О праве граждан на получение информации о мерах социальной защиты, социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах в Российской Федерации
Федеральным законом от 27.12.2019 года № 461-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", нацеленные на усиление социальной защиты граждан.
С 2015 года сформирована Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО), которая содержит в себе исчерпывающую информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Оператором системы является Пенсионный фонд Российской Федерации. Поставщиками информации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).
Вместе с тем, до настоящего времени не существует механизма востребования и предоставления гражданам этой важной и полезной информации.
Принятым Федеральным законом от 27.12.2019 года № 461-ФЗ закреплены форматы взаимодействия граждан с исполнительными органами государственной власти с целью дальнейшего повышения качества государственных услуг и помощи гражданам в получении полной и достоверной информации о правах, гарантиях и мерах поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях, по принципу единого запроса-обращения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия) – с 1 декабря 2020 года;
2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации – с 1 июля 2021 года;
3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг – с 1 января 2022 года.