Можарский территориальный отдел ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

4-я страница

Следует принять во внимание и то обстоятельство, что староверы, когда их спрашивали о грамотности государственные чиновники, могли подразумевать умение читать и писать по-граждански, то есть пользоваться реформированным 11етром 1 начертанием букв. У многих староверов отношение к этому нововведению было негативным. Староверы продолжали пользоваться полууставом либо скорописью на основании полуустава, о чем свидетельствуют автографы крестьян-старообрядцев В.П.Ветчинова, Е.Николаева, И.А.Цапина. Нередким в старообрядческой среде был ответ: 'грамоте читать умею, а писать не умею', что может свидетельствовать о нежелании старообрядцев подписывать любые официальные бумаги [12]. Важной причиной, почему в семьях грамотных староверов дети (даже взрослые) объявляли себя неграмотными, было то, что противоположное утверждение могло дать в руки полиции возможность обвинять родителей в 'совращении в раскол' детей. Были случаи, что староверам власти запрещали не только обучать, но даже воспитывать своих детей. Например, в Указе ?340 Казанской палаты уголовного суда от 20 февраля 1857 г. о большой группе можарских старообрядцев определено: 'Малолетних же детей, как их, так и прочих уклонившихся , а в особенности объявивших и при следствии намерение привлечь их в раскол по мере возраста (так -!). в предупреждение этого, по силе той же 198 статьи Уложения, отдать на воспитание родственникам православного вероисповедания или замснением оных предназначенным для сего опекунам также православной веры' [13]. В том же указе содержится требование отобрать у старообрядцев Евстафия Ермолаева и его жены Марьи Яковлевой приемного сына Степана, крещенного в Казани старообрядческим священником (мальчику шел уже третий год): 'Подкинутаго к ним младенца Степана отобрать от них, отдать лицам православного вероисповедания' [14]. В Указе 1154 от 22 мая 1857 г. по делу крестьян Ветчиновых (шло параллельно с предыдущим) также имелся пункт, который гласил: 'гак как в семействе Василия Петровича Ветчипова есть малолетняя дочь Прасковья, то ея, в предупреждение привлечения Встчиновыми в раскол, на основании 198 статьи Уголовного уложения отдать на воспитание родственникам православного исповедания, за неимением же их - опекунам, назначенным для сего от правительства также православной веры' [15].

Несмотря на все жесточайшие репрессии и гонения 50-60-х гг. XIX в., старообрядчество в Казанской губернии не только выжило, но и укрепилось. Как следствие этого, в конце 1870-х - 1880-е гг. заметно значительное увеличение грамотности среди можарских староверов. Дети пришедших в старообрядчество в 10-60-е гг. крестьян включились в традиционную систему 'домашнего обучения'. Кроме того, в 1880-е гг. можарские староверы налаживают твердые основы старообрядческого просвещения в виде смешанной по составу школы. Значительная заслуга в подъеме старообрядческого образования в Цивильском уезде принадлежит священнику белокрипницкой иерархии о.Давыду Ивановичу Панину.

Созданная в начале 1880-х гг. старообрядческая школа в Можарках помещалась в частном доме Евграфа Степанова. Контингент учащихся был смешанным - обучение проходили до 30 мальчиков и девочек. Занятия проходили ежедневно кроме воскресных и праздничных дней. Обучение проводил сам о.Давыд Папин (читал курс Закона Божьего) и 'исполняющий при Цапине должность псаломщика крестьянин Евграф Степанов' [16]. Казанская консистория именует его 'учителем', так как на него была возложена основная учительская нагрузка [17]. Близкой аналогией можарской школе является созданное в начале XX в. купцом-федосеевцем И.Шашиным (с учетом беспоповской специфики) старообрядческое училище в г.Чистополе Казанской губернии. Оно состояло из пяти классов - в четырех комнатах проводились занятия, а в пятой находился небольшой иконостас и в пей проходила общая молитва перед началом учебы, после совершения которой начинались занятия. К 1914 г. в училище обучалось 67 мальчиков и девочек разных старообрядческих согласий. Детей обучали 'по церковно-славянским книгам: азбуке, часовнику, псалтыри, триодям. Преподавали пение по солям. Закон Божий вел известный старообрядческий вероучитель из Прибалтики И.У.Ваконья. Все затраты на содержание училища взял на себя И.Шашин' [18].


 

О.Давыд Цапин. судя по дошедшим отрывочным, был умелым наставником и обладал большими педагогическим талантом. Например, за короткое время он сумел прочно утвердить в истинности старой веры норваш-кошкинских крестьян и столь хорошо преподать им уроки сравнительного богословия, что когда летом 1886 г. в деревню прибыли викарий Казанской епархии преосвященный Кирилл и миссионер профессор Ивановский, то крестьяне-старообрядцы не смутились этим обстоятельством и показали себя умелыми защитниками старой веры, несмотря на то, что самого о.Давыда Цапина среди них во время дискуссий не было [19]. Преосвященный Кирилл и профессор Ивановский из этой беседы сделали вывод, что проповедническая деятельность о.Давыда очень опасна и отправили об этом отношение в канцелярию Казанского губернатора [20]. Более того, сведения о старообрядческой школе в Можарках Казанской консисторией были направлены на имя обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева, который, в свою очередь, в апреле 1887 г. переслал их для принятия мер министру внутренних дел. Помимо этого, в мае 1887 г. казанский викарий потребовал от губернатора воспрепятствовать педагогической деятельности старообрядческого священника в опекаемом им училище [21]. и груды о.Давыда Ивановича Цапина на ниве старообрядческого просвещения послужили одним из мотивов его ареста в августе 1887 г.[22].

Создание старообрядческой школы в с. Можарках явилось важной вехой в истории старообрядческого просвещения в Цивильском уезде. Она ознаменовала собою попытку преодолеть традиционную систему домашнего обучения и создать старообрядческое училище, соответствующее новой эпохе. Свое полное воплощение эта новая система образования получила в т.н. 'бугровской школе', открытой по разрешению правительства в селе Попово Нижегородской губернии в 1889 г. Именно 'Н.А.Бугров первым в стране добился официального разрешения на старообрядческую школу. Он перевел все свои мельницы на паровые двигатели и механическое оборудование. Ему требовались технически грамотные кадры, а большинство его рабочих и служащих были старообрядцами. Домашние школы, дававшие, в основном, богословское образование уже не удовлетворяли возросшие потребности в грамотности, особенно технической. И он задумал основать легальную школу для детей старообрядцев по светской программе' [23]. Обучение строилось так, что 'учащиеся изучали все общеобразовательные предметы по государственным программам, а сверх того 'в очень широких размерах Закон Божий, церковнославянское чтение и древнее крюковое пение'. Училище рассчитывалось на 150 мальчиков' [24].

Опыт Бугровской школы, открытие которой диктовалось потребностями растущей старообрядческой промышленностью, аналогичен созданию можарской старообрядческой школе, совпавшему с периодом взрывной активности можарских старообрядческих предпринимателей, которые исконно занимались мукомольным делом. Именно они стали первыми вводить технические усовершенствования на своих мельницах и создавать новые производства. В 1880-е гг. можарские староверы Е.Козин и В.П.Борисов строят первые круиодерочпые заведения в Архангельско-Янтиковской волости - в д.Латышевой (1881 г) и в с. Янтиково (1884 г.), а братья МП. и П.П.Мольковы создают в с.Янтиково первую шерстобойку [25]. За 1889-1894 гг. они нарастили мощности этих производств от 17 до 34 раз (!): шерстобойки с 35 до 1200 пудов (братья Мольковы), крупорушек - с 30 до 500 пудов (Е.Козин), и с 35 до 600 пудов (В.П.Борисов) [26]. Старообрядцы наращивают мощности контролируемых мельниц только в Архангельско-Янтиковской волости в 8,7 раза за 1890-1898 гг. - с 2670 до 23100 пудов, в Старо-Тябсрдинской волости совокупная мощность старообрядческих мельниц в 1905 г. составляла 202000 пудов [27]. Все старообрядческие предприниматели использовали на своих производствах труд наемных работников. Только в Архангельско-Янтиковской волости на мельницах староверов в 1898 г. было занято не менее 12 наемных работников, в Старо-Тябердинской волости в 1905 г. -не менее 20 мужчин и женщин работали по найму на мельницах и при различных механизмах [28].Почти они также были староверами. Это стимулировало в старообрядческой среде сирое не только на добросовестных и честных, но и на грамотных работников.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика