В августе православные христиане отмечают три праздника — три Спаса. Они названы так, потому что каждый из праздников посвящен чудесным делам Спасителя. Медовый Спас празднуют первым, 14 августа. Его еще называют Первый Спас, Маковый Спас, Спас на воде или Мокрый Спас. По церковному календарю это первый день Успенского поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Медовым этот Спас называют потому, что к этому моменту пчелы наполняют соты до отказа, и можно приступать к сбору меда. А мокрым — потому что в этот день на Руси чистили старые колодцы и освящали новые. На естественные водоемы совершали крестный ход для освящения воды, а потом купались сами и купали домашний скот. Это было последнее купание до следующего лета.
19 августа празднуют Яблочный Спас — Преображение Господне. Из всех трех Спасов Яблочный Спас считается главным, ведь он входит в число двунадесятых великих праздников (12 важнейших праздников в православии после Пасхи). В этот праздник совершают литургию, читают паримии и поют канон, подчеркивающий величие Преображения, священнослужители облачаются в белые одежды. Также в этот день в конце праздничной литургии освящают яблоки нового урожая, после чего их можно употреблять в пищу. Традиционно освящается виноград, но в тех странах, где он не растет, его заменили на яблоки. До Яблочного Спаса есть неосвященые яблоки нельзя — это считается грехом. Кроме яблок освящают и другие плоды нового урожая. После освящения яблоки было принято раздавать всем присутствующим в церкви, а часть урожая отдавали нищим, обездоленным, бездомным и юродивым, отправляли на дом немощным и больным. Традиционно на Яблочный Спас готовили блюда из яблок, которыми угощали родственников и соседей. Вечером крестьяне выходили в поле с песнями, устраивая проводы лета, ведь считалось, что первые холода начинаются именно после Яблочного Спаса. В селах проходили первые ярмарки, на которые хозяева свозили новый урожай, и народные гуляния с танцами, играми, соревнованиями.
29 августа празднуют Третий Спас, его еще называют Хлебным или Ореховым (Орешным). По церковному календарю это Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Хлебным Спасом его называют потому, что в этот день обычно заканчивают убирать хлеб, а ореховым — потому что к концу лета созревают лесные орехи, и можно начать их собирать. Считалось, что как в этом году уродились орехи — так в следующем уродится рожь. Если на Медовый Спас принято было освящать мед, на Яблочный — яблоки, то на Хлебный освящали домашние пироги и хлеб. На Третий Спас проходили ярмарки, на которых торговали холстами и полотнами (оттого его называли также Холщовым или Полотняным). Еще в этот день пекли пироги из первой муки нового урожая и готовили блюда с орехами. Крестьяне в день Третьего Спаса совершали «досевки» — посев озимой ржи. Поэтому Третий Спас праздновали с меньшим размахом, чем первые два: нужно было успеть завершить все работы в поле, пока не начались дожди. 29 августа окончательно прощались с летом: в этот день отлетали в теплые края последние ласточки и журавли.
В Большетаябинской сельской библиотеке работает выставка-просмотр «Спас: медовый, яблочный, хлебный». На выставке представлены книги, журнальные публикации, посвященные медовому, яблочному и хлебному спасу. Подробнее все об этом можно узнать, ознакомившись с книгами и статьями: статьи из журналов «Здоровье», «Пчеловодство», В. М. Ковалев «Русская кухня: традиции и обычаи» (М., 1990) и т.д. Всех заинтересовавшихся приглашаем посетить нашу выставку, которая продлится до 31 августа, ежедневно, кроме воскресенья.