Можарский территориальный отдел ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

5-я страница

В тот же период переживало расцвет и предпринимательство нарваш-кошкинских староверов. Так. арендовавший с 1882 г. водяную мельницу в д.Шинкусях старообрядец из Нарваш-Кошек Михаил Иванов заводит при ней в 1896 г. шерстобойную машину, но староверы Нарваш-Кошек в конце XIX - начале XX в. открыли новую предпринимательскую нишу - они начали- они начали строить и эксплуатировать ветряные мельницы. Тот же Михаил Иванов строит ее в 1903 г.; а его односельчанин Никита Васильев - в 1900 г. [29]. К 1890-м гг. в условиях бурного роста предпринимательства и когда образовательные возможности домашенего обучеения были уже практически исчерпаны, старообрядцы обратили свое внимание на реально существующие в округе школы грамоты - и в Можаркках и в Нарваш-Кошках они были. Старообрядцев не смутило то оосгоятельство, что Закон Божий преподавали в этих школах по программе синодальной церкви. Ранее всего процесс приспособления к существующей системе образования начался в Нарваш-Кошках. Он был стимулирован тем, что после ареста о.Давыда Цапина между можарскими и кошкинскими староверами произошло частичное разделение (скорее всего на окружников и неокружников), поэтому система традиционного обучения в Можарках стала для определенной части кошкинских староверов недоступна.

В д.Норваш-Кошках существовала своя школа, размещавшаяся в наемном помещении. Долгие годы в ней учительствовал мещанин Николай Петров. В школе изначально обучались только мальчики, но с середины 1890-х гг. школа стала смешанной по составу. В разные годы в ней обучалось от 16 до 37 мальчиков и от 2 до 11 девочек.

С середины 1890-х гг. школа в Норваш-Кошках не субсидировалась ни Министерством народного просвещения, ни земством, а полностью состояла на содержании сельского общества, точепее старообрядческих предпринимателей деревни. Финансирование ее за это время выросло с 24 рублей в 1895 г. до 120 рублей в 1903 г. [30].

Староверы Норваш-Кошек и Можарок в деле получения светского образования заняли очень прагматичную позицию. В этих селениях не было старообрядцев, сдавших экзамены на звание учителя. Следовательно, вопрос о старообрядческой светской школе не мог быть положительно решен. Поэтому староверы своих детей стали отдавать в обычные школы, не обращая внимания на то, что духовенство синодальной церкви преподаванием Закона Божия может повлиять в желательном для себя направлении на религиозное сознание учащихся. И в самом деле, среди учеников-старообрядцев не было ни одного случая измены 'древнему благочестию'. Это обстоятельство особо подчеркивал пристав 3 стана Цивильского уезда Успенский в своем донесении от 11 августа 1904 г. па имя цивильского уездного исправника: 'Отдельных раскольнических школ в стане нет, дети раскольников посещают общие школы, причем обращающихся (в официальную веру - авт.) в школах не замечается' [31]. Начало XX в. принесло старообрядцам свободу просвещения. По Манифесту 17 апреля 1905 г. староверы получили свободу вероисповедания, а по Манифесту 17 октября 1905 г. - все политические права. Это открыло возможности легализации домашних школ в форме 'школ грамотности'. Однако в старообрядческой среде возникла дискуссия о необходимости создания особых конфессиональных школ. Этот вопрос поднимался на VII Всероссийском съезде старообрядцев в следующей форме 'Нужны ли старообрядцам свои особыя школы или же они должны в общих учебных заведениях' [32]. Но старообрядцы исследуемого региона, не имевшие подготовленных учительских кадров, продолжали устоявшуюся практику получения образования в обычных школах нимало не опасаясь, что присутствие в школе новообрядческого учителя Закона Божия может каким -либо образом повредить старой вере, считая, что 'с объявлением веротерпимости и признанием принципа свободы совести, это нежелательное явление само собой отпадает, и слушать уроки Закона Божия во всех учебных заведениях нас никто нее принуждает' [33]. Об этом свидетельствует факт, что число учащихся в Можарках неизменно было велико. Например, в 1905 г. в действовавшей в селе школе обучалось 80 мальчиков и 14 девочек (рекордное число учащихся для школ Старо-Тябердинской волости), процесс обучения проводили два учителя, при школе находилась библиотека со 176 томами [34]. Через три года (в 1908 г.) в селе уже функционировали уже две школы [35].

В заключении следует сказать, что глубокое овладение сокровищами русской традиционной и православной духовной культуры в сочетании с грамотностью и тягой к просвещению, активное воплощение в жизнь своего религиозного идеала в значительной мере способствовали высокому жизненному уровню старообрядцев, успешности их деловой активности. Эти обстоятельства приводили к экономической консолидированности староверов, открывали возможности для освоения новых направлений и методов предпринимательства, сохраняя, в то же время, ненарушенной религиозно-культурную доктрину староверия.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика