Уважаемые коллеги!
Прежде чем приступить к проведению мероприятий в общеобразовательных школах и в других детских учреждениях разъяснительных бесед, направленных на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренингов по формированию безопасного поведения, мы рекомендуем ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами и методологическим и методическим материалом, регламентирующим проектирование и проведение вышеназванных мероприятий.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2011. – 48 с.
- Фундаментальноеядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.– М. : Просвещение, 2011. — 79 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 342 с.
- Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.
На основе вышеназванных источников вы сможете правильно определить цель и задачи, содержание комплекса мер в образовательном учреждении (ОУ), направленных на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренингов по формированию безопасного поведения.
На базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее Стандарт) необходимо определить стратегические цели проектируемых мероприятий. К их числу можно отнести:
– создание здоровьесберегающей инфраструктуры в ОУ;
– рациональную, согласно ФГОС, организацию учебного процесса и внеурочной деятельности;
– формирование у обучающихся личностной, семейной, социальной культуры;
– формирование современной культуры безопасной жизнедеятельности;
– формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– повышение квалификации специалистов (руководителей, учителей, воспитателей и др. работников образовательной системы);
– просвещение родителей в вопросах формирования культуры здоровья и т.д.
Таким образом, Стандарт должен быть положен в основе как целеполагающей, так и реализующей цель деятельности.
Каждому образовательному учреждению необходимо разработать свою программу проведения разъяснительных бесед и других мероприятий, направленных на выработку у детей компетентных действий в условиях угрожающих жизни ситуациях, с учетом приоритетов ОУ, с возможностями, ситуацией, актуальностью и необходимостью решения проблем. Разработку программы необходимо начать с анализа инфраструктуры ОУ, с целью определения микроклимата, соответствия мебели, влияния сменности занятий, устройства реакриаций и т.д. то есть тех условий, которые важны для сохранения здоровья обучающихся, условий, формирующих свой тип жизнедеятельности, которые особым образом влияют на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье.
Программа должна содержать:
- Определение конкретных задач по каждому направлению деятельности коллектива ОУ по формированию у обучающихся компетентных действий в условиях угрожающих жизни ситуациях.
- Определение организационных мероприятий, условий и ресурсов, для реализации поставленных перед коллективом задач.
- Определение участников и ответственных за проведение мероприятий.
Содержание программы ОУ по проведению разъяснительных бесед и других мероприятий, направленных на выработку у детей компетентных действий в условиях угрожающих жизни ситуациях должна быть реализована через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Формы организации запланированных мероприятий, чередование урочной и внеурочной деятельности коллектива определяет ОУ с учетом своих условий, традиций, ситуации, социального окружения.
Организаторы бесед, тренингов и других мероприятий должны помнить, что эффективность воздействия информации во многом зависит от соблюдения следующих принципов:
– учета возрастных особенностей;
– рационального использования времени, системность и последовательность воздействия материала;
– научности и доступности;
– необходимости и достаточности, актуальности информации;
– корректности содержания и методики проведения беседы;
– новизны информации, неожиданности;
– импровизации, перехода от монолога к диалогу;
– поэтапного продвижения к истине;
Здоровьесберегающей фактор должен стать основополагающим принципом при организации бесед и тренингов. В целях формирования навыков здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, формирования знаний о правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера беседы могут иметь следующую структуру:
Тема: «Улица полна неожиданностей»
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
– в какие экстремальные ситуации может попасть человек на улице и почему?
– что такое безопасное поведение?
– где необходимо искать поддержку в случае экстремальной ситуации?
– как можно избежать возможные опасности?
Основные понятия беседы: экстремальная ситуация, права и обязанности, правоохранительные органы, безопасность, защита, первая помощь и правила ее оказания.
Структура беседы:
- Вступительное слово.
- Обсуждение проблем.
- Заключение, составление или чтение памяток.
В конце беседы или тренинга можно предложить детям совместно с организатором составить памятки на разные темы, например: «Как уберечь себя от нападения на улице», «Как себя вести при нападении», «Как уберечь свое жилище от грабителей», «Как не стать жертвой маньяка», «Как отказываться от спиртного и наркотиков», «Полезные привычки», «Составляющие здорового образа жизни», «Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний», «Зачем нужны прививки», «Что нужно знать, чтобы не болеть простудными заболеваниями», «О пожарной безопасности», «Как себя вести на дороге» и т. д. Такой подход будет эффективней, чем простое чтение уже готовых памяток или правил поведения.
Примеры совместно с детьми составленных памяток могут иметь следующую структуру и содержание:
Как уберечь себя от нападения на улице
- Старайся не ходить по безлюдным, мало освещенным и незнакомым улицам, особенно в вечернее время. Опасность может исходить также от заброшенных зданий, пустующих строек, лесных полос, парков – здесь могут находиться преступники.
- Если тебе кажутся подозрительными человек или группа людей на улице, а прохожих поблизости нет, лучше избежать встречи с ними и повернуть назад.
- Не бери с собой на улицу дорогие вещи, деньги – они могут стать приманкой для преступника.
- Изучи микрорайон, в котором тебе приходится часто бывать. Отметь для себя место, где можно найти телефон, пост полиции, что бы обратиться за помощью в случае опасности.
- Не провоцируй нападение какими-либо вызывающими или противоправными действиями со своей стороны.
Как себя вести при нападении
- Если тебя кто-то преследует, старайся быстро бежать в сторону, где могут быть люди.
- Если это невозможно делать, громко кричи и зови на помощь.
- Если преступники требуют отдать какую-либо вещь, не сопротивляйся: лучше лишится ее, чем жизни и здоровья.
- Запомни приметы преступника, чтобы потом можно было описать его портрет в полиции.
Как не стать жертвой маньяка
- Никогда ни под каким предлогом не садись в чужую машину. Если приходится идти вдоль дороги, двигайся навстречу движению.
- Никогда и никуда не ходи с незнакомыми людьми, чтобы тебе не обещали за это.
- Никто из незнакомцев не должен обнимать и целовать тебя.
- Не садись в лифт с незнакомыми людьми.
- Если на тебя кто-то напал, нужно кричать, вырываться, кусаться, обманывать.
- Старайся убежать любым способом.
- Твои родители должны всегда знать, где ты находишься.
- Вместе с жильцами твоего дома необходимо заботиться о том, чтобы в подъезде, на лестничной площадке, во дворе всегда было светло и не было опасных мест.
Как отказываться от спиртного, наркотиков и табакокурения
- Наркотики, спиртное или сигареты предлагают к употреблению люди, имеющие коростные цели. Даже если это знакомые или приятели, они тебе желают зла.
- Отказываться от наркотиков, сигарет и спиртного нужно в любом случае – приняв их, ты можешь умереть или нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Можно просто повернуться и уйти.
- Можно выбрать любой из вариантов, в зависимости от обстоятельств: «Мне нельзя это употреблять, потому что я болен, у меня аллергия», «Я категорически против наркотиков, табакокурения, спиртного», «Я не вижу необходимости в употреблении предложенного, мне и так хорошо» и пр. необходимо обязательно что-то придумать.
- Лучше всего не связываться с компаниями, в которых могут употреблять наркотики и спиртное, курят сигареты (по «Настольная книга классного руководителя / Лунина Е.Н., Шепурева Н. С. – Ростов н / Д : Феникс, 2002. – 384 с.).
Как себя вести при пожаре
- Никогда не паникуйте, вам это не поможет, а только приведёт к трагическим последствиям. Всегда есть «лишние» десять секунд, чтобы остановиться и подумать.
- Первым делом звоните в службу спасения – за вас это просто может никто не сделать. Проследите, чтобы кто-нибудь встретил пожарный расчёт и помог ему быстрее добраться до места.
- Для того, чтобы расти и усиливаться, огню нужен кислород, желательно в форме ветра – не оставляйте сквозняков, закрывайте двери и окна.
- Большинство людей погибает не в огне, а задохнувшись угарным дымом. При пожаре сразу же приготовьте намоченную тряпку (множество людей спасли себе жизнь тем, что воспользовались собственной мочой), через которую, возможно, придётся дышать. В задымлённом помещении передвигайтесь как можно ниже к полу – дым всегда стремится наверх.
- Не тушите включенные электроприборы водой – нужно обесточить электроприбор, затем накинуть на воспламенившуюся технику покрывало или тяжелую штору или воспользоваться специальным огнетушителем.
- Не прыгайте с верхних этажей, не надо спускаться по верёвкам, простыням, водосточным трубам. Лучше подождать 15 минут помощи, чем сигануть с восьмого этажа, лелея мысль о выживании. Разумеется, когда вам своевременно предложат пожарный тент – не думайте о боязни высоты.
- Если у вас есть возможность помочь другим людям – реализуйте её любыми способами, лучше спасти несколько чужих жизней, чем собственное имущество.
Если пожар в квартире
- Если возгорание небольшое и пока неопасное – необходимо постараться устранить его самому. Для этого либо залейте огонь водой, либо накройте его плотным покрывалом, чтобы перекрыть поступление воздуха.
- Если все же тушить уже поздно – эвакуируйтесь на улицу, взяв с собой жизненно важные документы (если это не представляет угрозы для жизни), и обязательно позвоните в пожарную охрану.
- Прежде чем покинуть квартиру, закройте все двери и окна, иначе пламя будет распространяться пропорционально силе сквозняка.
- Когда путь преграждён огнём, выйдите на балкон и попытайтесь спастись через пожарную лестницу или карниз соседнего балкона, либо спокойно ждите помощи, стараясь привлечь больше внимания.
Если пожар за пределами квартиры
- Если возгорание произошло вне вашей квартиры: первым делом опять же закройте окна, выключите из розеток все электроприборы и, захватив документы, уходите в безопасное место (не забудьте позвонить пожарным).
- При эвакуации ни в коем случае нельзя пользоваться лифтом.
- Если же лестничные пролёты чрезвычайно сильно задымлены или даже разрушены, то вернитесь в квартиру, запритесь, а щели в дверях заткните мокрыми тряпками (если вы всё же оказались в задымлении, пригнитесь к полу, закройте глаза, задержите дыхание и двигайтесь к выходу, держась за стены). В таком положении ждите прибытия пожарной бригады (по городу оно составляет в среднем от 3 до 10 минут).
- В случае, когда огонь подошёл вплотную, спасайтесь через балкон.
Как себя вести на дороге
- Выберите безопасное место для перехода.
- Если вблизи нет пешеходного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь.
- Перед переходом обязательно остановитесь, прежде чем ступить на проезжую часть, и внимательно осмотрите дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра — так, чтобы видеть приближение машин.
- Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.
- Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей.
Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в «ловушку».
- Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша, переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.
- Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо — повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.
- Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.
В качестве дополнительного материала рекомендуем ознакомиться Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования в общеобразовательных учреждениях».
Методические рекомендации составлены доцентом кафедры и лаборатории педагогики и психологии постдипломного образования БОУ ДПО (ПК)С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
С. П. РУССКОВЫМ