Прокуратурой Аликовского района обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2016 году.
Прокуратурой района проделана определенная работа по выявлению нарушений в сфере законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, в том числе в части несоблюдения муниципальными служащими установленных законом ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской федерации в целях предупреждения коррупции.
Анализом данных нарушений установлено, что подавляющая часть нарушений связана с противоречием требованиям федерального законодательства о противодействии коррупции муниципальных нормативно-правовых актов, нарушениями при подаче и опубликовании сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, за 2016 год было выявлено 42 нормативных правовых акта, в которых содержались незаконные нормативные положения, касающиеся вопросов осуществления муниципального контроля, а также регулирования в сфере бюджетных правоотношений, которые могли создать условия для коррупционных проявлений. По протестам прокуратуры района нормативные правовые акты приведены в соответствие с действующим законодательством, из них исключены положения, содержащие коррупциогенные факторы.
В 2016 году значительное внимание прокуратурой района уделялось повышению эффективности надзора за исполнением законодательства о контроле за расходами, выявлению фактов конфликта интересов.
Так в 2016 году проведено 18 проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о доходах, расходах, по результатам которых выявлены нарушения законодательства, с целью устранения которых внесены представления.
Внесены представления в адрес Собраний депутатов района и сельских поселений в связи с несоблюдением требований законодательства о размещении на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Такие же нарушения были выявлены и в администрациях Таутовского, Раскильдинского и Аликовского сельских поселений.
По-прежнему, как в предшествующий период выявлены нарушения, связанные с неисполнением лицами обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений в сфере противодействия коррупции.
В администрации Аликовского района были установлены факты нарушений, связанных с представлением недостоверных неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе сведений на членов семьи.
В администрации Шумшевашского сельского поселения был выявлен факт непринятия мер по урегулированию конфликта интересов муниципальным служащим.
С целью их устранения прокуратурой района были внесены представления, по результатам их рассмотрения виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
При проведении проверок акцентировалось внимание на вопросах соблюдения иных запретов и ограничений, установленные законодательством для служащих и лиц в целях противодействия коррупции, в частности, по участию в предпринимательской деятельности, наличию близкого родства с подчиненным лицом, участие в управлении хозяйствующим субъектом, выполнению иной оплачиваемой работы и т.д.
В целях активизации работы в минувшем году прокуратурой района принят комплекс мер, направленных на выявление фактов конфликта интересов и непринятия мер по его предотвращению и урегулированию. В результате принятых мер количество выявленных нарушений не снижается.
Особое внимание уделялось антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления, на контроле находилось исполнение рекомендаций, содержащихся в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы».
При этом выявлены нарушения, связанные с неисполнением предусмотренных планом противодействия коррупции мероприятий, в Аликовском сельском поселении не были исполнены рекомендации о внесении изменений в план противодействия коррупции.
Прокуратурой района и правоохранительными органами реализовывалось постановление расширенного заседания координационного совещания руководителей правоохранительных органов Чувашской Республики от 17.12.2015 «О реализации в Чувашской Республике мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, а также состоянии прокурорского надзора на данном направлении» которым прокуратура района ориентировалась на проведение совместных с правоохранительными и контрольно-надзорными органами мероприятий по выявлению преступлений и правонарушений коррупционной направленности. Результатом принятых мер явилось направление 2 материалов о выявленных преступлениях коррупционной направленности в ходе проведенных проверок, по которым следственными органами возбуждено 3 дела.
Прокуратурой Аликовского района, исходя из актуальности и значимости осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, приняты меры по усилению и активизации надзорных мероприятий, направленных на своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.
За 2016 год по результатам проведенных проверок, выявлено 50 нарушений законодательства о противодействии коррупции.
С целью устранения нарушений внесено 44 представления, по результатам рассмотрения привлечено к дисциплинарной ответственности 32 лица, по направленным в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ возбуждено 3 уголовных дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.286 и ч.1 ст.292 УК РФ.
В 2016 году в районе зарегистрировано 4 преступления коррупционной направленности, возбужденные по признакам ч.3 ст.160 УК РФ, ч.3 ст.159 УК РФ, ч.1 ст.286 УК РФ, ч.1 ст.292 УК РФ, указанные преступления соединены в два уголовных дела, возбуждены в отношении 3 лиц.
В ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления уделяется внимание вопросам выявления норм, содержащих коррупциогенные факторы, их исключению из них и проектов нормативных правовых актов.
За истекший период 2016 года изучены правовые акты, изданные органами местного самоуправления, в декабре 2015 года и за январь-ноябрь 2016 года.
На изданные в 2016 году нормативные правовые акты принесено 9 протестов, из них 2 протеста на решения Собрания депутатов.
За анализируемый период принесено 79 протестов на нормативные правовые акты, изданные Собраниями депутатов района и сельских поселений и главой администрации района и главами сельских поселений. Из них рассмотрено 67 протестов, все удовлетворены, на рассмотрении находятся 12 протестов на решения Собраний депутатов сельских поселений, которыми были утверждены правила землепользования и застройки. Указанные решения были оспорены в сентябре 2016 года, в настоящее время проведены публичные слушания, ведется работа по подготовке решений о внесении изменений в правила.
За 2016 года выявлены коррупциогенные факторы в 41 нормативном правовом акте. Оспорено 13 актов, изданных Собраниями депутатов района и сельских поселений, 28 главой администрацией района и главами сельских поселений.
За отчетный период прокуратурой района изучено 467 проектов нормативных правовых актов. Из них 26 проектов были внесены в Собрание депутатов района, 77 на рассмотрение главе администрации района, 204 проекта на рассмотрение Собраний депутатов сельских поселений, 160 проектов главам сельских поселений.
При этом обеспечено изучение подавляющего большинства проектов. В текущем году не было изучено проекты 9 НПА, по результатам их изучения указанные НПА были опротестованы;
По результатам изучения были принесены замечания на 24 проекта НПА, из них на 23 проекта были внесены замечания в виду наличия в них незаконных положений, на 1 проект замечания были внесены в виду несоблюдения требований об опубликовании, 23 проекта в виду наличии коррупциогенных факторов.
Всего выявлено 23 коррупциогенных фактора, устанавливающие широту дискреционных полномочий, завышенные требования к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. В ряде проектов отсутствовали положения, устанавливающие административные процедуры, Также при их изучении 4 проекта были сняты с утверждения в виду их подготовки с превышением компетенции.
На проекты, внесенные на рассмотрение Собрания депутатов района и сельских поселений замечания не вносились.
Внесенные на проекты НПА замечания во всех случаях были учтены. При принятии нормативных правовых актов незаконные положения были исключены, а разработанные с превышением полномочий проекты были сняты с утверждения.
Таким образом, количество выявленных нарушений законодательства в сфере муниципальной службы и противодействия коррупции не сокращается, что позволяет делать вывод о распространенности в районе коррупционных правонарушений.
Работа по борьбе с коррупцией нуждается в совершенствовании и повышения эффективности деятельности не только правоохранительных органов, но и органов местного самоуправления и общественных формирований, для чего следует принять дополнительные меры, направленные на обеспечение комплексного подхода при решении задач противодействия коррупции и углубления взаимодействия с органами местного самоуправления и общественными формированиями.
Деятельность по надзору за исполнением законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции прокуратурой района рассматривается как одно из приоритетных направлений и будет продолжена работа по обеспечению законности в означенных сферах.
О времени рассмотрении информации прошу уведомить прокурора района.
И.о. прокурора района
советник юстиции Ф.Ю. Лазарева