УТВЕРЖДЕНЫ решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» «17» апреля 2017 г. протокол № 32 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Москва 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………… 3 1. Термины и определения………………………………………………... 4 2. Понятие и предмет имущественной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП………………………………………………………………………5 3. Принципы имущественной поддержки субъектов МСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП………………………………………………………………………6 4. Формирование и ведение Перечня……………………………………. 7 5. Установление льгот за пользование имуществом, включенным в Перечень………………………………………………………………...13 6. Распоряжение имуществом, включенным в Перечень……………… 16 7. Раскрытие информации об имущественной поддержке субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП………………………………………………………... 22 8. Взаимодействие органов, осуществляющих имущественную поддержку субъектов МСП, и АО «Корпорация «МСП» в процессе оказания имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП…………24 3 Введение Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение реализации целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, и подготовлены в соответствии с пунктом 82 части 4 статьи 251 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) для оказания методической помощи органам государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении нормативного и правового регулирования оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также осуществлении деятельности по предоставлению государственного и муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Во исполнение требований Закона № 209-ФЗ при подготовке настоящих Методических рекомендаций учтены предложения общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, Минэкономразвития России, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (далее – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства), в целях упрощения процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов движимого и недвижимого имущества предусматривается необходимость: – повышения уровня информированности предпринимателей о возможностях получения имущественной поддержки; – формирования стандартов оказания имущественной поддержки субъектам МСП. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В соответствии со своими функциями и полномочиями они определяют количество, состав и другие характеристики имущества, предоставляемого субъектам МСП в порядке имущественной поддержки, категории предпринимателей, которым она оказывается, адресованные им льготы и преференции, условия заключаемых договоров. 4 Закон № 209-ФЗ предоставляет субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям возможность самостоятельного нормативного регулирования в области определения порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечней государственного и муниципального имущества, подлежащего предоставлению субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, а также порядка и условий предоставления им такого имущества. Настоящие Методические рекомендации предлагают подходы к организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию имущественной поддержки субъектам МСП, подготовке нормативных правовых актов в этой сфере в соответствии с требованиями, определенными Законом № 209-ФЗ, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) и гражданским законодательством Российской Федерации. 1. Термины и определения В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения. Перечень государственного или муниципального имущества (далее – Перечень) – утверждаемый в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления перечень соответственно федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации, муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Имущество, включенное в перечень – имущество, сведения о котором содержатся в соответствующем перечне государственного или муниципального имущества, в том числе земельные участки 1 , здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Уполномоченный орган – орган исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено осуществление функций в области оказания имущественной поддержки (утверждение Перечня, порядка его формирования, ведения и обязательного опубликования, ведение Перечня, 1 В настоящих Методических рекомендациях не рассматриваются вопросы имущественной поддержки субъектов МСП с использованием находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков. Соответствующий раздел будет включен в настоящие Методические рекомендации по результатам дополнительного анализа правоприменительной практики. 5 предоставление имущества субъектам МСП). В случае если отдельные функции в области имущественной поддержки субъектов МСП закреплены за различными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, под Уполномоченным органом понимается орган, выполняющий соответствующую конкретную функцию. Льготная ставка арендной платы – устанавливаемая в соответствии с частью 45 статьи 18 Закона № 209-ФЗ ставка арендной платы, размер и (или) условия применения которой связаны с реализацией субъектом МСП либо организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП, права приобрести имущество, включенное в Перечень, в аренду по цене ниже рыночной. Размер льготной ставки арендной платы определяется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Предоставление имущества во владение и (или) в пользование субъекту МСП или организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП – заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования имуществом, включенным в Перечень, с субъектом МСП или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Координационный или совещательный орган – созданный в соответствии со статьей 13 Закона № 209-ФЗ при федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления орган в области развития МСП, участвующий в решении вопросов передачи прав владения и (или) пользования имуществом в рамках реализации имущественной поддержки. 2. Понятие и предмет имущественной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП 2.1. Имущественная поддержка субъектов МСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее также имущественная поддержка), представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по передаче имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, свободного от прав третьих лиц и включенного в Перечень, во владение и (или) в пользование субъектам МСП для ведения предпринимательской деятельности, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на возмездной основе, в том числе на льготных условиях, а также на безвозмездной основе. 6 2.2. Согласно части 5 статьи 3 и части 1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ имущественная поддержка оказывается в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП. Статья 18 Закона № 209-ФЗ предусматривает принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов по следующим вопросам имущественной поддержки: – порядок формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня; – порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) имущества, включенного в Перечень; – определение размера льготной ставки арендной платы по договорам в отношении имущества, включенного в Перечень. Указанные нормативные правовые акты должны приниматься с учетом положений государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) либо включаться в такие программы (подпрограммы), если они утверждены соответствующим публично-правовым образованием. 2.3. Имущественная поддержка может применяться в комплексе с иными формами поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, например с мерами финансовой поддержки, для содействия развитию социально значимых и иных приоритетных видов деятельности субъектов МСП, которым адресованы эти меры поддержки. 3. Принципы имущественной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП При оказании имущественной поддержки Уполномоченные органы должны руководствоваться принципами, определенными статьей 6 Закона № 209-ФЗ, а также Стратегией развития малого и среднего предпринимательства: – принципом открытости информации, который реализуется путем предоставления доступа субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, некоммерческим организациям, 7 выражающим интересы субъектов МСП, к информации об имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, о нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам развития МСП и правовых актах об утверждении Перечня, правил его формирования и распоряжения включенным в него имуществом, а также проектах таких актов, о предложении имущества, включенного в Перечень, для заключения договоров о передаче имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на торгах или без проведения торгов; – принципом обеспечения равного доступа субъектов МСП к получению имущественной поддержки, который выражается в соблюдении требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в процессе подготовки и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие МСП, принятия решений о предоставлении имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП и осуществления имущественной поддержки; – принципом «Малый бизнес прежде всего», который при оказании имущественной поддержки заключается в приоритетности включения государственного и муниципального имущества, вовлекаемого в хозяйственный оборот, в Перечень для предоставления субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, за исключением его использования в целях реализации полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с учетом выполнения планов по доходам регионального и местного бюджета. 4. Формирование и ведение Перечня 4.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают порядок формирования, ведения, обязательного опубликования Перечня, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование (в том числе льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в него государственного и муниципального имущества. В отношении федерального имущества Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 8 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2016 № 1283). Указанное постановление рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, определяющих порядок формирования, ведения и обязательного опубликования Перечней, руководствоваться положениями утвержденных им Правил. 4.2. В Перечень включается имущество, перечисленное в части 1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ, принадлежащее публично-правовому образованию, утверждающему Перечень, свободное от прав третьих лиц, за исключением прав субъектов МСП, что означает в том числе отсутствие на такое имущество права хозяйственного ведения или оперативного управления государственных или муниципальных предприятий, учреждений. При включении в Перечень имущества, арендуемого субъектом МСП, рекомендуется получать письменное согласие арендатора на включение имущества в Перечень путем направления ему соответствующего предложения, содержащего в том числе информацию о положениях Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ) в отношении порядка реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность, а также информацию о льготах для субъектов МСП, арендующих включенное в Перечень имущество. 4.3. При формировании Перечня Уполномоченному органу рекомендуется использовать: – информацию об имуществе, составляющем государственную казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, пригодном для предоставления субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в том числе содержащуюся в реестре федерального имущества, реестрах государственного имущества субъектов Российской Федерации и реестрах муниципального имущества; – информацию об имуществе, в отношении которого прекращено право оперативного управления или хозяйственного ведения, в том числе по результатам мероприятий по выявлению неиспользуемого и неэффективно используемого имущества государственных и муниципальных унитарных 9 предприятий и государственных и муниципальных учреждений, а также по поступившим от них предложениям; – данные предложений о включении имущества в Перечень, передаче в аренду или на ином праве, поступивших от координационного или совещательного органа, субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, общественных объединений, выражающих интересы субъектов МСП, институтов развития в сфере МСП, включая АО «Корпорация «МСП», иных лиц и организаций; – информацию о государственном и муниципальном имуществе, продажа которого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, не состоялась; – сведения об имуществе, обращенном или поступившем в государственную или муниципальную собственность по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; – иные сведения об имуществе, которыми располагает Уполномоченный орган. 4.4. Для сбора предложений по формированию или дополнению Перечня Уполномоченному органу рекомендуется размещать на своем официальном сайте, а также на официальном сайте информационной поддержки субъектов МСП сведения реестра государственного или муниципального имущества, в том числе сведения об имуществе казны, за исключением имущества, которое уже включено в Перечень или не может быть предложено для включения в него, в том числе имущества, включенного в перечень государственного и муниципального имущества для предоставления в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям; имущества, включенного в действующий прогнозный план (программу) приватизации государственного и муниципального имущества, а также имущества, использование которого по целевому назначению или заключение договора аренды или безвозмездного пользования которым невозможно. Сведения об имуществе размещаются в объеме, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 20.04.2016 № 264. 4.5. В случае если при Уполномоченном органе создан координационный или совещательный орган, сформированный проект Перечня рекомендуется вносить на рассмотрение этого органа. При этом решение об утверждении Перечня принимается не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня направления проекта Перечня в координационный или совещательный орган. При поступлении в указанный срок предложений координационного или совещательного органа и наличии разногласий с высказанной им позицией Уполномоченный орган проводит согласительное совещание, информацию о результатах которого рекомендуется размещать на информационных ресурсах, на которых размещен Перечень. 4.6. Имущество, включаемое в Перечень, должно быть пригодно для использования по целевому назначению для ведения предпринимательской 10 деятельности, заключения соответствующего договора о передаче имущества во владение и (или) в пользование субъекту МСП, регистрации соответствующих прав. Не рекомендуется включать в Перечень: – имущество, непригодное к использованию, в том числе объекты недвижимого имущества, находящиеся в аварийном и руинированном состоянии; – движимое имущество, срок службы которого составляет заведомо менее пяти лет – минимального срока заключения договора с субъектом МСП; – движимое имущество, не обладающее индивидуально-определенными признаками, позволяющими заключить в отношении него договор аренды или иной гражданско-правовой договор; – недвижимое имущество, относящееся к жилищному фонду; – имущество, арендуемое субъектом МСП, в отношении которого арендатор направил возражения на включение в Перечень в ответ на предложение Уполномоченного органа, указанное в пункте 4.2 настоящих Методических рекомендаций. При включении в Перечень имущества, для использования которого необходимо проведение ремонта или реконструкции, рекомендуется рассмотреть возможность заключения договора аренды на срок от 10 лет с условием осуществления ремонта или реконструкции и с возможностью зачета расходов в счет арендной платы. При этом в договоре рекомендуется подробно определить порядок документального подтверждения понесенных расходов и их зачета в счет арендной платы во избежание нарушений законодательства Российской Федерации. 4.7. В Перечень рекомендуется включать следующее имущество: – оборудование, машины, механизмы, установки, инвентарь, инструменты, пригодные к эксплуатации по назначению с учетом их технического состояния, экономических характеристик и морального износа; – объекты недвижимого имущества, подключенные к сетям инженернотехнического обеспечения и имеющие доступ к объектам транспортной инфраструктуры; – объекты недвижимого имущества, планируемые к использованию под административные, торговые или офисные цели, находящиеся в границах населенных пунктов. Виды разрешенного использования, функциональное и территориальное зонирование земельных участков, на которых находятся включаемые в Перечень объекты недвижимого имущества, должны предусматривать использование таких земельных участков для размещения указанных объектов. 4.8. Включаемое в Перечень имущество не должно относиться к имуществу, изъятому из оборота, объектам религиозного назначения, объектам незавершенного строительства, не должно быть включено в акт о планировании приватизации на текущий год или плановый период либо иное 11 подлежащее исполнению решение собственника о предоставлении третьему лицу. 4.9. Имущество должно быть учтено в реестре федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества. Сведения об имуществе, включаемые в Перечень, должны совпадать с информацией, содержащейся в соответствующем реестре. 4.10. Перечень дополняется не реже одного раза в год, но не позднее 1 ноября текущего года, за исключением случая, если в государственной или муниципальной собственности отсутствует имущество, соответствующее требованиям Закона № 209-ФЗ, а также утвержденного в соответствии с частью 41 статьи 18 Закона № 209-ФЗ порядка формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня. 4.11. Рекомендуется предусмотреть следующие основания исключения имущества из Перечня: а) выкуп имущества субъектом МСП, арендующим данное имущество (за исключением федерального имущества)2 ; б) прекращение права государственной или муниципальной собственности на имущество, в том числе в связи с прекращением его существования в результате гибели или уничтожения, отчуждением по решению суда, передачей в собственность другого публично-правового образования; в) закрепление за органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, иной организацией, создаваемой на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения государственных полномочий, решения вопросов местного значения или обеспечения исполнения уставной деятельности; г) признание имущества не востребованным субъектами МСП или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в соответствии с пунктом 4.13 настоящих Методических рекомендаций; д) изменение количественных и качественных характеристик имущества, в результате которого оно становится непригодным к использованию по целевому назначению (например, имущество признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). 4.12. В случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 4.11 настоящих Методических рекомендаций, имущество исключается из Перечня после наступления указанных в них обстоятельств и с учетом сроков 2В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 12 рассмотрения вопросов отчуждения имущества координационным или совещательным органом (не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня направления проекта решения в указанный орган). В случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 4.11 настоящих Методических рекомендаций, Уполномоченному органу рекомендуется принимать решение об исключении имущества из Перечня с одновременной передачей его соответствующей государственной или муниципальной организации. При поступлении возражений координационного или совещательного органа Уполномоченный орган проводит согласительное совещание, информацию о результатах которого рекомендуется размещать на информационных ресурсах, на которых размещен Перечень. 4.13. Уполномоченному органу рекомендуется вносить предложения об исключении имущества из Перечня либо исключать имущество из Перечня, если это отнесено к его полномочиям, в случае если имущество в течение двух лет является не востребованным со стороны субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в том числе в результате признания несостоявшимися не менее двух объявленных торгов на право заключения договора аренды или безвозмездного пользования и отсутствия предложений о предоставлении имущества от субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. В случае если при Уполномоченном органе создан координационный или совещательный орган, такое решение принимается не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня направления проекта этого решения в указанный орган. При поступлении в указанный срок возражений координационного или совещательного органа Уполномоченный орган проводит согласительное совещание, информацию о результатах которого рекомендуется размещать на информационных ресурсах, на которых размещен Перечень. 4.14. В случае исключения имущества из Перечня по основаниям, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 4.11 настоящих Методических рекомендаций, одновременно с решением об исключении такого имущества рекомендуется принимать решение о дополнении Перечня иным имуществом взамен исключаемого, за исключением случая, когда в государственной или муниципальной собственности отсутствует имущество, соответствующее требованиям Закона № 209-ФЗ, а также утвержденного в соответствии с частью 41 статьи 18 Закона № 209-ФЗ порядка формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня. 4.15. Имущество, включенное в Перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов МСП в соответствии с частью 2 1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ. Такое имущество не рекомендуется включать в прогнозный план (программу) приватизации государственного или муниципального имущества, поскольку следствием такого решения является его отчуждение в соответствии с принятым решением об условиях приватизации. В случае если 13 законодательство субъекта Российской Федерации либо правовые акты муниципального образования позволяют осуществить приватизацию имущества без включения в решение о планировании приватизации, принятие решения об условиях приватизации имущества, включенного в Перечень, и его отчуждение будут противоречить части 42 статьи 18 Закона № 209-ФЗ. 4.16. Рекомендуется осуществлять передачу имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, включенного в Перечень, в муниципальную собственность для исполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам создания условий для развития МСП. При этом Уполномоченному органу местного самоуправления рекомендуется включить такое имущество в Перечень соответствующего муниципального образования. 4.17. Уполномоченный орган обеспечивает внесение сведений о субъектах МСП или организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, получивших государственное или муниципальное имущество во владение и (или) в пользование в порядке оказания имущественной поддержки, в реестры субъектов МСП – получателей поддержки в соответствии со статьей 8 Закона № 209-ФЗ, а также внесение в указанный реестр информации о нарушении порядка и условий предоставления имущественной поддержки, в том числе о нецелевом использовании имущества, при наличии такой информации. 5. Установление льгот за пользование имуществом, включенным в Перечень 5.1. Часть 4 5 статьи 18 Закона № 209-ФЗ устанавливает, что размер льготной ставки арендной платы по договорам в отношении имущества, включенного в Перечень, определяется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Из части 41 статьи 18 Закона № 209-ФЗ следует, что указанные льготы устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия предоставления включенного в Перечень имущества субъектам МСП, занимающимся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности. 5.2. Рекомендуется следующий порядок введения льгот по арендной плате за имущество, включенное в Перечень: а) утверждение государственной программой (подпрограммой), муниципальной программой (подпрограммой), содержащей мероприятия, направленные на развитие МСП, социально значимых и приоритетных видов 14 деятельности субъектов МСП для целей предоставления соответствующим субъектам МСП государственной или муниципальной поддержки; б) принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, муниципального нормативного правового акта по вопросу определения размера льготной ставки арендной платы для субъектов МСП, осуществляющих указанные виды деятельности3 . 5.3. Допускается установление льгот по арендной плате для субъектов МСП, арендующих включенное в Перечень имущество, по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества», которым установлены следующие льготы по арендной плате за федеральное имущество: – в первый год аренды – 40 процентов размера арендной платы; – во второй год аренды – 60 процентов размера арендной платы; – в третий год аренды – 80 процентов размера арендной платы; – в четвертый год аренды и далее – 100 процентов размера арендной платы. 5.4. При установлении видов деятельности субъектов МСП для предоставления им льгот по арендной плате за имущество, включенное в Перечень, рекомендуется определять группы субъектов МСП в соответствии с приоритетами развития экономики и социальной сферы соответствующей территории, определенными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в том числе в форме региональных проектов. Указанные акты должны содержать требования к документам, подтверждающим соответствие субъектов МСП, которым адресованы льготы по арендной плате за имущество, установленным условиям и предоставляемым субъектами МСП в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ. 5.5. Для цели предоставления льгот по арендной плате рекомендуется выделять следующие виды субъектов МСП: 1) реализующие проекты в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, по перечню критических технологий Российской Федерации, которые определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»; 3В отношении федерального имущества размеры льготных ставок арендной платы определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества». 15 2) развивающие продуктовые линейки крупных компаний, работающих по направлениям национальной технологической инициативы; 3) реализующие проекты в сфере импортозамещения (в соответствии с региональными планами по импортозамещению4 ); 4) занимающиеся производством, переработкой или сбытом сельскохозяйственной продукции; 5) занимающиеся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности; 6) начинающие новый бизнес по направлениям деятельности, по которым оказывается государственная и муниципальная поддержка; 7) занимающиеся производством продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; 8) оказывающие коммунальные и бытовые услуги населению; 9) занимающиеся развитием народных художественных промыслов; 10) занимающиеся утилизацией и обработкой промышленных и бытовых отходов; 11) занимающиеся строительством и реконструкцией объектов социального назначения. Рекомендуется также предоставлять льготы по плате за имущество организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, предоставляющим имущество во владение и (или) пользование субъектам МСП, для которых предусмотрены льготы по арендной плате или иные льготы. 5.6. Для определения льготной ставки арендной платы рекомендуется применять понижающие коэффициенты к размеру арендной платы, определенному по итогам торгов или на основании оценки рыночной стоимости имущества и указанному в договоре аренды. 5.7. В отношении объектов движимого имущества льготную ставку арендной платы предлагается рассчитывать по формуле: ЛС = АП x К, где: ЛС – льготная ставка арендной платы; АП – ставка (размер) арендной платы за год, устанавливаемая на основании независимой оценки при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду; К – понижающий коэффициент. 4 Приказ Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 116 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке региональных планов по импортозамещению». 16 5.8. В отношении объектов недвижимого имущества льготную ставку арендной платы предлагается рассчитывать по формуле: ЛС = S x АП x К, где: ЛС – льготная ставка (размер) арендной платы за пользование объектом имущества в год по договору аренды; S – площадь объекта недвижимого имущества; АП – ставка (размер) арендной платы за год, устанавливаемая на основании независимой оценки при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду (за 1 кв. м); К – понижающий коэффициент. 5.9. Рекомендуется предусмотреть максимальный размер льгот по уплате арендной платы в первый год действия договора аренды и его постепенное снижение к последнему году. Допускается установление так называемых арендных каникул – периода времени, в течение которого арендная плата не взимается, путем установления понижающего коэффициента, равного нулю, на определенный промежуток времени (срок арендных каникул). Допускается установление иных льготных условий пользования имуществом в нормативных правовых актах, предусмотренных частью 4 5 статьи 18 Закона № 209-ФЗ. 5.10. Нормативные правовые акты об установлении льгот по уплате арендной платы должны предусматривать условия предоставления льгот, при несоблюдении которых льготы подлежат отмене (порча имущества, несвоевременное внесение арендной платы, использование имущества не по назначению и другие основания в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации). 6. Распоряжение имуществом, включенным в Перечень 6.1. Государственное и муниципальное имущество, включенное в Перечень, используется путем предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, либо отчуждения на возмездной основе в собственность субъектов МСП в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ. Часть 2 статьи 18 Закона № 209-ФЗ запрещает любые формы распоряжения имуществом, переданным субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, включая продажу, переуступку прав пользования, передачу прав пользования в залог и внесение 17 прав пользования в уставный капитал других субъектов хозяйственной деятельности. 6.2. Факт отнесения лица, претендующего на приобретение во владение и (или) в пользование имущества, включенного в Перечень, к субъектам МСП подтверждается наличием сведений о таком лице в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы. В этой связи для получения имущественной поддержки в форме предоставления государственного и муниципального имущества, включенного в Перечень, не требуется предоставления документов, подтверждающих отнесение лица, претендующего на получение такой поддержки, к субъектам МСП. 6.3. Имущество, включенное в Перечень, не может быть предоставлено в аренду субъектам МСП, перечисленным в части 3 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, и в случаях, установленных частью 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, а также указанным в статье 15 Закона № 209-ФЗ государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в форме государственных учреждений. 6.4. Уполномоченному органу рекомендуется организовать проведение аукциона на право заключения договора аренды или безвозмездного пользования имуществом в срок не позднее шести месяцев с даты включения имущества в Перечень. В случае если в отношении имущества, включенного в Перечень, вне периода приема заявок на участие в аукционе поступает обращение потенциального арендатора о заключении договора аренды, Уполномоченный орган принимает меры по оценке рыночной арендной платы за имущество (в случае если отсутствует действующий отчет об оценке рыночной стоимости имущества) и заключает договор аренды или договор безвозмездного пользования с указанным лицом, если оно имеет право на заключение договора без проведения торгов в связи с предоставлением государственной или муниципальной преференции в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона № 135-ФЗ в целях развития МСП. В нормативных правовых актах по вопросам порядка оказания имущественной поддержки субъектам МСП, принимаемых в соответствии с частью 41 статьи 18 Закона № 209-ФЗ, рекомендуется предусматривать положение о том, что в случае поступления обращений о заключении договора аренды или безвозмездного пользования от нескольких субъектов МСП, имеющих право на заключение договора без проведения торгов, имущество предоставляется субъекту МСП, предложение которого поступило раньше. В случае если указанный субъект МСП не имеет права на получение имущества, включенного в Перечень, без проведения торгов, Уполномоченному органу рекомендуется осуществить подготовку к проведению аукциона на право заключения договора аренды или договора 18 безвозмездного пользования имуществом и направить указанному заявителю предложение принять участие в таком аукционе. 6.5. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, включенного в Перечень, осуществляется только по результатам проведения торгов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ. 6.6. В случае если нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления предусмотрено предоставление государственной или муниципальной преференции в целях, предусмотренных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона № 135-ФЗ, в отношении субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, имущество, включенное в Перечень, предоставляется им без проведения торгов. При этом пункт 4 части 3 статьи 19 Закона № 135-ФЗ делает исключение из общего правила о получении предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, если преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП. В разъяснении ФАС России «О порядке предоставления государственной преференции в виде права заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (размещено в СПС «КонсультантПлюс» со ссылкой на публикацию на официальном сайте ФАС России 5 по состоянию на 17.01.2014) указано, что при отсутствии соответствующих программ развития субъектов МСП у органов власти отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона № 135-ФЗ. 6.7. Закон № 135-ФЗ предусматривает установление антимонопольным органом порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а также перечня видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. Во исполнение данного требования Закона № 135-ФЗ издан приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных 5 http://www.fas.gov.ru 19 договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ № 67). 6.8. Согласно пункту 24 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом № 67, при проведении торгов, участниками которых являются только субъекты МСП или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае, если он не является субъектом МСП или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП, либо не соответствует требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ. Указанное требование должно быть отражено в извещении о проведении торгов и документации о торгах. 6.9. В соответствии с пунктом 10 Перечня видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденного Приказом № 67, торги в форме конкурса могут проводиться только в отношении нежилых помещений инфраструктуры поддержки МСП, включенных в Перечень и предоставляемых бизнесинкубаторами в аренду (субаренду) субъектам МСП. В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ в настоящее время в Перечень не могут включаться объекты, принадлежащие организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. При этом следует учитывать позицию ФАС России, изложенную в пункте 23 разъяснений от 05.06.2012 по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»6 , что торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также в форме аукциона. 6.10. В проект договора, входящий в состав документации об аукционе либо направляемый лицу, имеющему право на заключение договора без проведения торгов, рекомендуется включать следующие условия: 1) срок аренды – от 5 лет, за исключением случая поступления до заключения договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) 6 Текст размещен в СПС «КонсультантПлюс» со ссылкой на следующий источник: «Здравоохранение», № 7, июль, 2012. 20 пользования имуществом, об уменьшении срока договора7 . Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам МСП не должен превышать 3 лет. При заключении договора следует учитывать максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества, если они установлены законом в соответствии с частью 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) использование имущества по целевому назначению; 3) прекращение действия предоставленных льгот в случае, если субъект МСП, организация, образующая инфраструктуру поддержки субъектов МСП, нарушили установленные договором условия их предоставления; 4) периодичность и формы контроля Уполномоченным органом соблюдения условий договора о сохранности имущества, его использовании по целевому назначению и условий, в соответствии с которыми предоставлены льготы по арендной плате. 6.11. Рекомендуется включать в договор аренды или иной договор по передаче прав владения и (или) пользования в отношении имущества, включенного в Перечень, условия, направленные на обеспечение арендатором сохранности такого имущества, в том числе: 1) сообщать арендодателю о ставшем известным арендатору повреждении, аварии или ином обстоятельстве, которое нанесло или может нанести ущерб имуществу, и принимать меры для предотвращения его дальнейшего разрушения или повреждения, а также к устранению нанесенного имуществу ущерба; 2) обеспечивать сохранность имущества, инженерных коммуникаций и оборудования объектов недвижимого имущества, нести расходы на их содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 3) не производить переустройство и (или) перепланировку объектов недвижимого имущества, реконструкцию, иные не отделимые без вреда для имущества улучшения, а также капитальный ремонт без предварительного письменного согласия арендодателя; 4) не сдавать имущество в субаренду (поднаем) или безвозмездное пользование (ссуду) без согласия арендодателя, не осуществлять другие действия, влекущие какое-либо ограничение (обременение) предоставленных арендатору имущественных прав, а также не передавать свои права и обязанности по договору другому лицу (перенаем); 5) обеспечивать беспрепятственный доступ к имуществу (либо во все помещения объекта недвижимого имущества) представителей арендодателя 7По вопросу срока заключения договора см. пункт 5 разъяснения ФАС России от 01.11.2011 по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67. 21 для проведения проверки соблюдения арендатором условий договора, эффективности использования и обеспечения сохранности имущества, а также предоставлять по требованию арендодателя документацию, относящуюся к предмету проверки. 6.12. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона № 209-ФЗ Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами МСП или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, предоставленным таким субъектам или организациям государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, установленных частью 2 указанной статьи. Кроме того, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, предусмотренных статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. 6.13. При наличии сведений о нарушении порядка и условий предоставления имущественной поддержки, в том числе о нецелевом использовании имущества, Уполномоченный орган обеспечивает внесение в реестр субъектов МСП – получателей поддержки информации о таких нарушениях. 6.14. В случае если договор о передаче имущества во владение и (или) в пользование заключается на торгах, основания для отказа в получении поддержки включаются в основания для отказа в допуске к участию в торгах. 6.15. В случае если при Уполномоченном органе создан координационный или совещательный орган, рекомендуется предусмотреть в нормативных правовых актах, предусмотренных частью 41 статьи 18 Закона № 209-ФЗ, порядок его участия в передаче прав владения и (или) пользования имуществом в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона № 209-ФЗ. Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом № 67, предусматривают учет части 5 статьи 18 Закона № 209-ФЗ при принятии решений о создании комиссии по проведению аукциона (конкурса), определении ее состава и порядка работы, назначении председателя комиссии. С этой целью представители координационного или совещательного органа могут включаться в состав комиссии по проведению аукциона (конкурса), присутствовать при проведении торгов, а также получать информацию о заключенных сделках с имуществом, включенным в Перечень, на регулярной основе. 22 7. Раскрытие информации об имущественной поддержке субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП 7.1. Перечень, а также внесенные в него изменения и дополнения подлежат обязательному опубликованию в печатных средствах массовой информации в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня утверждения Перечня или изменений и дополнений в него, а также размещению в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»: на официальном сайте утвердившего его государственного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, в том числе в форме открытых данных, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня утверждения и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения. В случае если Перечень размещается только на официальном сайте информационной поддержки субъектов МСП, ссылка на этот сайт размещается на сайте Уполномоченного органа, утвердившего Перечень, и наоборот. Рекомендуется размещать Перечень на всех указанных ресурсах. Ссылки на разделы сайтов уполномоченных и иных органов, касающиеся вопросов оказания имущественной поддержки субъектам МСП, а также официальные сайты информационной поддержки субъектов МСП рекомендуется размещать в виде баннеров «Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» на официальных сайтах высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования (при наличии технической возможности). При этом Перечень, размещаемый на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должен включать все внесенные в него изменения и дополнения, а также изменения сведений об имуществе, содержащихся в Перечне, в случае изменения таких сведений в реестре государственного и муниципального имущества. Перечень должен содержать информацию об имуществе, сданном в аренду или предоставленном в безвозмездное пользование субъектам МСП. Рекомендуется включать в состав информации, размещаемой на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведения о свободном имуществе, предназначенном для сдачи во временное владение и (или) в пользование субъектам МСП, фотографии и описание соответствующих объектов, отражающие их фактическое состояние. 7.2. Доступ к разделу официального сайта администрации субъекта Российской Федерации, муниципального образования, касающемуся вопросов оказания имущественной поддержки субъектам МСП, рекомендуется обеспечивать путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) – не более двух. 23 Для федерального имущества таким сайтом является официальный сайт Росимущества. 7.3. В раздел официального сайта администрации субъекта Российской Федерации, муниципального образования, касающийся вопросов оказания имущественной поддержки субъектам МСП, рекомендуется включать следующую информацию: 1) Перечень в формате открытых данных, в том числе с возможностью выгрузки его в файле Exel. При наличии возможности Уполномоченный орган дополнительно размещает Перечень в виде базы данных, с расширенным составом сведений об имуществе, с возможностью систематизации, поиска и выдачи информации по заданным субъектом МСП или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП, параметрам (местоположение, площадь, назначение); 2) нормативные правовые акты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а для муниципального имущества также муниципальные правовые акты по вопросам имущественной поддержки субъектов МСП, в том числе утвержденные государственные программы (подпрограммы), муниципальные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, направленные на развитие МСП, определяющие социально значимые и приоритетные виды деятельности субъектов МСП для целей предоставления соответствующим субъектам МСП государственной или муниципальной поддержки; 3) порядок участия субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в процедурах предоставления им имущества во владение и (или) в пользование, формы предоставляемых заявителем документов и образцы их заполнения; 4) льготы по арендной плате и условия их предоставления; 5) истории успеха предпринимателей, получивших имущественную поддержку; 6) ссылку на сайт torgi.gov.ru и рекомендации по поиску на нем информации об объявленных торгах на право заключения договоров аренды и иных договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества; 7) контактные данные сотрудников органа, осуществляющего полномочия собственника, ответственных за предоставление дополнительной информации об имуществе, а также проведение его осмотра при наличии интереса к приобретению имущества в аренду со стороны субъекта МСП; 8) информацию о бизнес-инкубаторах и иных организациях, образующих инфраструктуру имущественной поддержки субъектов МСП, со ссылкой на их сайты; 9) информацию о возможности получения имущественной поддержки через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ); 24 10) информацию о праве арендатора – субъекта МСП приобрести имущество, включенное в Перечень, в соответствии с Законом № 159-ФЗ; 11) форму обратной связи. 7.4. Дополнительно к размещению официальной информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования рекомендуется размещать информацию об имуществе, которое предлагается субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на бесплатных профильных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 7.5. Информацию об этапах оказания имущественной поддержки (утверждение или дополнение Перечня, создание бизнес-инкубатора, изменение правил предоставления имущества, подведение итогов оказания имущественной поддержки за истекший период) рекомендуется размещать в разделе новостей, в том числе на официальном сайте администрации субъекта Российской Федерации, муниципального образования. 7.6. Рекомендуется делать перекрестные ссылки между сайтами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере развития МСП и органов, осуществляющих полномочия собственника имущества. 7.7. Размещение информации об оказании субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, имущественной поддержки должно соответствовать нормам Федерального закона от 02.09.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Требованиям к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 № 505. 8. Взаимодействие органов, осуществляющих имущественную поддержку субъектов МСП, и АО «Корпорация «МСП» в процессе оказания имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП 8.1. АО «Корпорация «МСП» в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 209-ФЗ действует в качестве института развития в сфере МСП и осуществляет мониторинг оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на основании информации, полученной от указанных органов, оказывающих поддержку. 25 Мониторинг оказания субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, имущественной поддержки проводится АО «Корпорация «МСП» во исполнение части 4.4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ. 8.2. Порядок предоставления сведений о Перечнях и изменениях в них утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.04.2016 № 264. 8.3. Форма предоставления сведений о Перечнях и информация о ее заполнении размещены на официальном сайте АО «Корпорация «МСП» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://corpmsp.ru в разделе «Имущественная поддержка». 8.4. Уполномоченный орган создает и пополняет электронные базы данных, содержащие сведения об имуществе в объеме, соответствующем позициям формы, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 20.04.2016 № 264. 8.5. Уполномоченный орган вправе направить в АО «Корпорация «МСП» свои предложения по: – лучшим практикам оказания имущественной поддержки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, для их обобщения и распространения; – совершенствованию услуг, оказываемых АО «Корпорация «МСП» и реализуемых через МФЦ; – совершенствованию настоящих Методических рекомендаций, а также иных нормативных правовых актов по вопросам имущественной поддержки субъектов МСП; – внесению федерального имущества, государственного имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества в соответствующие Перечни. АО «Корпорация «МСП» рассматривает поступившие предложения, обобщает их, проводит необходимые согласования и информирует о проделанной работе и принятых решениях. 8.6. АО «Корпорация «МСП» на постоянной основе проводит обучающие мероприятия для органов, ответственных за формирование и ведение Перечней и оказание имущественной поддержки субъектам МСП, на которых разъясняет порядок оказания мер имущественной поддержки и информирует участников обо всех новациях в законодательстве и лучших практиках в этой области.