С 1 июля 2010 года в законодательство о правовом положении иностранных граждан внесены существенные изменения, касающиеся получения разрешительных документов для привлечения на работу иностранных высококвалифицированных специалистов.
Приказом ФМС России утверждены формы документов, которые необходимы для привлечения на работу иностранцев. Минздравсоцразвития России были распределены квоты, утверждены формы заявок работодателей о потребности в специалистах, внесены изменения в перечень профессий, на которые не распространяются квоты. Правительством РФ установлен порядок оформления въездных виз.
Высококвалифицированными специалистами признаются иностранные граждане с годовым доходом не менее 2 миллионов рублей, то есть ежемесячный доход такого работника должен составлять минимум 166 667 рублей. Премии и компенсационные выплаты в размер заработной платы не включаются.
Процесс получения документов до внесения поправок в законодательство занимал продолжительный период времени, иногда достигавший 3—4 месяцев. В этот срок входили: подача уведомлений о потребности в сотруднике и о вакантных должностях компании, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, разрешение на работу, уведомление о трудоустройстве, регистрация компании в качестве приглашающей, приглашение на въезд в страну сотруднику, оформление однократной и многократной рабочей визы. С внесением изменений в миграционное законодательство процедура упростилась не только по срокам исполнения, но и по количеству представляемых документов. Компании подают ходатайство о разрешении на работу, оформляют приглашение на въезд специалисту с дальнейшим получением трехлетней рабочей визы, уведомляют миграционные органы о трудоустройстве, регистрируют физлицо в налоговых органах, ежеквартально отчитываются об исполнении обязанности по выплате специалисту заработной платы.
Однако не все организации имеют право нанимать высококвалифицированных специалистов по новому упрощенному порядку. Оформлять иностранцев по старым правилам придется представительствам иностранных компаний. Коммерческие предприятия, научно-исследовательские, образовательные, медицинские учреждения, филиалы иностранных фирм вправе воспользоваться новым порядком привлечения иностранной рабочей силы, заключая трудовые договоры.
Внесенные в законодательство изменения предусматривают для работодателя как ряд преимуществ, так и некоторые обязанности:
компания освобождается от подачи заявки на квоту;
предприятие имеет право нанимать специалиста без получения разрешения на привлечение иностранца;
работодателю не требуется представлять в миграционную службу документы и свидетельства об образовании высококвалифицированного специалиста;
разрешение на работу и виза выдаются иностранцу на период до 3 лет и неоднократно продлеваются (в настоящее время этот срок не превышает года);
одно разрешение позволит сотруднику осуществлять трудовую деятельность в нескольких субъектах РФ;
работники и члены их семьи должны быть застрахованы по договору о добровольном медицинском страховании;
компания обязана зарегистрировать специалиста в налоговых органах;
работодатель обязан ежеквартально уведомлять миграционные органы об исполнении обязанности по выплате заработной платы высококвалифицированным сотрудникам, а также сообщать о расторжении трудовых договоров.
Нарушения миграционного законодательства
К типичным случаям нарушения миграционного законодательства относят:
несоответствие наименований должности сотрудника, указанных в разрешении на работу, трудовом договоре и штатном расписании компании;
неуведомление миграционных органов о прибытии (выбытии), а также о найме иностранного работника;
несоответствие типа визы цели въезда на территорию России (деловая виза, но цель — работа по найму или деловая виза с целью въезда "техобслуживание", а на самом деле — работа по найму);
отсутствие в трудовом договоре упоминания о разъездном характере работы, однако специалист трудится в субъекте, который не прописан в разрешении на работу; некорректное заполнение миграционной карты или осуществление миграционного учета.
Предприятия, которые нарушат предусмотренные законом нормы, будут нести административную ответственность. Так, привлечение специалиста к трудовой деятельности без получения разрешения влечет за собой наложение штрафа на компанию в размере от 250 000 до 800 000 рублей за каждого иностранного сотрудника либо запрет на осуществление деятельности на срок до 90 суток. За это же нарушение с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей. Неуведомление миграционных органов о привлечении к трудовой деятельности иностранца предусматривает для организации штраф от 400 000 до 800 000 рублей за каждого сотрудника. Штраф с должностных лиц взимается в размере от 35 000 до 50 000 рублей.
К последствиям нарушения миграционного законодательства можно отнести: аннулирование разрешения на работу и рабочей визы сотрудника; включение компании в черный список, что в дальнейшем осложнит получение новых разрешений на работу; частые проверки миграционных органов в связи с ранее нарушенным порядком применения норм права.С 1 июля 2010 года в законодательство о правовом положении иностранных граждан внесены существенные изменения, касающиеся получения разрешительных документов для привлечения на работу иностранных высококвалифицированных специалистов. Приказом ФМС России утверждены формы документов, которые необходимы для привлечения на работу иностранцев. Минздравсоцразвития России были распределены квоты, утверждены формы заявок работодателей о потребности в специалистах, внесены изменения в перечень профессий, на которые не распространяются квоты. Правительством РФ установлен порядок оформления въездных виз. Высококвалифицированными специалистами признаются иностранные граждане с годовым доходом не менее 2 миллионов рублей, то есть ежемесячный доход такого работника должен составлять минимум 166 667 рублей. Премии и компенсационные выплаты в размер заработной платы не включаются. Процесс получения документов до внесения поправок в законодательство занимал продолжительный период времени, иногда достигавший 3—4 месяцев. В этот срок входили: подача уведомлений о потребности в сотруднике и о вакантных должностях компании, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, разрешение на работу, уведомление о трудоустройстве, регистрация компании в качестве приглашающей, приглашение на въезд в страну сотруднику, оформление однократной и многократной рабочей визы. С внесением изменений в миграционное законодательство процедура упростилась не только по срокам исполнения, но и по количеству представляемых документов. Компании подают ходатайство о разрешении на работу, оформляют приглашение на въезд специалисту с дальнейшим получением трехлетней рабочей визы, уведомляют миграционные органы о трудоустройстве, регистрируют физлицо в налоговых органах, ежеквартально отчитываются об исполнении обязанности по выплате специалисту заработной платы. Однако не все организации имеют право нанимать высококвалифицированных специалистов по новому упрощенному порядку. Оформлять иностранцев по старым правилам придется представительствам иностранных компаний. Коммерческие предприятия, научно-исследовательские, образовательные, медицинские учреждения, филиалы иностранных фирм вправе воспользоваться новым порядком привлечения иностранной рабочей силы, заключая трудовые договоры. Внесенные в законодательство изменения предусматривают для работодателя как ряд преимуществ, так и некоторые обязанности: компания освобождается от подачи заявки на квоту; предприятие имеет право нанимать специалиста без получения разрешения на привлечение иностранца; работодателю не требуется представлять в миграционную службу документы и свидетельства об образовании высококвалифицированного специалиста; разрешение на работу и виза выдаются иностранцу на период до 3 лет и неоднократно продлеваются (в настоящее время этот срок не превышает года); одно разрешение позволит сотруднику осуществлять трудовую деятельность в нескольких субъектах РФ; работники и члены их семьи должны быть застрахованы по договору о добровольном медицинском страховании; компания обязана зарегистрировать специалиста в налоговых органах; работодатель обязан ежеквартально уведомлять миграционные органы об исполнении обязанности по выплате заработной платы высококвалифицированным сотрудникам, а также сообщать о расторжении трудовых договоров. Нарушения миграционного законодательства К типичным случаям нарушения миграционного законодательства относят: несоответствие наименований должности сотрудника, указанных в разрешении на работу, трудовом договоре и штатном расписании компании; неуведомление миграционных органов о прибытии (выбытии), а также о найме иностранного работника; несоответствие типа визы цели въезда на территорию России (деловая виза, но цель — работа по найму или деловая виза с целью въезда "техобслуживание", а на самом деле — работа по найму); отсутствие в трудовом договоре упоминания о разъездном характере работы, однако специалист трудится в субъекте, который не прописан в разрешении на работу; некорректное заполнение миграционной карты или осуществление миграционного учета. Предприятия, которые нарушат предусмотренные законом нормы, будут нести административную ответственность. Так, привлечение специалиста к трудовой деятельности без получения разрешения влечет за собой наложение штрафа на компанию в размере от 250 000 до 800 000 рублей за каждого иностранного сотрудника либо запрет на осуществление деятельности на срок до 90 суток. За это же нарушение с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей. Неуведомление миграционных органов о привлечении к трудовой деятельности иностранца предусматривает для организации штраф от 400 000 до 800 000 рублей за каждого сотрудника. Штраф с должностных лиц взимается в размере от 35 000 до 50 000 рублей. К последствиям нарушения миграционного законодательства можно отнести: аннулирование разрешения на работу и рабочей визы сотрудника; включение компании в черный список, что в дальнейшем осложнит получение новых разрешений на работу; частые проверки миграционных органов в связи с ранее нарушенным порядком применения норм права.