешить конфликтную ситуацию. Они стали окружаться почетом и уважением. Такое отношение было присуще традиционному обществу и отчасти сохранилось в наши дни.
Дети же долгое время рассматривались как маленькие взрослые. Представление об особом мире детства сложилось сравнительно недавно. Многие века дети сравнительно рано вовлекались в дела и заботы взрослых и никакого переходного периода от детства к взрослости не наблюдалось. О юности как особом этапе в жизни каждого человека стали говорить лишь в XVIII в. А молодежь как отдельную социальную группу стали выделять еще позднее — в индустриальном обществе. И это вызвано рядом причин. Прежде всего произошло отделение производства от семьи. Возникла, как пишут социологи, промежуточная область, в которой могла в разнообразных формах проявлять себя частная жизнь, в том числе и юношеские поиски себя, и молодежная культура. Кроме того, усложнение производства и общественной жизни потребовало более длительного периода обучения. Вступление во взрослую жизнь переносилось на более поздний возраст. В жизни каждого человека появился период, когда его уже не приходится считать ребенком, но и нельзя в полной мере отнести к миру взрослых.
Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).
В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.
Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, тендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы.
Большинство начинают понимать это уже в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть. Юность многие называют периодом экспериментирования. Молодой человек начинает «примерять» на себя различные взрослые роли, испытывать себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто произносятся слова: «Решил попробовать... (заняться автоделом, начать работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.
Отцы и дети. Еще одной возрастной группой, которую выделяют социологи, является поколение. Поколением называют людей, родившихся в один определенный период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в. Бывает, что «возраст» поколения определяют по периоду, в котором люди проявили себя наиболее ярко. Так, в нашей стране таким можно считать поколение шестидесятых — еще сравнительно молодых в 60-е гг. прошлого века людей, которые пытались содействовать обновлению нашего общества после разоблачения культа личности.
Поколением также считают группу людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей ».
Одной из устойчивых тенденций в рамках одного поколения является и изменение соотношения мужчин и женщин: если вначале незначительно численно преобладают дети мужского пола, то с возрастом эти показатели выравниваются, а к 80-летнему возрасту женщин уже почти в два раза больше, чем мужчин, чья средняя продолжительность жизни меньше, чем у женщин.
Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации. Они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях. Между поколениями существуют довольно заметные различия.
Различия между поколениями присущи любому обществу. Но сегодня, как считают многие, разрыв между поколениями существенно увеличился: образ жизни, устремления, возможности молодого поколения значительно отличаются от того, что имели, чем жили, что могли и к чему стремились их родители, а тем более бабушки и дедушки. Результатом этого может стать растущее отчуждение или даже конфликт между поколениями.
Среди основных причин увеличения разрыва между поколениями можно назвать несколько. Во-первых, быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия. Во-вторых, возросла социальная мобильность всех видов. Многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей. В-третьих, общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.
Неизбежное различие между поколениями не должно закрывать от нас непреложную истину: каждое новое поколение стоит на плечах предыдущего. Поэтому преемственность поколений, восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.
По признаку пола. Каждый из нас принадлежит к определенному полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии вы знаете, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребенка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские, либо женские половые органы.
Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер — социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначении мужчины и женщины, о том, в чем выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, в других им придается меньшее значение.
Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого общения с другими людьми.
Тендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, далее если не всегда осознают это. С учетом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определенному полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слезы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определенные личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять тендерные роли.
В известной степени закрепляет модели тендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии. В последние годы все чаще возвращаются к идее раздельного обучения. А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе.
Местом, где тендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчетливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности — работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.
На работе тендерные роли также сохраняют свое важное значение. Количество работающих женщин возросло во всем мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определенному полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (летчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.
В 90-е гг. XX в. в Канаде средний заработок женщины составлял 62% от среднего заработка мужчины.
Для современного постиндустриального общества характерно изменение тендерных ролевых установок. Женщины все активнее осваивают новые для себя роли — руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьей, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.
Повторение изученной темы:
- Что определяет статус человека?
- Чем предписанный статус отличается от достигаемого?
- Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?
- Что входит в понятие «социальная роль»?
- Что такое гендер?
- Как закрепляются тендерные роли?
Задания:
- Выскажи свое мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».
- По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом — появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?
- «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое»,— писал Б. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.
- Подумай о своих отношениях с родителями. Какое слово характеризует их более точно: взаимопонимание, отчуждение, конфликт? Если отношения напряженные, каковы, по-твоему, причины непонимания?
- В одной американской детской книге автор пишет: «Нет ничего, что мы не могли бы попробовать. Ты можешь сделать все те вещи, что ты видишь, независимо от того, кто ты — мальчик или девочка». Разделяешь ли ты такой взгляд на тендерные роли? Поясни свой ответ.
Говорят мудрые
«Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».
Б. Л. Пастернак (1890—1960), русский писатель, поэт
Домашнее задание: § 14.