Состояние и перспективы развития системы образования района.
Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.
Сенека
Потребность в коллективном обсуждении профессиональных проблем никогда не угасала, потому что именно в ней заключается социальная сущность учительской профессии. Учителя ждут и готовятся к августовским совещаниям, связывают с ними профессиональные надежды и помыслы, выверяя и уточняя по ним путь творческого педагогического поиска. Высокий уровень августовских педагогических форумов стал показателем приоритета нашей отрасли. России и Чувашии жизненно необходима система образования.
Сегодня вся Россия, и Чувашия в частности обсуждает Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики». И мы с вами сегодня тоже обсудим то состояние, в котором находится система образования нашего района, какие у неё перспективы на развитие в будущем, обсудим ключевые моменты Проекта и Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента ЧР от 21.03.2008 №25, и через их призму взглянем на наши достижения и результаты, выявим проблемы, наметим цели и задачи дальнейшего развития, так как общеизвестно, что реформа зарождается наверху, но реально живёт она только на местной почве.
Деятельность системы образования Янтиковского района направлена на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования, создание условий для максимально полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, создания равных возможностей доступного качественного образования всеми гражданами. Для этого осуществляются комплексные структурные, функциональные изменения, разрабатываются целевые программы, применяются комбинированные схемы финансирования, идет концентрация ресурсов.
В течение последних лет совершен инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе: по внедрению нового финансово-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, созданию системы оценки качества образования, развитию единой информационной образовательной среды, современной ресурсной базы, государственно - общественного управления образованием.
Система образования района включает 10 общеобразовательных школ (при школах - 6 зданий начальных классов в других населенных пунктах), 9 дошкольных образовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования и Центр диагностики и консультирования.
По традиции разговор начнем с дошкольного образования. В районе с 2001 года функционируют 9 дошкольных образовательных учреждений, в 4-х школах работают группы с кратковременным пребыванием детей.
Дошкольным образованием охвачен 581 ребенок, что составляет 52 % детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет (2001-489 (35%), 2007-503 (45,3%)). Но несмотря на некоторый рост охвата детей дошкольным образованием в районе, этот показатель все же ниже республиканского - 68%. Заполненность ДОУ от проектной мощности составляет 83,6%. Введены новые формы организации предшкольной подготовки, которой охвачено 285 детей с 6 лет и до поступления в школу, что составляет 86%.
Охват дошкольным образованием небольшой, однако, в то же время увеличилось поступление в дошкольные учреждения детей раннего возраста, особенно в райцентре, ясельные группы укомплектованы полностью. С 15 июля 2008 года открылась дополнительная группа для детей младшего возраста в МДОУ «Детский сад №2». Не смотря на это очередность на устройство в детские сады в районе имеется, численность детей, не посещающих ДОУ и нуждающихся в устройстве составляет 81 ребенок.
В районе постепенно обновляется содержание дошкольного образования. Наряду с республиканской «Программой воспитания ребенка-дошкольника» ДОУ используют элементы вариативных программ развития детей «Детство», «Кроха», «Радуга» и другие. МДОУ «Можарский детский сад» работает по международной программе «Сообщество». 3 детских сада используют в своей работе вариативные технологии, направленные на развитие личности ребенка «Я, ты, мы», «Я - человек» (д/с №1 с. Янтиково), «Физическая культура - дошкольникам» Л.Д. Глазыриной (д/с №2 с. Янтиково), «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (д/с №1 с. Янтиково).
Медико-социальные условия в ДОУ способствуют укреплению, сохранению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. В 2001г. одним ребенком по болезни пропущено 8,5 дней, в 2006 - 11,9, в 2007 - 11,7 дней. В целях улучшения работы по охране жизни и здоровья детей совместно с ЦРБ и ЦГСЭН в четвертый раз в районе в этом году проводился районный конкурс «За здоровьем - в детский сад», который проводился по 3-м номинациям: «Лучший детский сад в сельской местности», «Лучший воспитатель», «Лучшая медицинская сестра».
Своеобразным смотром инновационного опыта воспитательной практики стал конкурс «Лучший воспитатель года», который помог выявить воспитателей, работающих в подлинном режиме творчества, новаторства, достигших высоких результатов в обучении и воспитании детей, которые признаны и родителями, и детьми. Победителем стала Т.Г. Шакина, воспитатель МДОУ «Детский сад №1 с.Янтиково».
Высоких результатов в обучении и воспитании детей добивается воспитатель МДОУ «Детский сад №2 с.Янтиково» Т.Н. Павлова, ежегодно подтверждая это успехами в различных конкурсах, в истекшем учебном году она стала победителем республиканского конкурса «Светофорик» в номинации «Лучший воспитатель по обучению правилам дорожного движения».
Доступность дошкольного образования обеспечивается регулированием платы родителей за содержание детей в детском саду и поддержанием ее на социально приемлемом уровне. Ее размер в районе составляет 350 рублей в месяц. Выплачивается компенсация части родительской платы. Сохраняются социальные льготы по родительской плате: 2 ребенка посещают детские сады бесплатно, 74 - оплачивают услуги детского сада на 50%, всего льготами пользуются 13% воспитанников (в 2006г. - 11,3%). Стоимость питания на одного ребенка в день составляет 29 рублей.
Несмотря на определенные достижения в области дошкольного образования, подчеркнем, что в Проекте оговаривается, что «при формировании современной модели повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей». Две цели дошкольного образования и две болевые точки этого образования в нашем районе.
В наших детских садах, в отличие от городских очень мало предоставляется дополнительных услуг. И хотя мы говорим, что в ДОУ создаются условия для свободной нерегламентируемой деятельности детей. Однако, только в 6-ти детских садах из 9-ти функционируют кружки и секции: 1 секция физкультурно-оздоровительного направления (Можарский д/с), 2 танцевальных кружка (д/с №1, №2 с. Янтиково), 3 кружка художественно-эстетического направления (Ян-Норвашский д/с, №1 и №2 с. Янтиково), в 1-м детском саду организовано обучение игре на музыкальных инструментах (д/с №1 с.Янтиково), оказываются услуги логопеда. Все дополнительные услуги бесплатные. Однако качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Многие родители в условиях рынка готовы оплатить дополнительные образовательные услуги, однако наши ДОУ оказались не готовы к выполнению внешнего заказа и не способны подстраиваться под запросы потенциального заказчика услуг. В итоге система предоставления услуг нашими дошкольными учреждениями лишена и многообразия, и гибкости.
В сельской местности много детей воспитывается дома, потому что за детьми часто присматривает старшее поколение. Сейчас, когда благодаря проводимой политике, статус семьи поднялся на более высокий уровень, когда мы вспомнили, что все основы закладываются в человеке в семье, просто необходимо помочь семьям, воспитывающим детей дома. К тому же «отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Поэтому, самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет)». И хотя в районе при детских садах созданы консультационные центры для таких семей, однако приходиться констатировать в деятельности дошкольных учреждений формальный подход к организации консультативно-практической помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях.
Качество работы дошкольных учреждений в значительной мере зависит от образовательного уровня педагогических кадров. Количество педагогов ДОУ - 49, из них лишь 22% с высшим образованием, 46 (93,9%) педагогов имеют квалификационные категории. Ежегодно отдел образования дает рекомендацию работникам ДОУ заочно получить высшее образование, однако образовательный ценз педагогических кадров ДОУ по-прежнему очень низок.
Также назрела острая необходимость укрепления и обновления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
В целом в области дошкольного образования предстоит сделать немало, так как уже в ближайшей перспективе дошкольный этап образования должен стать всеобщим и массовым.
Значительные изменения за последние годы произошли и в системе общего, школьного образования.
В 11 общеобразовательных школах в 2007-2008 учебном году обучалось 2339 учеников. Обучением охвачены все дети школьного возраста, подлежащие обучению.
Стратегической целью государственной политики в области образования в соответствии с Проектом является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В целях обеспечения доступности к качественному школьному образованию независимо от места жительства и доходов семьи в Янтиковском районе реализуются различные образовательные проекты и программы. Это введение нормативного бюджетного финансирования и перевод общеобразовательных учреждений на финансовую самостоятельность, укрепление их учебно-материальной базы, реструктуризация сети образовательных учреждений всех уровней и реализация программы «Школьный автобус», переход на профильное обучение старшеклассников, внедрение современных образовательных, информационных коммуникационных технологий, создание новой системы оценки качества образования путем введения единого государственного экзамена, новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и развитие государственно-общественной системы управления.
В рамках реализации направления «Сельский школьный автобус» за последние годы в район поступило 8 школьных автобусов и 3 микроавтобуса. Организован подвоз 374 учащихся из 14 населенных пунктов.
Активно внедряются информационные технологии. На 1 компьютер приходится 15,7 учащихся (2000г. - 300, 2007г. - 18,9). В рамках реализации ПНПО все образовательные учреждения района подключены к широкополосному каналу Интернет. Во всех школах работает электронная почта и созданы сайты, но необходимо отметить, что в школах забывают их регулярно обновлять.
В результате реализации мер по реструктуризации школ такие экономические показатели, как наполняемость школ, классов, число учащихся на 1 учителя улучшаются, не смотря на общее уменьшение количества учащихся. Наполняемость школ составляет 66%, наполняемость классов - 17,6 учеников (2001г.-16,3, 2007г.- 17,9), на одного учителя приходится 9 учащихся (2001г.- 9,6, 2007г. - 9).
В рамках реструктуризации сети школ развитие получает сетевое взаимодействие ресурсных центров с базовыми и другими общеобразовательными учреждениями по организации профильного обучения старшеклассников, которое способствует обеспечению равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся, расширению возможности их социализации. Для этого в районе созданы условия для углубленного изучения отдельных учебных предметов, разработана и утверждена решением Собрания депутатов Янтиковского района Программа сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и общеобразовательными учреждениями Янтиковского района ЧР по организации профильного образования на 2006-2010 годы. Все школы района участвуют в эксперименте по введению предпрофильной подготовки, в старших классах ресурсных центров организовано дифференцированное обучение по профилям: гуманитарный, естественно-научный, технолого-экономический, физико-математический, социально-педагогический. С 2006-2007 учебного года организовано сетевое взаимодействие ресурсного центра МОУ «Янтиковская СОШ» с Алдиаровской, Новобуяновской, Можарской и Тюмеревской общеобразовательными школами по организации профильного обучения учащихся старших классов. Учащиеся данных школ обучаются в Янтиковской СОШ один день в неделю по 4-м профилям: гуманитарному, агротехническому, естественно-научному и физико-математическому. В 2007-2008 учебном году организовано сетевое взаимодействие базовых Яншихово-Норвашской и Турмышской школ по 3-м профилям: информационно-технологическому, социально-гуманитарному и спортивно-оздоровительному. В Индырчской СОШ работает агротехнический профиль, в Чутеевской СОШ - естественно-научный. Также в Янтиковской СОШ с 2006-2007 учебного года действует кадетский класс, который функционирует в рамках оборонно-спортивного профиля, и в 2007-2008 учебном году открылся гимназический класс (8 класс) по физико-математическому профилю.
85,6 процента старшеклассников всех средних школ охвачены профильным обучением (2002г. - 4,6%, 2007 г.- 65,3%). К сожалению, на фоне уменьшения количества детей наблюдается и уменьшение обучающихся на старшей ступени образования. Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно образовательное учреждение, имеющее старшую ступень составляет 48,7 (2001 г. - 58,9, 2007г. - 56,8). Этот показатель просто стал маячком, который высветил другую намного более обширную проблему, которой, как ни странно, уже давно есть решение. В последнее время актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам - создание специальных школ для младших школьников и для старшеклассников. Таким образом, «важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях». Поэтому в перспективе должны появиться отдельно школы для младших и старших школьников. Также развитие должны получить инновационные формы получения образования: экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и т.д.
До сих пор профильное обучение вместо того, чтобы разгружать наших детей, только дополнительно нагружает, порой, лишая их здоровья, чего мы ни в коей мере не можем допустить. Профильное обучение должно строиться не на жестком наборе специализаций, а на возможности построения школьником индивидуальных траекторий. Вот это наши учителя все никак не могут осознать. Анализ учебных планов показывает, что, добавляя часы на профильные предметы, в наших школах в то же время ни за что не хотят срезать часы по непрофильным. Приходится доказывать, что это просто необходимо. Очень интересно также проанализировать списки участников предметных олимпиад. Порой одни и те же лица можно увидеть на олимпиадах совершенно различной направленности и никак не соприкасающихся. При разговоре с ребенком выясняется, что ему нужны только определенные предметы, а остальные ему, в принципе, не нужны, но учителя заставляют, потому что он отличник и силен во всех предметах. Понятно, учителям нужны результаты, но почему ценой здоровья ребенка. Вспомните о предназначении вашей профессии. Вообще, даже домашнее задание нужно запретить задавать по тем предметам, которые ученику не нужны в будущей жизни и профессии.
Профильное образование должно сделать возможной разгрузку детей. «Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования». Сужение поля принуждения ребенка и расширения пространства его инициативного действия потребует расширения сферы дополнительного образования школьников.
На данный момент в районе 2 учреждения дополнительного образования детей: МОУ ДОД «Детско-юношеский центр творческого развития» и МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа». МОУ ДОД «Янтиковская детская школа искусств» с 20 июня 2008 года реорганизована в форме присоединения к МОУ ДОД «Детско-юношеский центр творческого развития», однако все направления деятельности этого учреждения сохранены и дети имеют возможность получить полноценное музыкальное образование. Дополнительным образованием в учреждения ДОД охвачено 984 ребенка, что составляет 42,1 %, всего охват дополнительным образованием, включая кружковую деятельность составляет 81%.
По линии учреждений дополнительного образования детей проходит огромное количество мероприятий, различных конкурсов всех уровней, где наши дети показывают очень неплохие результаты. Хочется поздравить «зарничников» и «орлят», которые ежегодно доказывают, что они одни из лучших в республике. Ежегодно призерами становятся наши учащиеся на республиканских соревнованиях по спортивному ориентированию, в конкурсе юных инспекторов движения, конкурсе «Сердце матери» и других творческих конкурсах.
И здесь, возвращаясь к вопросу здоровья наших детей, хочется отметить, что работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей в районе ведется. Традиционными стали акции «За здоровый образ жизни», «Молодежь против СПИДа», «Мы – против наркотиков», лекции медработников, выставки рисунков, плакатов, спортивно-массовые мероприятия, дни здоровья, физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников «Малышиада». Проводятся различные диагностики о вредных привычках. Занятия физической культурой проводятся 3 часа в неделю. Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности у детей в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на воздухе. Во всех школах организовано горячее питание. Немаловажное значение имеет организация летнего труда и отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков в летний период. В течение летнего периода работали пришкольные оздоровительные лагеря, профильные лагеря, также действовали трудовые бригады. В текущем году количество детей, охваченных организованными формами отдыха в каникулярное время, составляет 1303 (63,1%). Объем финансирования из муниципального бюджета на летний отдых составил 70 000 рублей.
Одной из составляющих работы по сохранению здоровья детей являются занятия спортом. В районе проводится большое количество соревнований по легкой атлетике, лыжным гонкам, футболу, волейболу и др. Слабо развивается в школах настольный теннис, необходимо готовить пловцов, т.к. с прошлого учебного года плавание включено в зачет республиканской Спартакиады школьников. В районной Спартакиаде школьников по 10-ти видам спорта лучшими стали Янтиковская, Шимкусская и Турмышская школы. Есть среди тренеров-преподавателей энтузиасты, благодаря которым наши учащиеся показывают неплохие результаты по отдельным видам спорта на республиканских соревнованиях. Это А.А. Пимулин (гиревой спорт), В.С. Захаров (волейбол), В.Г. Иванов (хоккей), М.М. Андреев (дзюдо). Детская хоккейная команда в этом году в республиканских соревнованиях заняла 3 место.
Работу в этом направлении надо продолжать, потому что только здоровый ребенок способен полноценно учиться, а впоследствии трудиться.
Одна из ключевых задач, ведущая к реализации стратегической цели, обозначенной в Проекте - это обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях.
Инновации возникают закономерно. Однако они возникают не на пустом месте, всегда опираются на определенный педагогический опыт, традиции. И у нас есть на кого ориентироваться, у кого учиться.
«Точками роста» в школьном образовании стали два ресурсных центра (МОУ «Янтиковская СОШ», МОУ «Шимкусская СОШ»), оснащенные самым современным учебным оборудованием, и четыре базовые школы. Доля детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса на сегодняшний день составляет 81,4%.
Ежегодно школы района участвуют в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2006 году МОУ «Шимкусская СОШ» получила грант Президента России, которой из федерального бюджета на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях предоставлена субсидия в сумме 1,0 млн. рублей. В 2007 году победителем конкурсного отбора на получение государственной поддержки из федерального бюджета в размере 1,0 млн. рублей стала МОУ «Янтиковская СОШ». К сожалению, в 2008 году ни одна школа не смогла оказаться в числе победителей.
По итогам конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения в 2006 г. 2 учителям (Михайловой А.П, учителю биологии МОУ «Янтиковская СОШ», Кирилловой З.В., учителю химии и биологии МОУ «Шимкусская СОШ») присуждено денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей каждому. В 2007 году из 13 учителей района, участвовавших в конкурсе, в рейтинговый список вошли 3 учителя (Николаева Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Индырчская СОШ», Куракина Н.С., учитель русского языка и литературы МОУ «Чутеевская СОШ», Степанова Е.М., учитель начальных классов МОУ «Кармалинская ООШ»). 1 педагог дополнительного образования (Кириллов В.Р., педагог МОУ ДОД «ДЮЦ ТР») стал одним из победителей конкурсного отбора на получение денежного поощрения Президента Чувашской Республики среди педагогов учреждений дополнительного образования.
В 2008 году в число победителей вошло 2 учителя школ района (Васильева Г.П., учитель чувашского языка и литературы МОУ «Индырчская СОШ» и Иванова Р.А., учитель начальных классов МОУ «Тюмеревская СОШ»).
В целях распространения опыта лучших школ и учителей района ежегодно проводятся различные мероприятия: день общественной экспертизы, фестиваль педагогических инноваций, дни открытых дверей «Школа-школе», мастер - классы, семинары и т.д.
С целью развития инновационного потенциала педагогических работников в районе ежегодно проводятся различные конкурсы, где необходимо продемонстрировать свое профессиональное мастерство: «Учитель года» (2005г.), «Лучший классный руководитель» (2006г., 2007г., 2008г.), «Лучший урок с использованием ИКТ» (2004,2006,2008г.г.), «Фестиваль педагогических инноваций» (2005г.). Победители и призеры конкурсов поощряются дипломами, грамотами и ценными призами.
Однако многочисленные конкурсы, проводимые на разных уровнях, показали, что не все наши учителя представляют себе суть инновационной деятельности, часто просто оперируя малопонятными для них терминами. Далеко не будем ходить: не первый год мы с вами говорим о необходимости не просто использовать проектный метод в обучении, а обучать детей с помощью проектного метода, а наши учителя и сами проекты разрабатывать не умеют до сих пор. Правда, есть учителя, владеющие данным методом на высоком уровне. Они успешно применяют его в своей повседневной работе, делая уроки продуктивными и эффективными. Под их руководством учащиеся становятся призерами различных конкурсов и интеллектуальных состязаний. Среди таких учителей можно назвать А.П. Михайлову, Н.И. Гаврилову, С.В. Захарову (Янтиковская СОШ), Н.Г. Николаеву (Индырчская СОШ), А.Н. Арапову (Можарская СОШ), Н.С. Куракину (Чутеевская СОШ), Л.К. Ванерке, Н.П. Майраслову (Ян-Норвашская СОШ) и другие. Но, к сожалению, процент таких учителей пока небольшой, в то время, как проектный метод обучения должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса, так как «важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты». Речь идет о компетентностном подходе, когда «акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий».
Нельзя забывать, что интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это тоже связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В 2005-2006 учебном году в районе была создана база данных одаренных детей. Нужно отметить, что с каждым годом эта база пополняется новыми именами (2005-2006 уч. год – 299 имен (10,9% от общего количества детей), 2006-2007 уч.г. – 309 имен (12.23%), 2007-2008 уч.г. – 315 имен (13,46%).
Ежегодно проводятся районные предметные олимпиады для учащихся 8-11 классов, научно-практические конференции учащихся, интеллектуальные олимпиады для младших школьников. Увеличивается количество участников и призеров. Победители районного этапа защищают честь района на республиканском этапе, где показывают неплохие результаты. В истекшем учебном году наши учащиеся завоевали 5 призовых мест на республиканских олимпиадах. Кузьмин Сергей, ученик 10-го класса МОУ «Янтиковская СОШ», защищая честь республики, занял 3-е место на Всероссийской олимпиаде по праву. Подготовол призера Всероссийской олимпиады А.Н. Кириллов.
Школы ежегодно представляет своих учеников на районных и республиканских научно-практических конференциях. Если в 2005 году на республиканскую конференцию-фестиваль творчества обучающихся «EXCELSIOR» было представлено 12 исследовательских работ и только одна из них заняла призовое место, то в 2008 году приняла участие 41 работа, 12 из которых оказались в числе лучших.
Из года в год растет количество участников республиканской дистанционной олимпиады. Победителями IV дистанционной олимпиады по русскому языку стала ученица Яншихово-Норвашской СОШ , V – ученица Янтиковской СОШ по биологии.
При анализе результатов различных интеллектуальных конкурсов невольно бросается в глаза тот факт, что среди призеров мы чаще всего видим учащихся Янтиковской, Шимкусской, Можарской, Ян-Норвашской школ. И если первые две школы - ресурсные центры, то, например, Можарская СОШ - даже не базовая школа. Все это говорит о том, что достижение таких результатов не дает ни статус школы, ни какие - либо другие условия, а только целенаправленная работа с одаренными детьми и заинтересованность учителя.
Процесс обучения в новой модели становится многообразным и вариативным, поэтому «важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты».
Сейчас в целях создания независимой оценки качества образования государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов проходит в форме ЕГЭ. Единый государственный экзамен расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вуз. В 2008 году выпускникам предоставлялась возможность пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ по 12-ти предметам. 50,5 % (в 2006 г. - 47%, в 2007 г. -54%) выпускников сдавали ЕГЭ по трём и более предметам.
Все выпускники прошли аттестацию в форме ЕГЭ по русскому языку и математике. Средний бал по русскому языку составил 57,4 балла (в 2007 году - 49,3 в 2006 году – 51,65), по математике – 51,9 баллов (в 2007 году - 55,45 в 2006 году – 58,6). Успешно сдали ЕГЭ - 88,7%.
Еще одной внешней процедурой оценки качества образования стала государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов по новой форме, которую в истекшем учебном году прошли по русскому языку и математике все выпускники 9-х классов, по чувашскому языку - выпускники чувашских национальных школ, а также по желанию аттестацию прошло по физике - 10 выпускников, по биологии - 21. Устные экзамены для выпускников, поступающих в соответствующие профильные классы, также проведены с участием членов ТЭК.
С аттестацией справились 99,6 % выпускников основной школы. Средний балл по математике составил 4,3, по русскому языку – 3,9, по чувашскому языку - 3,5.
По итогам государственной (итоговой) аттестации выпускниковй 234 выпускника 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании, в том числе 15 - особого образца, и 275 выпускников 11-х классов - аттестат о среднем (полном) общем образовании, 19 из них награждены медалями «За особые успехи в учении» (8 - золотыми, 11 серебряными).
Поступаемость наших выпускников тоже можно отнести к показателям внешней оценки качества образования. Процент поступления в ВУЗы выпускников средних школ 2007 года составил 57,8, 22,4% поступили учиться в Сузы, 11,7% - ПУ, 7,8% - были трудоустроены. Радует тот факт, что по итогам мониторинговых исследований результаты работы системы образования района соответствуют заказу государства, то есть наши выпускники востребованы на рынке труда.
Новым методом оценивания должна стать внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. Новые методы будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка.
Немаловажную роль в создании системы оценки качества должна сыграть и общественность, так как активное привлечение представителей общественности к школьным делам – тоже одна из задач в сфере образования. Система образования района уже стала более открытой и прозрачной. Все школы района имеют органы государственно-общественного управления образованием, в 9-и школах (90 %) - Управляющие советы, в 1-ой – Совет школы с функциями управления. Они обладают в соответствии с зарегистрированными Уставами комплексом управленческих полномочий, в том числе и по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда, обеспечивают демократический, государственно-общественный характер управления, активно влияют на организацию внутришкольной жизни и содержание образовательного процесса. Деятельность органов ГОУ направлена на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, контроль за качеством образования, содействие созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса и т.д. Создан муниципальный попечительский совет при отделе образования и молодежной политики администрации Янтиковского района. Во всех школах теперь уже ежегодно проходят публичные отчеты директоров перед общественностью.
Однако, не смотря на то, что много полномочий передано органам государственно-общественного управления, пока, к сожалению, мы констатируем формальный подход к организации деятельности управляющих советов школ, в том числе и к распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, и к оценке качества образования.
Задача обеспечения современного качества образования обусловливает новые подходы в области кадровой политики.
В истекшем учебном году в школах района работало 299 учителей. Только 73,9 % педагогов имеют квалификационные категории, что меньше, чем в предыдущие годы (2007г. - 83,5%, 2006 г. – 81,6 %, 2005 г. – 74,5%), в том числе 6,0% – высшую, 46,8 % - первую и 21% - вторую. Среди учителей 8,7% пенсионного возраста, а молодых специалистов со стажем работы до 5-ти лет 4,0%. 90,3% педагогов владеют навыком работы на компьютере, 65,1% - активно используют ИКТ и цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе.
Одним из ярких примеров использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе педагогами можно назвать Михайлову А.П., учителя биологии МОУ «Янтиковская СОШ», которая сама разработала целый ряд уроков с использованием ЦОРов, ежедневно использует их на практике в виде электронных презентаций нового материала, тестов по пройденным темам, применением электронных учебников, Интернета (в кабинете имеется свободный доступ к сети), проведения лабораторных работ с помощью цифрового микроскопа и т.д., а также разработала программу дистанционного обучения учащихся республики по анатомии. В 2007-2008 учебном году А.П. Михайлова заняла 1-е место на районном и 3-е на республиканском конкурсах «Лучший урок с использованием ИКТ». Она показала мастер-класс по применению педагогами учебного оборудования и ЦОРов в образовательном процессе для учителей своего района, а также для учителей биологии Чувашской Республики.
Сейчас с переходом на новую систему оплаты труда появилась возможность поощрения таких учителей. В рамках комплексного проекта модернизации образования с 1 сентября 2007 года МОУ «Шимкусская СОШ» перешла на полную схему новой системы оплаты труда работников образования, во всех остальных школах введена стимулирующая часть фонда оплаты труда, направленная на поощрение педагогических работников в соответствии с результатами их труда. Средний размер зарплаты учителя по району составляет 7781 рубль в месяц, воспитателя ДОУ – 4848 рублей. 133 классных руководителя в районе в 2007-2008 учебном году получали вознаграждение за выполнение функций классного руководителя.
Но чтобы обеспечить новое качество образования мало только повысить зарплату, нужно изменить систему подготовки и переподготовки педагогов. Сейчас и на уровне России, и на уровне республики речь идет о создании системы непрерывного образования, одной из ступеней которого должно стать т.н. «образование взрослых», которое должно содействовать всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни, обеспечивая тем самым пожизненное обогащение творческого потенциала личности. Это образование включает в себя, конечно же, и профессиональную переподготовку и повышение квалификации. С целью создания мотивационных условий для непрерывного повышения квалификации учителей и обеспечения результативности их работы в республике модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ. Новая процедура аттестации ориентирована на определение компетентности: предметной, ИКТ - компетенции. Но, к сожалению, пока приходится констатировать, что педагогические кадры не в полной мере обеспечивают современное содержание образовательного процесса. Преобладающими остаются традиционные методы и формы обучения.
Одной из актуальных проблем, как и в республике, так и в районе остается образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Не создана система раннего педагогического сопровождения детей, а также целостная система интегрированного школьного образования, консультационного и информационного сопровождения родителей. Дети с ограниченными возможностями здоровья остаются пока не охваченными инновационными моделями обучения и воспитания. Небольшими шажками мы продвигаемся по пути решения данной проблемы, но сделать предстоит еще очень многое. Создан и функционирует Центр диагностики и консультирования, специалисты которого, в первую очередь, занимаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья. По специальным коррекционным программам в общеобразовательных (массовых) школах обучается 30 детей. В перспективе необходимо организовать дистанционное обучение для таких детей, переподготовить кадры, практически нет специальной литературы и т.д.
Нельзя забывать и о воспитательной составляющей образовательного процесса. Проводимая воспитательная работа в образовательных учреждениях была направлена на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Мероприятия охватывали несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения были различны, конкурсность, состязательность, нацеленность на успех явились главными принципами проведения мероприятий, что позволило значительно увеличить количество участников творческих, интеллектуальных соревнований. Развиваются детские общественные объединения и организации, которые созданы во всех школах района.
Постоянно ведется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений. В школах формируется банк данных об учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, на котором по району состоит 71 учащийся (в начале 2007 учебного года состояло 80 учащихся). В ПДН ОВД по Янтиковскому району состоит 14 учащихся. С ними различными субъектами профилактики постоянно ведется индивидуальная профилактическая работа (беседы, дискуссии, консультации, диагностику, тренинговые занятия и др.). Для сравнения если в прошлом в 2006-2007 году в ПДН в начале учебного года состояло 7 учащихся, в конце – 21 учащийся, то в 2007-2008 году в начале учебного состояло 18 учащихся, в конце года – 12, т.е учащихся, состоящих на учете в ПДН стало чуть меньше. Обстановка по совершению несовершеннолетними преступлений тоже осталась на одном и том же уровне: за 2007 год несовершеннолетними совершено 8 преступлений, из них 4 - учащимися школ. За 6 месяцев 2008 года – 5, за аналогичный период прошлого года столько же, однако на данный момент их зарегистрировано уже 7. Так что обстановка, в целом, заставляет призадуматься, успокаиваться ни в коем случае нельзя, профилактика правонарушений не только улучшает показатели работы воспитательной системы, но и спасает детей от необдуманных поступков, способных загубить всю их последующую жизнь.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Решать эти задачи невозможно в одиночку, необходимо объединить усилия педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, Центра социального обслуживания населения, Центра занятости населения и других субъектов профилактики.
В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования обновляется материально-техническая база школ: проведены ремонтные и пожарные мероприятия на 1,5 млн. рублей, в район поступило 6 учебных кабинетов (физика - Турмышская СОШ, химия - Индырчская СОШ, русский язык - Шимкусская СОШ, биология - Чутеевская СОШ, английский язык, ОБЖ - Янтиковская СОШ), пополняются художественной и энциклопедической литературой библиотечные фонды школ.
Несмотря на вложение материальных средств в систему образования, и в этой области еще много предстоит сделать. Есть еще в нашем районе учреждения образования, котельные которых пока работают на твердом топливе, необходима их газификация. В деревянном здании находится МОУ «Алдиаровская средняя общеобразовательная школа», планируется строительство нового здания.
Благодаря приоритетному национальному проекту и комплексному проекту модернизации образования в системе образования происходит много позитивных изменений, но, не смотря на определенные достижения в развитии системы образования района, предстоит сделать еще немало, еще существует ряд проблем, требующих решения в ближайшей и стратегической перспективе.
«Образование будущего, - как сказано в Стратегии развития образования в Чувашской Республике, - сохраняя некоторые ценности традиционного и технологического обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, подбору образовательных технологий, адекватных возрасту, к построению образовательной среды, «оживляющей» знания. Это станет условием получения новых образовательных результатов в соответствии с ценностями будущего общества».