Федеральным законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которые существенно изменили порядок возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.
Если раньше при наступлении страхового случая страховщик обязан был осуществить страховую выплату, то после принятия названного закона осуществляется страховое возмещение, приоритетной формой которого выступил восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Согласно п. 15.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
До 28 апреля 2017 года действовал иной порядок: если страховщик и станция техобслуживания заключили соответствующий договор, потерпевший мог выбрать способ возмещения вреда: либо организацию и оплату восстановительного ремонта, либо выдачу страховой выплаты.
Сейчас это правило применяется только к договорам ОСАГО, заключенным до 28 апреля 2017 года.
В настоящее время лишь в исключительных случаях возмещение вреда осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты:
а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную законом страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в определенных законодателем случаях;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
Новшество касается только легковых автомобилей, которые зарегистрированы в Российской Федерации, и находятся в собственности граждан.
Законом установлены требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. Он не может длиться более 30 рабочих дней с даты, когда потерпевший представил транспортное средство на станцию техобслуживания или передал его страховщику.
Страховой компании по заявлению потерпевшего нужно уплатить ему неустойку за каждый день просрочки, если срок проведения ремонта истек; страховщик и потерпевший согласовали срок, который превышает срок ремонта, но и это условие было нарушено (п. 21 ст.12).
Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт (п. 17 ст. 20).
Банк России может ограничить на срок до года возможность страховщика возмещать вред в натуре. Такая санкция грозит, если страховая компания нарушит обязательства по восстановительному ремонту два раза и более в течение года (п. 17.1 ст. 12).
Заместитель прокурора
Яльчикского района П.В. Кокорев