Изменены критерии классификации чрезвычайной ситуации
С 01 января 2020 года внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Со 100 тыс. до 250 тыс. рублей увеличился максимальный размер ущерба, при причинении которого чрезвычайная ситуация рассматривается как локальная.
С 5 млн. до 12 млн. рублей возрос максимальный размер ущерба, при причинении которого чрезвычайная ситуация относится к ЧС муниципального или межмуниципального характера.
При причинении ущерба не более 1,2 млрд. рублей (ранее – 500 млн.) ЧС относится к чрезвычайным ситуациям регионального, межрегионального или федерального характера.
Уточнено понятие «пострадавшие», к которому отнесены люди, погибшие и (или) получившие ущерб здоровью.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Законодательно закреплены сроки подачи заявления о возмещении морального вреда
Речь идет о ситуациях, когда требование заявляется работником после вступления в законную силу решения суда, восстанавливающего его нарушенные трудовые права.
Ранее данные сроки регламентированы не были.
Федеральным законом от 05.04.2021 № 74-ФЗ, внесшим изменения в ТК РФ, установлено, что при наличии спора о компенсации морального вреда работник вправе заявлять данные требования в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав или в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.
Данные изменения вступили в силу 15.04.2021.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Государственные и муниципальные служащие обязаны будут представлять сведения о наличии цифровой валюты
С 01.01.2021 государственные и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о наличии цифровой валюты, к которой относится биткоин и другие криптовалюты.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в законодательство в сфере противодействия коррупции, которые вступают в силу с 01.01.2021.
Указанным федеральным законом расширен перечень сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые подлежат ежегодному декларированию государственными и муниципальными служащими.
С 01.01.2021 цифровая валюта признается имуществом и сведения о ее наличии, а также о расходах на приобретение цифровых финансовых активов, цифровой валюты необходимо обязательно представлять в установленном порядке.
Кроме того, цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровая валюта признаны иностранными финансовыми инструментами, владеть и пользоваться которыми запрещено включенным в установленные перечни государственным служащим и иным категориям должностных лиц, а также их супругам.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Что такое коррупция
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.
Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Коррупция (статья 290 УК РФ) — это одно из тех немногих преступлений, ответственность за которые предполагает применение существенных штрафных санкций, размер которых определяется, исходя из суммы полученной взятки.
Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе совершенное от имени или в интересах юридического лица.
Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.
Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.
КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в десятидневный срок (статья 19.29 КоАП РФ).
Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.
Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ. Например:
- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (стать 285, 286 УК РФ);
- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т. д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (статьи 290, 291 УК РФ);
- в случае, когда размер взятки не превышает 10 тысяч рублей, действия дающего и получающего ее лица квалифицируются как мелкое взяточничество (часть 1 статьи 291.1 УК РФ);
- хищение должностным лицом бюджетных средств (части 3, 4 статьи 159 УК РФ);
- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 292 УК РФ) и др.
Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (статья 291 УК РФ, статья 11 УПК РФ).
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ужесточена административная ответственность за правонарушения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
Федеральным законом от 09.03.2021 № 37-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в КоАП РФ, в части увеличения размеров административных штрафов:
- за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне установленного агитационного периода, либо в местах, где проведение агитации запрещено законодательством о выборах и референдумах;
- за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах;
- за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ответственность юридического лица за коррупционные правонарушения
Федеральным законодательством о противодействии коррупции предусмотрено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений, к юридическому лицу, независимо от привлечения к ответственности виновного должностного или физического лица, могут быть применены установленные законом меры ответственности.
В настоящее время законом предусмотрена одна мера ответственности юридического лица в этой сфере.
Так, статьей 19.28 КоАП РФ установлена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица незаконного вознаграждения в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг имущественного характера или имущественных прав должностному лицу за совершение от имени или в интересах юридического лица незаконных действий или бездействий, связанных со служебным положением одаряемого должностного лица.
Выражаясь неюридическим языком, ответственность в данном случае наступает за взятку и (или) предложение (обещание) таковой должностному лицу за, например, не привлечение к административной ответственности юридического лица по результатам проводимой контролирующим или правоохранительным органом проверки., непринятии судебным приставом-исполнителем мер к должнику-юридическому лицу, направленных на исполнение судебного решения и др.
В зависимости от размера такой «взятки» частями 1-3 статьи 19.28 КоАП РФ установлено административное наказание в виде административного штрафа в размере не менее 1 миллиона до 100 миллионов рублей.
Вместе с тем, с августа 2018 года действует норма закона, согласно которой юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности, если оно способствовало выявлению данного коррупционного правонарушения или связанного с ним преступления, либо если в отношении данного юридического лица имело место вымогательство со стороны должностных лиц.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ответственность руководителя организации за неисполнение им требований законодательства к антитеррористической защищенности здания
Статьей 20.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также за воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности указанных объектов установлена Совершение вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.35 КоАП РФ, уполномочены должностные лица органов внутренних дел, федеральной безопасности Российской Федерации, а также войск Росгвардии в пределах компетенции.
Административные дела указанной категории рассматриваются мировыми судьями по месту совершения правонарушения».
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ответственность за распространение экстремистских материалов
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» определено, что экстремистскими материалами являются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях (в том числе в сети «Интернет»), призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Так, предусмотрена административная ответственность за массовое распространение признанных запрещенными экстремистских материалов; за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Уголовная ответственность предусмотрена за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; организацию экстремистского сообщества; организация деятельности экстремистской организации».
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об изменения законодательства о персональных данных
Изменения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», вступившие в силу с 1 марта 2021 года, устанавливают норму, при которой именно гражданин решает, позволит ли он бесконтрольно использовать свои персональные данные или нет.
Теперь граждане могут потребовать от любого ресурса в сети (сайт, социальная сеть, мессенджер и другие ресурсы) прекратить распространять персональные данные. У администрации ресурса будет три дня на рассмотрение заявки и принятие решения по ней. Если через три дня ресурс продолжает распространять данные, гражданин вправе подать в суд.
Если произошла утечка базы данных какой-либо организации, Интернет-ресурс или пользователь, разместивший у себя ее полностью или частично, будет обязан доказать законность ее копирования, распространения и обработки.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности за вандализм
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Рассматриваемое преступление заключается в совершении действий, связанных с осквернением, т.е. обезображиванием посредством учинения надписей и рисунков зданий и сооружений, что оскорбляет общественную нравственность, а также порчей имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, т.е. его повреждением или уничтожением.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности в сфере миграции
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
Рассматриваемое преступление заключается в постановке иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановке иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановке иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности за скупку краденого
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, при этом, н
е имеет значения в результате какого преступления это имущество добыто.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности за незаконную охоту
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за незаконную охоту, которой является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.
При этом, уголовно наказуемым деянием незаконная охота становится если совершена с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
При этом, жестоким обращением является обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности за воспрепятствование оказанию медицинской помощи
С августа 2019 года уголовное законодательство предусматривает ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента.
При этом, воспрепятствовать означает помешать медицинскому работнику или не допустить оказание им медицинской помощи. Примерами таких деяний может быть поведение водителя, не уступающего дорогу карете скорой помощи, запрет родителей на оказание медицинской помощи несовершеннолетнему и др.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления, при этом, ложный донос, соединенный с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, влечет более строгое наказание.
Рассматриваемое преступление заключается в совершении действий по доведению до сведения правоохранительных органов заведомо ложной информации о преступном поведении определенного лица или лиц. Данная информация может быть заведомо ложной в части факта совершения преступления, причастности лица к его совершению. Она может сообщаться как в компетентные органы, правомочные принимать решение о возбуждении уголовные дела, так и в органы и должностным лицам, обязанным сообщать об обнаружении признаков совершения преступлений. Заведомо ложный донос возможен в устной, письменной форме или иной форме (с использованием технических средств).
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Предоставление субсидий ФСС юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2021 № 915 внесены изменения в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан (далее -Правила).
Согласно новой редакции правил целью предоставления субсидий является частичная компенсация затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных безработных граждан, которые, в том числе, зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных граждан на 1 января 2021 г. или зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных граждан и относятся к категории граждан, завершивших в 2020 году обучение по основным образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования.
Кроме того, изменен срок предоставления субсидии по истечении 3-го месяца работы трудоустроенного безработного гражданина и по истечении 6-го месяца работы трудоустроенного безработного гражданина. Ранее он был ограничен 01 ноября текущего финансового года, в настоящее время – 27 декабря текущего финансового года.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Требования к управляющим организациям в части организации накопления отходов I - IV классов опасности
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией в договор управления в соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ включаются работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Более того, указанные требования относятся к лицензионным, за нарушение которых управляющая организация отвечает не только перед собственниками помещений, но и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Изменения Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2021 № 913 внесены изменения в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно (далее – Правила).
С 26.06.2021 пенсионеры, их законные представители или уполномоченные представители вправе обратиться с заявлением о компенсации стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства непосредственно, по почте, через МФЦ либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица.
При этом, заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, пенсионер или его представитель подает по установленной форме без предъявления документов, подтверждающих предстоящее пребывание пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха.
Однако решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации при наличии специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.
При следовании к месту отдыха за пределы территории Российской Федерации компенсация производится до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
При этом для компенсации представляется копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
Компенсация проезда воздушным транспортом международного сообщения производится при представлении пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа (билета).
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Углубленная диспансеризация для лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 № 927 внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в соответствии с которыми с 1 июля 2021 г. в дополнение к профилактическим медицинским осмотрам и диспансеризации граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию.
Углубленная диспансеризация включает в себя два этапа:
- Первый этап углубленной диспансеризации проводится в целях выявления у граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19, признаков развития хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации.
- Второй этап диспансеризации проводится в целях дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния).
Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), гражданин в установленном порядке ставится на диспансерное наблюдение, при наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицинская реабилитация, предоставляются лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских организаций, осуществляющих углубленную диспансеризацию, и порядок их работы размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных медицинских организаций в сети «Интернет», а также на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ужесточение наказания за повторное управления транспортным средством в состоянии опьянения
09.06.2021 государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в окончательной редакции принят проект Федерального закона № 1142948-7 «О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Согласно принятым изменениям, ужесточается ответственность для злостных нарушителей правил дорожного движения, выраженных в управлении автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Ранее, наказание за содеянное предусматривало наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей, а максимальное лишение свободы – 2 года.
Принятые отечественным законодателем изменения ужесточили данные наказания за совершение преступления. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, для достижения поставленной задачи законопроектом предлагается установить более строгое наказание за управление в состоянии опьянения автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, имеющим судимость за совершение аналогичного преступления.
Согласно закону, срок лишения своды за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения увеличится с двух до трёх лет лишения свободы, а сумма штрафа будет составлять от 300 000 рублей до 500 000 рублей.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Продажа алкогольной продукции несовершеннолетним может повлечь за собой не только административную, но и уголовную ответственность
Под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
В случае установления факта розничной продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность по ст. 14.16 КоАП РФ.
Совершение указанного выше административного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
При этом, в случае неоднократного совершения вышеуказанного административного правонарушений, ст. 151.1 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за содеянное.
Неоднократной согласно примечанию к статье 151.1 УК РФ считается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
За совершение преступления, предусмотренного ст. 151.1 УК РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей либо исправительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Статьей 207 УК РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.
Кроме того, законодатель предусмотрел квалифицированный состав (характеризующийся повышенной общественной опасностью), который предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в отношении объектов социальной инфраструктуры, в целях дестабилизации деятельности органов власти, а также повлекшие причинение крупного ущерба либо по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
При этом крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры.
В зависимости от тяжести совершенного преступления виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ, лишения свободы.
Уголовной ответственности по данной статье подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления 14-летнего возраста.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ответственность за повреждение или уничтожение лесных насаждений
В связи с наступлением пожароопасного периода в лесах прокуратура Аликовского района предупреждает об обязанности граждан и юридических неукоснительно соблюдения правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.
В случае уничтожения или повреждения лесных насаждений, в том числе связанных с нарушением правил пожранной безопасности лица могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.
Статьёй 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах; выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям, ответственность за содеянное влечет наложение административного штрафа на граждан до четырех тысяч рублей; на должностных лиц до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Более того, в случае нарушения правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара (ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ) виновное лицо понесет ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - до одного миллиона рублей.
Вместе с тем, действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, максимальное наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы до 3 лет.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ответственность за неуплату штрафа за нарушение правил дорожного движения
Штраф за правонарушение в области дорожного движения должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, в полном размере в течение 60 дней с даты вступления в законную силу постановления о наложении такого штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.
Если водитель в установленный срок не уплатил штраф, то начиная со следующего дня после окончания срока уплаты и в течение последующих трех месяцев его могут привлечь к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ в виде:
наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1 000 руб., либо
административного ареста на срок до 15 суток, либо
обязательных работ на срок до 50 часов.
Важно отметить, что в случае неуплаты штрафа нарушение ПДД, зафиксированное в автоматическом режиме (камерами наблюдения и т.п.) виновное лицо не может быть подвергнуто наказанию в виде административного ареста.
При этом, привлечение виновное лицо по ст. 20.25 КоАП РФ не освобождает лицо от уплаты штрафа за нарушение правил дорожного движения.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с назначением принудительных мер воспитательного воздействия
В случае совершения несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, последний может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Отечественное уголовное законодательство предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
При этом, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г», устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.
Однако если будет установлено систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности на общих основаниях.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Об уголовной ответственности за мошенничество в сфере кредитования
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за хищение денежных средств путём предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. Отличительной особенностью данного преступления, является то, что оно совершается в сфере кредитования.
Сфера кредитных отношений регулируется гл. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор займа считается заключённым с момента передачи денежных средств или иных ценностей. Согласно условиям любого договора займа, одна сторона – кредитор (банк или иная кредитная организация) передаёт денежные средства, а заёмщик обязан возвратить сумму и проценты, в соответствии с условиями договора.
Рассматриваемое преступление заключается в том, что заёмщик, имея умысел на неисполнение кредитных обязательств, связанных с возвращением полученной суммы, предоставляет кредиторы ложные сведения (об имущественном, семейном положении и т.п.), которые способны повлиять на решение кредитора о выдаче займа.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Законом расширен перечень лиц, с которых подлежат взысканию процессуальные издержки по уголовному делу
Конституционный суд РФ в своём постановлении от 13.05.2021 № 18-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 131 и статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 30 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Э.Р. Юровских» указал о несоответствии Конституции Российской Федерации положений ч. 3 ст. 131 УПК РФ и ч. 1 ст. 132 УПК РФ.
В связи с указанием данные недостатки, УПК РФ принят в новой редакции, в частности, изменены нормы, не соответствующие Конституции РФ.
Действующий уголовно-процессуальный закон дополнен положением о возможном взыскании процессуальных издержек с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию. Кроме того, дополнено, что в случае прекращения уголовного дела частного обвинения по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Ответственность образовательной организации за причинение вреда здоровью несовершеннолетнего
В соответствии с п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу ч.6 указанной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. При создании условий для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с ч.3 ст. 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.
Пунктом 1 статьи 1087 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.
Таким образом, в случае получения травмы несовершеннолетнего в период нахождения в образовательной организации, последняя несет не только гражданско-правовую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение полномочий, предусмотренных законом, но и лица, виновные к причинении вреда здоровью несовершеннолетнему могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Порядок определения места жительства детей в случае развода родителей
В силу требований ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленным гражданским процессуальным законодательством, в случае спора об определении места жительства детей суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин
Возращение денежных средств, переведенных по ошибке на другу карту
Согласно гражданскому законодательству приобретение имущества за счет другого лица без наличия каких-либо оснований (например, договора дарения и т.п.) является неосновательным обогащением и подлежит возврату владельцу (пункт 1 ст. 1102 ГК РФ).
Кроме того, из п. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вне зависимости от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли, имущество подлежит возврату владельцу.
Под отсутствием правовых оснований подразумевается, что приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть происходит неосновательно.
Бремя доказывания наличия законных (договорных) оснований для приобретения и последующего удержания имущества возложено на ответчика, то есть лица, которое обогатилось без достаточных к тому оснований.
Таким образом, получатель средств, в случае ошибочного перевода, должен объяснить, за какие такие услуги он получил перевод, а в случае невозможности – должен вернуть.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин