После взятия Казани русскими в 1552 году заметно усилилось проникновение русской культуры в жизнь чувашских крестьян. Однако, наши предки вплоть до середины XVIII века придерживались своей веры, исповедовали язычество. У них не было единого бога, преклонялись многим богам, у каждого явления был свой бог, свой покровитель, свой дух, которым они приносили жертвы, старались угождать им и вызвать жалость, милость к себе. Жертвоприношение сперва совершалось в любое время, а затем – в определенное время и в конкретном месте. Таким местом жертвоприношения в нашем селе был Тукшик. Как сказано выше, чуваши нашего села избрали для приношения подарков своим покровителям-богам дерево вяз (хурама). Это дерево простояло до 60-х годов XX века.
Язычество тормозило проникновению в жизнь наших предков передовой русской культуры, оно мешало и русским развивать экономические, политические связи с местным населением. Царское правительство проводило политику христианизации инородцев. С 1740 года на основании Указа императрицы Анны Иоановны о крещении инородцев начинается усиленная христианизация инородческих народов, населяющих Россию, в том числе и наших предков. Из Московских архивов известно, что крещение крестьян и принятие христианства жителями нашего села происходило в 1758 году, Полевых Буртас – в 1762 году. Царские власти разными насильственными мерами, уговорами, льготами старались распространять христианство среди чувашей. Кто добровольно принимал христианскую веру, тому выделяли 3 рубля (в то время для крестьян это очень большие деньги), на 3 года освобождали от налогов и призыва на военную службу.
В период христианизации начали строить православные храмы, в первую очередь, - в крупных селениях, каким являлось и наше село в виду своего удобного географического положения; вот почему оно было избрано (как сказано выше) центром волости. Первая небольшая церковь в нашем селе была построена из луба (курăс хуппи), а затем из черной ели. Она была построена с благословления Казанского архиепископа Вениамина в 1762-65 г.г. Первый священник – Федор Антонов.
В 1878 году построена на средства прихожан большая деревянная «Церковь, двухпрестольная: Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы. Главный храм холодный, придел теплый. На церкви одна глава. Иконостас главного храма 3-ярусный. Колокольня 3-ярусная, высота 9 саженей. Приходских поселений 8. Штат причта: два священника, диакон, два псаломщика…» (Из архива)
В 1903 году в Новошимкусский приход входили 10 деревень:
Селения
|
Крестьянских
дворов
|
Мужчин
|
Женщин
|
Новые Шимкусы
Большое Чурино
Новое Байбатырево
Карабаево
Новое Ищеряково
Нюргечи
Белое Озеро
Яниково
Полевые Буртасы
Тевеняшево
|
137
60
112
24
38
120
81
50
98
17
|
412
179
399
86
104
350
262
156
264
62
|
403
200
376
86
103
349
248
158
267
59
|
Всего по приходу
|
740
|
2281
|
2249
|
Первыми священниками были Семен Петрович Гермогенов, Гавриил Семенович Троицкий, диакон Скворцов. Они были русскими, но богослужение в храме совершали на чувашском языке, этим они полюбились прихожанам. Они были первыми рассадниками культуры среди наших сельчан. До сих пор в народе помнят сад священника Троицкого, который был разбит им на месте современного ясли-сада «Золотая рыбка». В центре сада был и искусственно вырытый бассейн, стенки которого были укреплены бетоном. В жизни крестьян церковь играла важную роль, она фактически регулировала ритм жизни сельчан, производила записи и обряды крещения, определяла дни сельскохозяйственных работ, выходные и праздничные дни с учетом Закона божия и местных условий, обычаев и традиций.
Деревянная церковь стояла на месте современной двухэтажной школы, она функционировала до 1937 года. Потом началась репрессия: в 1937 году опечатали двери церкви, арестовали священника, Наума Макаровича Макарова, который был родом из Яникова, старосту Илью Петровича Петрова (родом из Шимкус, звали его «Петěркка Илчи»). Церковные колокола были сняты и увезены еще раньше – в 1929 году, а крест с ее купола спустили в начале апреля 1941 г. Осенью 1940 года церковные ценности, документы, книги на 7 подводах были увезены в Яльчики, где они бесследно исчезли. По рассказам старожилов тогда же исчез серебряный макет Христорождественской церкви. Власти тогда не понимали, что такими мерами, силой, угрозой веру людей нельзя погубить. Сразу после закрытия церкви начался сбор подписей прихожан вышестоящим властям с просьбой заново возобновить деятельность Христорождественской церкви с. Новые Шимкусы. Одним из инициаторов открытия был Е.Лапин. Просьбы прихожан так и остались «неуслышанными». В 40-х – начале 50-х г.г. церковь была превращена в зерносклад колхоза.
В 1954 году, 5 мая, начали разбирать церковь, власти для этого наняли жителей из Татарии. Эту работу произвели под предлогом необходимости ремонта школы и клуба. Но, как потом стало ясно, материалы от церкви в основном были проданы на дрова, а часть пошла на ремонт клуба, телятника и школы, которая в 1955 году была перенесена в центр села. Но народ веру не потерял, большинство верующих ходили в Новотинчуринскую церковь, были и такие, которые ходили в Туруновскую и Луцкую церкви.
С приходом нового времени, в 1989 г году, инициативная группа верующих сельчан начала ходатайствовать перед вышестоящими органами власти об открытии в селе церкви. В эту группу входили: И.И.Курчин, Р.П.Смирнова, А.Н.Соловьев, А.С.Цветков, Н.В.Соловьева, О.М.Шулайкина и др. Письмо с подписями сельчан и документами были доставлены в Чебоксары и Москву Смирновой Р.П. и Соловьевой Н.В.. Оттуда 15 мая 1990 г. поступило разрешение на открытие молельного дома. Собрание колхозников тоже удовлетворило просьбу верующих, выделив для молельного дома бывшее здание конторы за 400 рублей. Местные плотники быстро реконструировали это здание под церковь. 10 июня 1990 года состоялось торжественное открытие Христорождественской церкви в этом деревянном здании (на ее месте теперь стоит мемориальный крест). Активисты-верующие поставили задачу – собрать средства, достать материалы для строительства кирпичного здания храма. Всем миром взялись за эту работу, старания увенчались успехом – кирпичная церковь построена.
Вот запись из отчета об этих работах, сделанная А.Н.Соловьевым: «Кирпичный храм открыт 20 февраля 1992 года. В строительстве церкви приняли участие верующие из 23 близлежащих деревень. Фундамент здания заложен 6 февраля 1991 года, принимали участие 131 человек, выполнено 350 человеко-дней. Кладка стен начата 18 июня 1991 года и продолжилась до августа. В возведении стен приняло участие 271 человек, выполнено 1855 человеко-дней. Коллективные хозяйства выделяли автомашины, трактора для разнообразных работ, отпускали строительные материалы, помогали и деньгами: «Нива» (председатель А.П.Григорьев), «Рассвет» (председатель В.В.Кириллов) выделили по 10 тысяч рублей, «Колос» (председатель А.А.Турхан), «Сатурн» (председатель В.Н.Рахмин) – 5 тысяч рублей, «Заря» (председатель Н.Г.Степанов) – 2 тысячи рублей, администрация Новошимкусского сельского Совета (председатель В.П.Волков) – 40 тысяч рублей.
Таким образом, спустя 50 лет в Новых Шимкусах заново возродилась Христорождественская церковь в центре села. Возрождается и духовный мир людей. Церковь стала местом духовного просвещения людей, пожилых и молодых, совсем юных. При священнослужителе Егорове Н. в ней была открыта воскресная школа, действовал детский хор.
Настоятелями Христорождественской церкви с. Новые Шимкусы с 1990 года работали:
- Отец Владимир (Ермолаев) – с 1990 до 1992 г.
- Отец Георгий (Сенькин) – с 1992 г. по март 1995 г.г.
- Отец Михаил – с марта 1995 г. по февраль 1996 г.
- Отец Николай (Егоров) – с февраля 1996 г. по 2008 г.
- Священники Петр и Сергий – с 6 апреля до троицы 2008 г.
- Отец Анатолий (Емельянов) – с троицы 2008 г.