Работа с обращениями граждан является важнейшей составной частью правозащитной деятельности органов прокуратуры и занимает значительное место в общем объёме работы органов прокуратуры. Отмечается устойчивая тенденция к росту обращений в органы прокуратуры Чувашской Республики.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ. Данным законом также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, который распространяется и на органы прокуратуры.
При этом согласно ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Иногда в прокуратуру поступают обращения, в которых отсутствуют данные, достаточные для разрешения. Такие обращения подлежат возврату заявителям.
Во избежание подобных случаев необходимо иметь в виду, что законом установлены определенные требования к письменному обращению. Так, согласно ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пунктом 2.8 указанной Инструкции письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение также может быть направлено по информационным системам общего пользования.
В некоторых случаях граждане в своих обращениях, направляемых в органы прокуратуры, не указывают суть обращения, а просят ознакомиться с информацией, размещенной на интернет-сайте, и дать им оценку.
Согласно установленным требованиям обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационный файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.
Кроме того, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, дать ответ на такое обращение не представляется возможным.
Соблюдение требований к письменному обращению поможет исключить случаи вынужденного возврата обращений для восполнения недостающих сведений и оставления их без ответа.
Прокурор Янтиковского района О.Г. Ястребова