Как показывает практика прокурорского надзора со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в данной части государственного, муниципального контроля (надзора) за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности возникает немало вопросов требующих разъяснения.
В настоящий момент отношения по государственному контролю (надзору) продолжают регулироваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Основная цель данного закона – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
До разъяснения содержания Закона необходимо, прежде всего, отметить, что его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, бюджетного, таможенного контроля и др., связанных с отправлением правосудия, осуществлением предварительного следствия, прокурорского надзора и оперативно-розыскных мероприятий (45 видов контроля).
Законом установлена важная норма, согласно которой в отношении одного и того же лица плановое мероприятие по контролю может быть проведено не чаще чем один раз в три года. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако данное положение не применяется в случае, если проводится контроль исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений (внеплановое мероприятие). Внеплановые мероприятия могут быть проведены в частности по обращениям граждан, в том числе в случае поступлении информации об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Будь то плановая, или внеплановая проверка, проверяющий обязан иметь соответствующее распоряжение (приказ, поручение), в противном случае проверку следует признать незаконной.
Прокуратурой района осуществляется надзор за соблюдением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе соблюдение должностными лицами контролирующих органов требований названного закона.
В ходе проверок соблюдения законодательства о защите прав при проведении государственного, муниципального контроля (надзора) в текущем году прокуратурой района в истекшем периоде 2014 года принесено 9 протестов на незаконные муниципальные правовые акты, внесено 10 представлений об устранении нарушений закона, рассмотрена 1 жалоба.
Работа на данной направлении прокуратурой района будет продолжена.
Заместитель прокурора
Яльчикского района П.В. Кокорев