В состав Янтиковского муниципального района входит 31 населенный пункт, все население проживает в сельских поселениях.
По статистическим данным численность населения на 1 января 2013 года - 16 074 человек, что составляет 1,3 % населения Чувашской Республики.
Доля населения в трудоспособном возрасте составляет 50,4%, старше трудоспособного – 31,7 %, дети – 17,8 % .
В районе сформирована оптимальная сеть образовательных учреждений, позволяющая удовлетворить запросы всех участников воспитательно-образовательного процесса. Основная цель деятельности отдела образования и подведомственных образовательных учреждений – обеспечение устойчивого развития муниципальной системы образования, достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.
Муниципальная образовательная система – это развитая сеть учреждений, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг различного уровня. В районе функционируют 24 учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования.
Виды образовательных учреждений
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Средняя общеобразовательная школа
|
10
|
10
|
10
|
10
|
Дошкольное образовательное учреждение
|
10
|
10
|
10
|
10
|
Образовательное учреждение дополнительного образования детей
|
2
|
3
|
3
|
3
|
Прочие
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Итого
|
23
|
24
|
24
|
24
|
С целью оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений реорганизовано 1 муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.
Образовательные учреждения Янтиковского района переведены в учреждения нового типа в соответствии с Федеральным Законом № 83-ФЗ. С января 2012 года работают на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и финансируются на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели, заключенного с учредителем.
Общее образование предоставляется в традиционной очной форме. Подавляющее большинство детей обучаются в очной форме. 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья обучаются на дому.
Эффективным инструментом реализации экономической и социальной политики являются целевые программы. Именно такие методы управления применяются для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. Тезис о необходимости перехода от «планируемых ресурсов» к «планированию результатов» становится ключевым.
Развитие системы образования Янтиковского района определяется программными документами. Действуют целевая программа «Развитие дошкольного образования в Янтиковском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы», утвержденная постановлением администрации от 09.06.2011 № 302, Районная целевая программа развития образования в Янтиковском районе Чувашской Республики на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением администрации Янтиковского района от 23.05.2011 № 272.
В районной целевой программе развития образования в Янтиковском районе на 2011-2015 годы» определены цели, задачи, комплекс мер и ожидаемые результаты развития образования. В качестве основной цели работы системы образования в Программе указано – обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
В результате реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:
- повышение уровня доступности качественного начального и среднего образования;
- доступность всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями;
- развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни;
- внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных учреждений.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться с использованием целевых индикаторов и показателей выполнения программы. Проведение текущего мониторинга и оценки степени достижения целевых значений показателей позволят анализировать ход выполнения Программы и принимать правильные управленческие решения.