В. ТИМОФЕЕВ. ОТЕЦ ДАВЫД ЦАПИН И СИНОДАЛЬНЫЙ ГОЛИАФ
В 1856 г. в семье крестьянина села Можарок Цивильского уезда Казанской губернии Ивана Алексеевича Цапина, овдовевшего во время гонений и женившегося вторым браком на Агриппине Филипповне, брака которых, венчанного священником белокриницкой иерархии, синодальная церковь не признавала, родился сын. Старообрядческий священник крестил его в Казани, и младенцу наречено было имя -Давыд.
Можарки переживали в этот период один из самых мрачных этапов своей истории - с 1843 г. синодальная церковь руками репрессивной государственной машины вела жестокое гонение против можарских староверов. Беспрерывно возбуждались и годами длились свирепые судебные преследования. К 1850-м гг. более 80 можарских староверов находились под судом или прошли через него, из них 7 человек погибли в период следствия и в заключении в Цивильском тюремном замке.
Семья Давыда также попала в новообрядческие жернова синодальной греко-российской церкви. Его прадед Яков Андреевич, дед - Алексей Яковлевич задолго до рождения Давыда умерли в тюрьме, не желая изменить старой вере, во время следствия умерла и первая жена И. А. Цапина - Прасковья Прокофьева. В 1854 г., после многолетних судов и миссионерских «увещаний» Казанская духовная консистория признала семью Цапиных и еще 5 семей «закоренелыми раскольниками» и повелела включить их в особую «раскольничью ведомость». Однако в 1857 г. отца Давыда - И. А. Цапина арестовывают «за склонение в раскол жены своей и крещение детей в раскольнической часовне» и присуждают к ссылке в Закавказье на поселение или к службе рядовым без выслуги в частях Кавказского корпуса. Более года он находился в заключении сначала в Цивильске, затем в Казани, но ложной подпиской о том, что он не будет отпадать от православия и совращать других в старую веру И. А. Цапину удалось в мае 1858 г. вырваться на волю на основании решения Сената.
Однако, несмотря на все жесточайшие репрессии, обрушившиеся на Можарских староверов в 40-50 гг. XIX в., они не только выстояли, но и закалились в этой беспрерывной борьбе за право молиться и говорить с Богом так, как делала это истинная Церковь Христова, чистая от никоновских «новин». Более того, в начале 1860-х гг. открыто заявили о своем старообрядчестве и признании над собой священноначалия австрийского священства более половины великорусов соседней с Можарками деревни Вутабось. После принятия в 1864 г. Государственным советом благоприятного для старообрядцев мнения прямые гонения на можарских староверов больше не возникали, хотя их отголоски слышались в селе еще до 1869 г., когда триумфом старообрядческой воли завершился процесс Г. Е. Баданова, судившегося с 1862 г. за «похоронение сына своего (!) по раскольничьему обряду». Дело в том, что умершего в декабре 1861 г. своего полуторагодовалого сына Петра Баданов не разрешал отпевать новообрядцам. Тогда труп мальчика по определению Казанской духовной консистории захватил становой пристав и «предохранил» его от христианского погребения, но в отсутствие пристава родителям удалось хитростью вернуть тело и похоронить его. За это «преступление» Г. Е. Баданов был присужден к двум годам заключения и к отнятию у него четырехлетнего сына Космы и передаче его на воспитание новообрядцам. Но 28-летний можарский старовер бесстрашно выступил против новообрядческого Голиафа и победил его. После апелляции в Сенат, приговор был полностью пересмотрен, и Баданова присудили к символическому наказанию - штрафу в 1 рубль за неисполнение распоряжения станового пристава!
Приговор этот без сомнения стал для Можарок важным знаком - победить синодального Голиафа можно. Для этого не надо иного оружия кроме истинной веры и помощи Божьей. И Бог вознаградил можарских староверов за их стойкость и в земной юдоли - в конце 1860-х - первой половине 1870-х гг. староверы поставили под свой контроль более 1/3 всех мельниц Цивильского уезда и стали господствовать в его мукомольной промышленности.
После издания закона 1874 г. о ведении старообрядческой метрики в полиции ни один старообрядец Можарок вплоть до 1905 г. в эти в полицейские метрики не записался, считая их антихристовой сетью. Неприятие полицейских метрик было повсеместным в среде неокружников Казанской губернии.
Надо сказать, что после опубликования Окружного послания Г. Кабанова (Ксеноса) можарские староверы его не приняли, следуя определению Белокриницкого митрополита Кирилла. Твердо стоявшие и страдавшие за старую веру можарцы чисто психологически не могли принять мысли, что иовообрядческие священники Ефимов. Ломоносов, Бельбуциковский. которые доносили властям, требуя для старообрядцев тяжких мучений, не еретики, что новообрядческий Иисус, именем которого их годами держали в тюремных замках, запрещали крестить, венчать и хоронить своих родных по старому обряду, есть якобы истинный Исус. Кстати сказать, можарцы еще в 1930-х гг. оставались твердыми «нсокружниками» и подчинялись последнему неокружническому епископу Павлу вплоть до его ареста в 1933 г.
Можарские староверы в молитвенном отношении всегда были тесно связаны со старообрядцами села Шонгуты Тетюшского уезда Казанской губернии, так как в самих Можарках не было старообрядческого священника и храма. Важным событием в жизни Шонгут и Можарок было освящение в 11 сентября 1883 г. в Шонгутах церкви неокружническим епископом Коломенским Герасимом. Кроме Шонгут можарцы обращались за исполнением треб к старообрядческому священнику с, Карамышевки Свияжского уезда о. Василию. Однако можарцев такое положение не устраивало, и они хотели иметь своего священника и свою церковь. Этим желаниям благоприятствовало то, что 16 декабря 1884 г. неокружнический нижегородский епископ Иосиф поставил на Москву епископа Иова, а собор 22 мая 1885 г. закрепил Москву за Иовом. Владыка Иов отличался большой целеустремленностью и поставил много священников, среди них был и 28-летний Давыд Иванович Папин.
Вернувшись в Можарки отец Давыд начал неутомимую деятельность по укреплению истинной веры в Можарках и окрестных деревнях. Его труды не остались незамеченными синодальными церковными властями.
В октябре 1886 г. в канцелярию Казанского губернатора поступило отношение викария Казанской епархии, в котором содержался донос «об уклонении из православия в раскол крестьян деревни Норваш-Кошек», а также требование пресечь деятельность «крестьянина села Можарок Давыда Цаиина». Губернатор же переслал этот донос для «составления надлежащих сведений» цивильскому уездному исправнику. Исправник в своем отношении к губернатору от 6 ноября 1886 г. подтвердил сведения о том, что отец Давыд Цапни «со своим дьячком крестьянином села Можарки Евсеем Евсеевым действительно на Пасхе сего года был в д. Норваш-Кошках и ходил с крестом по домам раскольников, и в то же время на дворе раскольника Ильи Гаврилова совершал молебен с водосвятием при большом стечении раскольников».