Приложение №1
к постановлению администрации Ядринского городского поснления Ядринского района
Чувашской Республики
от «_25_» _11.2016_ №_349
МУНИЦИПАЛЬНАЯ программа
Ядринского городского поселения
Ядринского района Чувашской Республики
«Развитие жилищного строительства и сферы
жилищно-коммунального хозяйства» на 2016–2020 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель муниципальной программы
(далее – Программа)
|
Администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики
|
Соисполнители
Программы
|
Отдел строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ Ядринской районной администрации Чувашской Республики (по согласованию)
|
Подпрограммы
|
«Государственная поддержка строительства жилья в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики»;
«Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы»;
«Обеспечение комфортных условий проживания граждан в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики».
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики»
|
Основные мероприятия
|
Основное мероприятие 1. Содействие формированию рынка доступного арендного жилья.
Основное мероприятие 2.Оказание содействия в приобретении жилых помещений молодыми семьями.
Основное мероприятие 3. Организационные мероприятия.
Основное мероприятие 4. Содействие благоустройству населенных пунктов.
Основное мероприятие 5. Улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик жилищного фонда, обеспечивающих гражданам безопасные и комфортные условия проживания.
Основное мероприятие 6.Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
|
Цели Программы
|
Основной целью программы является:
повышение эффективности в управлении и распоряжении муниципальным жилищным фондом, в том числе муниципальных нежилых помещений, не обремененных договорными обязательствами;
повышение качественных и количественных показателей предоставляемых услуг;
создание системы государственной и социально-экономической поддержки молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в решении их жилищной проблемы, обеспечение защиты законных прав молодых граждан, создание условий для укрепления института семьи, повышение уровня рождаемости;
создание благоприятных, комфортных условий проживания граждан;
совершенствование системы комплексного благоустройства осуществление мероприятий по поддержанию порядка, архитектурно-художественного оформления и санитарного состояния территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики;
удовлетворение потребностей населения в благоприятных условиях проживания;
повышение общего уровня благоустройства поселения;
приведение в нормативное, качественное состояние всех элементов благоустройства;
организация уличного освещения;
качественные услуги по уличному освещению ;
создание условий для обеспечения благоприятной жизненной среды и комфортных условий жизни и деятельности населения, сохранности объектов благоустройства, оздоровления окружающей среды
создание оптимальных условий по организации и содержанию мест захоронений;
.создание условий для обеспечения сохранности жилищного фонда, безопасного и комфортного проживания граждан в многоквартирных домах;
повышение энергетической эффективности при производстве, передачи и потреблении энергетических ресурсов за счет снижения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы на энергосберегающий путь развития.
|
Задачи Программы
|
Задачи программы:
использование муниципального жилищного фонда, содержание муниципального жилищного фонда, в том числе муниципальных нежилых помещений, не обремененных договорными обязательствами;
формирование муниципального жилищного фонда;
учет муниципального жилищного фонда;
управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом;
учет, управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом;
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение или строительство жилья;
привлечение средств федерального, республиканского и местного бюджетов для решения этой проблемы на местном уровне;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения или строительства жилья
обеспечение мероприятий по содержанию и улучшению состояния объектов озеленения, уличного освещения, санитарно-экологических условий жилой застройки и территорий мест отдыха;
привлечение к осуществлению мероприятий по благоустройству территорий физических и юридических лиц и повышение их ответственности за соблюдение чистоты и порядка;
усиление контроля за использованием, охраной и благоустройством территорий;
обеспечение мероприятий по содержанию и улучшению состояния объектов уличного освещения;
проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных навалов мусора;
проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий;
проведение мероприятий по содержанию мест захоронений, своевременной уборки территорий кладбищ, вывоз мусора;
организация обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
. Ведение комплекса организационно - правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики района;
совершенствование нормативных правовых условий для поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов;
организация проведения обязательного энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;
организация учета и контроля всех получаемых, производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсов;
создание экономических механизмов энергосберегающей деятельности;
поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих энергосберегающую деятельность;
нормирование энергопотребления в бюджетной сфере, коммунальном комплексе, жилищном фонде, на транспорте и т.д.;
широкая пропаганда энергосбережения;
обучение и подготовка персонала.
|
Целевые индикаторы (показатели) Программы
|
В результате реализации Программы к 2021году ожидается:
Площадь жилых помещений, принятых в муниципальную
собственность, тыс. кв.м.
Доля семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году, в общей численности семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях/количество семей, улучшивших жилищные условия, процентов/семей.
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, в 2016–2020 годах – 39 семей
увеличение количества объектов благоустройства, площади зеленых насаждений, цветников и газонов;
увеличение доли населенных пунктов охваченных централизованным сбором и вывозом ТБО;
ликвидация несанкционированных свалок;
содержание и техническое обслуживание линий электроосвещения;
содержание объектов благоустройства, озеленения и мест захоронения в соответствии с требованиями муниципальных и технических заданий;
увеличение общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов, в общей площади многоквартирных домов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, подлежащих включению в государственную региональную адресную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
увеличение общей площади капитально отремонтированных жилых помещений находящихся в муниципальной собственности, в общей площади муниципального жилищного фонда, требующего капитального ремонта;
целевые индикаторы и показатели рассчитываются в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 273 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июля 2010 г., регистрационный № 17927).
|
Этапы и сроки реализации Программы
|
2016–2020 годы
|
Объемы и источники финансирования Программы
|
Общий объем финансирования программы составит 31661,78тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики
в 2016 году – 6710,78 тыс. рублей;
в 2017 году – 6762,21 тыс. рублей;
в 2018 году – 5753,5 тыс. рублей;
в 2019 году – 6111,39 тыс.рублей;
в 2020 году – 6323,9 тыс.рублей.
Объемы финансирования подлежат уточнению с учетом реальных возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
совершенствовать систему использования муниципального жилищного фонда, содержания муниципального жилищного фонда, в том числе муниципальных нежилых помещений, не обремененных договорными обязательствами;
совершенствовать систему формирования муниципального жилищного фонда
совершенствовать систему учета муниципального жилищного фонда;
совершенствовать систему управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом.
сократить число граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилье;
В результате реализации подпрограммы будут выполнены мероприятия по содействие формированию рынка доступного арендного жилья; по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в жилье граждан, формированию и ведению реестра муниципального жилищного фонда, эффективному управлению
и распоряжению жилыми помещениями.
Ожидаемым эффектом от реализации подпрограммы является повышение удовлетворенности граждан деятельностью органов местного самоуправления в жилищной сфере.
успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит: обеспечить жильем 39 молодых семей;
создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;
укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе; улучшить демографическую ситуацию в Чувашской Республике.
создание безопасной и комфортной среды проживания и жизнедеятельности населения Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики; привитие жителям Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики любви и уважения к своему городу, к соблюдению чистоты и порядка на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики;
приведение в надлежащее состояние мест захоронений;
повышение безопасности и комфортности условий проживаний граждан за счёт проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Обеспечение достижения за счет реализации основных мероприятий подпрограммы:
суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов на 20 процентов на весь период внедрения мероприятий;
экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов;
повышения качества жизни и улучшения здоровья населения.
|
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы
Муниципальная программа "«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2016–2020 годы (далее – Муниципальная программа) направлена на сферу создания благоприятных, комфортных условий проживания граждан на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики - одна из актуальных задач, последовательное решение которой позволит создать благоприятную жизненную среду и комфортные условия жизни и деятельности для населения. Существует ряд факторов, сдерживающих превращение города Ядрина в многофункциональный, комфортный, эстетически привлекательный город.
Обеспечение высокого качества предоставления жилищно-коммунальных услуг - одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации, а наличие возможности улучшения жилищных условий является важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства. Одним из ключевых направлений развития Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики является повышение качества жизни населения - благоустроенное жилье. Экономическая значимость жилищного строительства, являющегося генератором плановых поступлений и привлечения инвестиций в целый ряд отраслей, а так же мультипликативный эффект шестикратного увеличения занятости населения в смежных отраслях, определяют постоянный приоритет поддержки жилищного строительства. Потребность граждан в улучшении жилищных условий, объективно высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер для разрешения обозначенных проблем программно-целевым методом.
Помощь государства в решении жилищной проблемы создаст условия для повышения уровня обеспеченности граждан жильем, снижения социальной напряженности и роста рождаемости.
Создание для жителей Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики условий для улучшения жилищных условий станет основой стабильных условий жизни, повлияет на улучшение демографической ситуации в городе. Возможность решения жилищной проблемы, создаст для граждан стимул к повышению качества трудовой деятельности, уменьшит миграцию населения, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Решение комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства приведет к повышению доступности жилья и качества жилой среды.
С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят ряд федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Данные направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее также - приоритетный национальный проект), реализация которого началась в 2006 году.
Управление муниципальным жилищным фондом охватывает широкий круг вопросов, таких как создание новых объектов муниципальной собственности, безвозмездный прием жилых помещений, приватизация жилых помещений, содержание и обеспечение сохранности муниципального жилищного фонда, представление интересов собственника при приобретении жилых помещений и государственной регистрации прав, учет муниципального жилищного фонда, обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Основным инструментом указанного приоритетного национального проекта стала федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, и Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. № 28. Эти программы продлены до 2020 года.
Были определены приоритетные направления реализации приоритетного национального проекта: повышение доступности жилья; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Реализуются социальные программы, дающие возможность улучшить свои жилищные условия молодым семьям.
Отсутствие жилья у молодых семьей приводит к нестабильности в семейных отношениях и к ухудшению демографической ситуации в Чувашской Республике.
В настоящее время основным инструментом содействия молодым семьям в обеспечении жильем за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов являются подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050; Указ Президента Чувашской Республики от 06.03.2002г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»; Указ Президента Чувашской Республики от 3.10.2011 г. № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий».
В 2011 – 2015 годах, по механизму, действовавшему в это время в
Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики, получили государственную поддержку и улучшили жилищные условия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республике, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, 31 молодые семьи.
По состоянию на 1 сентября 2016 г. в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 141 молодых семей, и большинству из них решить жилищные проблемы самостоятельно без бюджетной поддержки не под силу.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Уровень благоустройства и санитарного состояния городской территории, является так же одним из важнейших факторов, влияющих на сферу создания благоприятных, комфортных условий проживания граждан на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики. Понятие "благоустройство городской территории" включает в себя целый комплекс работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию мест общего пользования, пешеходных переходов, тротуаров, содержанию и развитию сетей освещения, содержанию рекреационных зон отдыха, работу по озеленению городской территории, сохранению и организации парков и скверов, комплексному развитию внутридворовых территорий.
Все эти виды работ осуществляются для создания условий, способствующих нормальной жизнедеятельности населения города.
Состояние окружающей среды определяется также ее содержанием, уходом и воспроизводством путем проведения восстановительных мероприятий.
Наличие на территории города производственной и хозяйственной инфраструктур, высокая плотность застройки территории увеличивают экологически неблагоприятное влияние на сферу жизни через возникновение свалок и захламлений всевозможными производственными, хозяйственными и бытовыми отходами. Движение по автодороге республиканского значения, проходящей через город, также оказывают на его территориальную среду негативное воздействие - дополнительное загрязнение атмосферы и территории.
Существует проблема достаточного наружного освещения улиц города Ядрина. Необходимо произвести замену опор уличного освещения и светильников на более современные, увеличить их количество.
Необходимо дополнительно провести работу по ранжированию территории города, выделить заброшенные, неблагоустроенные зоны, путем развития ландшафтно-рекреационного пространства сделать их комфортными для проживания и отдыха горожан.
Так же немаловажным фактором является и состояние мест захоронения. Основной проблемой всех мест захоронений является мусор. Также на территориях мест захоронений большое количество сухих зеленых насаждений, которые необходимо ликвидировать.
Требует совершенствования пропаганда населения в области содержания мест захоронения, т.к. в основном мусор и грязь является результатом непосредственной деятельности человека.
В настоящее время техническое состояние большого количества многоквартирных домов не соответствует современным требованиям, предъявляемым к техническим и качественным характеристикам жилищного фонда. Дома, построенные в соответствии с техническими нормативами прошлого века, не отвечают современным требованиям, в связи с чем, необходимо проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов. Для улучшения потребительских и эксплуатационных характеристик многоквартирных домов разработана и утверждена Республиканская программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014-2043 годы. В данную программу вошли 103 многоквартирных дома, расположенных на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
Для выполнения мероприятий программы потребуется привлечение средств с внебюджетных источников. Для выполнения мероприятий по капитальному ремонту, не предусмотренных в рамках программы, потребуется привлечение средств бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
Создание здоровых условий жизни в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики при возрастающих требованиях к их внешнему облику и благоустройству имеет огромное значение. Благоустройство все еще отстает от уровня и темпов жилищного строительства. В силу объективных причин в последние годы на благоустройство территорий города и мест захоронений, реконструкцию и развитие существующих парков, скверов, аллей, зеленых массивов, озеленение и освещение улиц, оформление цветочных клумб и обновление газонов, выделялось недостаточное количество средств.
Планируются дальнейшее привлечение к оказанию услуг частных операторов и вовлечение в процесс управления многоквартирными домами собственников помещений, проведение работы по приватизации муниципальных и государственных унитарных предприятий, применение концессионных соглашений, договоров аренды и других механизмов государственно-частного партнерства при передаче муниципального и государственного коммунального имущества частным операторам в управление.
Однако принимаемые меры не позволяют комплексно решать проблемы, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы и обеспеченностью населения объектами коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Для снижения эксплуатационных расходов на выработку тепловой энергии, повышения надежности работы систем жизнеобеспечения населенных пунктов, улучшения качества предоставляемых услуг необходимо привлечение финансовых средств в коммунальную сферу из всех источников финансирования. Практически везде требуется замена тепловых сетей, изношенность их по отдельным объектам составляет более 70 процентов. На таких сетях происходят колоссальные потери тепловой энергии, что приводит к недопоставке тепловой энергии потребителям. Замена теплотрасс с применением современных материалов позволит выполнить одну из задач ресурсоэнергосбережения, что в конечном счете приведет к экономии топлива и электрической энергии.
Отказ определенных предприятий от поставки тепловой энергии в многоквартирные дома ставит перед муниципальными образованиями сложную задачу по переходу к блочно-модульным котельным и переводу многоквартирных домов на индивидуальное отопление.
Одной из причин неудовлетворительных темпов обновления коммунальной и инженерной инфраструктуры в сфере теплоснабжения является недостаточность средств бюджетов муниципальных образований, в собственности которых находятся инфраструктурные объекты, подлежащие реконструкции. При этом приток частных инвестиций в сферу теплоснабжения ограничен в связи с особенностями отрасли, немаловажными из которых являются высокая потребность в капитальных вложениях и длительные сроки окупаемости и, соответственно, возврата инвестиций. Муниципальная программа, наряду с ориентацией на потребности граждан, делает акцент на решение жилищных проблем, обеспечение комфортный условий проживания граждан, развитие коммунальной инфраструктурой, формирование благоустроенного облика города.
Раздел II. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты и срок реализации Муниципальной программы.
Приоритеты государственной политики в жилищной сфере определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Указом Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. № 114 «О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике».
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с Уставом Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики полномочиями администрации городского поселения по решению вопросов местного значения в области жилищных отношений являются учет муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Основной причиной невозможности самостоятельно решить жилищный вопрос является недостаточный уровень доходов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому решение жилищной проблемы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является одной из наиболее актуальных социальных проблем Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики и приоритетом подпрограммы.
Другим важным приоритетом программы является учет и содержание муниципального жилищного фонда с целью эффективного распоряжения им.
В рамках полномочий администрации городского поселения, с учетом приоритетов и существующих проблем в жилищной сфере, определены цель и задачи программы.
Целью настоящей программы является повышение эффективности в управлении и распоряжении муниципальным жилищным фондом, в том числе муниципальных нежилых помещений, не обремененных договорными обязательствами, улучшение жилищных условий проживания малоимущих граждан и граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания, повышение качественных и количественных показателей предоставляемых услуг, содействие внедрению инновационных технологий, в том числе энергосберегающих, в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию отечественного производства современных строительных материалов, изделий и конструкций, повышение эффективности работы инженерной инфраструктуры, снижение потерь при транспортировке энергоресурсов.
Выполнение поставленных задач приведет к улучшению благосостояния малоимущих граждан, эффективному распоряжению муниципальным жилищным фондом.
Основной целью программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях для улучшения демографической ситуации в Чувашской Республике.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет
возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная
и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки
молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь
позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения
жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
является одной из приоритетных при формировании государственных программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;
носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия и взаимодействия органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
С каждым годом увеличивается объем застройки Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики. В этих условиях все более актуальное значение приобретают мероприятия по созданию благоприятных условий для проживания и отдыха населения, охране окружающей среды и важнейшее из них - благоустройство и озеленение населенных мест. Чем больше комфортабельных зон в поселении, тем лучше и удобнее условия проживания людей.
Таким образом, в результате реализации мероприятий муниципальной программы будет сформирован эффективный рынок жилья, который в сочетании с эффективными мерами государственной поддержки отдельных категорий граждан обеспечит комфортную среду проживания и жизнедеятельности для всего населения Ядринского района Чувашской Республики.
Реализация мероприятий муниципальной программы обеспечит достижение ряда положительных внешних эффектов, в числе которых улучшение демографической ситуации, повышение производительности труда, снижение социальной напряженности в обществе.
Состав показателей (индикаторов) муниципальной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели (индикаторы), характеризующие
достижение целей и решение задач муниципальной программы
Цели муниципальной
программы
|
Задачи муниципальной
программы
|
Показатели (индикаторы) муниципальной программы
|
1
|
2
|
3
|
повышение эффективности в управлении и распоряжении муниципальным жилищным фондом, в том числе муниципальных нежилых помещений, не обремененных договорными обязательствами;
|
использование муниципального жилищного фонда, содержание муниципального жилищного фонда, в том числе муниципальных нежилых помещений, не обремененных договорными обязательствами;
формирование муниципального жилищного фонда;
учет муниципального жилищного фонда;
управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом
|
Площадь жилых помещений, принятых в муниципальную
собственность, тыс. кв.м.
|
улучшение жилищных условий проживания малоимущих граждан
|
обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях
|
Доля семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году, в общей численности семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях/количество семей, улучшивших жилищные условия, процентов/семей.
|
повышение качественных и количественных показателей предоставляемых услуг
|
учет, управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом;
сокращение ветхого и аварийного жилищного фонда;
снос расселенных аварийных домов.
|
создание системы государственной и социально-экономической поддержки молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в решении их жилищной проблемы, обеспечение защиты законных прав молодых граждан, создание условий для укрепления института семьи, повышение уровня рождаемости
|
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обеспечение предоставления молодым семьям -участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение или строительство жилья;
привлечение средств федерального, республиканского и местного бюджетов для решения этой проблемы на местном уровне;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения или строительства жилья
|
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, в 2016–2020 годах – 39 семей
.
|
создание благоприятных, комфортных условий проживания граждан;
|
обеспечение мероприятий по содержанию и улучшению состояния объектов озеленения, уличного освещения, санитарно-экологических условий жилой застройки и территорий мест отдыха
|
увеличение количества объектов благоустройства, площади зеленых насаждений, цветников и газонов
|
совершенствование системы комплексного благоустройства осуществление мероприятий по поддержанию порядка, архитектурно-художественного оформления и санитарного состояния территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики
|
привлечение к осуществлению мероприятий по благоустройству территорий физических и юридических лиц и повышение их ответственности за соблюдение чистоты и порядка
|
увеличение доли населения пунктов охваченных централизованным сбором и вывозом ТКО
|
организация уличного освещения
|
обеспечение мероприятий по содержанию и улучшению состояния объектов уличного освещения
|
содержание и техническое обслуживание линий электроосвещения
|
создание условий для обеспечения благоприятной жизненной среды и комфортных условий жизни и деятельности населения, сохранности объектов благоустройства, оздоровления окружающей среды
|
проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных навалов мусора;
проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий
|
ликвидация несанкционированных свалок
|
создание оптимальных условий по организации и содержанию мест захоронений;
|
проведение мероприятий по содержанию мест захоронений, своевременной уборки территорий кладбищ, вывоз мусора
|
содержание объектов благоустройства, озеленения и мест захоронения в соответствии с требованиями муниципальных и технических заданий
|
создание условий для обеспечения сохранности жилищного фонда, безопасного и комфортного проживания граждан в многоквартирных домах.
|
организация обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
|
увеличение общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов, в общей площади многоквартирных домов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, подлежащих включению в государственную региональную адресную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
увеличение общей площади капитально отремонтированных жилых помещений находящихся в муниципальной собственности, в общей площади муниципального жилищного фонда, требующего капитального ремонта
|
повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда
|
Формирование в коммунальном секторе благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в рамках государственно частного партнерства
|
Увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
|
Раздел III. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограмм Муниципальной программы.
Выстроенная в рамках настоящей Муниципальной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей в течение срока действия муниципальной программы. Задачи Муниципальной программы будут решаться в рамках следующих подпрограмм:
«Государственная поддержка строительства жилья в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики»;
«Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы»;
«Обеспечение комфортных условий проживания граждан в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики».
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики»
Подпрограмма «Государственная поддержка строительства жилья в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики»
Основное мероприятие 1. Содействие формированию рынка доступного арендного жилья, что включает в себя::
- осуществление функций по использованию муниципального жилищного фонда, содержание муниципального жилищного фонда, в том числе муниципальных нежилых помещений, не обремененных договорными обязательствами;
- формирование муниципального жилищного фонда.
Подпрограмма «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы»
Основное мероприятие 1. Оказание содействия в приобретении жилых помещений
молодыми семьями.
Мероприятие 1.1. Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Мероприятие 1.2. Возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлекаемым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах.
Мероприятие 1.3. Возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан Чувашской Республики на приобретение или строительство жилья.
Основное мероприятие 2. Организационные мероприятия.
Мероприятие 2.1. Разработка необходимой нормативной правовой базы и методологическое обеспечение реализации подпрограммы, включая совершенствование правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий.
Мероприятие 2.2 Подготовка предложений по объемам и условиям
предоставления средств бюджету Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период на реализацию подпрограммы.
Мероприятие 2.3. Подготовка документов для участия в проводимом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти конкурсном отборе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы
«Жилище» на 2015–2020 годы.
Мероприятие 2.4. Сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Ядринскому городскому поселению Ядринского района Чувашской Республики.
Мероприятие 2.5. Отбор кредитных и других организаций для участия в подпрограмме, и заключение с ними соглашений.
Мероприятие 2.6. Перечисление средств кредитным и другим организациям с которыми заключены соглашения, на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлекаемым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья.
Мероприятие 2.7. Проведение мониторинга реализации подпрограммы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов.
Мероприятие 2.8. Проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.
Подпрограмма «Обеспечение комфортных условий проживания граждан в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики»
Основное мероприятие 1. Содействие благоустройству населенных пунктов, что включает в себя:
- обеспечение мероприятий по содержанию и улучшению состояния объектов озеленения, уличного освещения, санитарно-экологических условий жилой застройки и территорий мест отдыха;
- привлечение к осуществлению мероприятий по благоустройству территорий физических и юридических лиц и повышение их ответственности за соблюдение чистоты и порядка;
- усиление контроля за использованием, охраной и благоустройством территорий;
- обеспечение мероприятий по содержанию и улучшению состояния объектов уличного освещения;
- проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных навалов мусора;
- проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий;
- проведение мероприятий по содержанию мест захоронений, своевременной уборки территорий кладбищ, вывоз мусора;
Основное мероприятие 2. Улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик жилищного фонда, обеспечивающих гражданам безопасные и комфортные условия проживания, что включает в себя:
- капитальный ремонт жилищного фонда, в том числе многоквартирных домов (не в рамках софинансирования средствами фонда).
Подпрограмма 2 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики» со следующими основными мероприятиями:
-. Организационные мероприятия.
- Энергоэффективность в отдельных отраслях экономики.
- Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве, коммунальной энергетике и жилищном фонде.
- Энергоэффективность в бюджетном секторе.
Мероприятия направлены на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом и транспортном комплексах, жилищно-коммунальном хозяйстве, коммунальной энергетике и жилищном фонде, бюджетной сфере, а также улучшение качества жизни населения.
Раздел IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Муниципальной программы.
Общий объем финансирования программы составит 31661,78тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Финансирование Программы в 2016–2020 годах
Всего, в т.ч. за счет средств
|
Итого
|
в т.ч. по годам реализации Программы (тыс.руб.)
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
федерального бюджета
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
республиканского бюджета
Чувашской Республики
|
7185,1
|
1530,2
|
1490,8
|
1216,7
|
1473,7
|
1473,7
|
Ядринского районного бюджета
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Бюджета Ядринского городского поселения
|
24476,68
|
5180,58
|
5271,41
|
4536,8
|
4637,69
|
4850,2
|
внебюджетных источников
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Объемы финансирования подлежат уточнению с учетом реальных возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
Раздел V. Обоснование выделения подпрограмм Комплексный характер целей и задач муниципальной программы обусловливает целесообразность
использования программно-целевых методов.
В Муниципальную программу включены подпрограммы:
«Государственная поддержка строительства жилья в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики» » (приложение N1 к настоящей Муниципальной программе);
«Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» » (приложение N2 к настоящей Муниципальной программе);
«Обеспечение комфортных условий проживания граждан в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики» (приложение N3 к настоящей Муниципальной программе).
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ядринском городском поселении Ядринского района Чувашской Республики » (приложение N4 к настоящей Муниципальной программе).
Раздел VI. Анализ рисков реализации муниципальной программы и
описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
К рискам реализации муниципальной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнитель муниципальной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений муниципальной программы на местном уровне и (или) недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных муниципальной программой;
2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе исполнителя или отдельных ее соисполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием муниципальной программы в неполном объеме за счет средств бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики. Данный риск возникает по причине длительности срока реализации муниципальной программы;
4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Чувашской Республики и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию муниципальной программы (табл. 1):
Таблица 1
Характеристика рисков, влияющих на реализацию муниципальной программы
Наименование риска
|
Уровень влияния
|
Меры по снижению риска
|
1
|
2
|
3
|
Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий муниципальной программы;
недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий муниципальной программы
|
умеренный
|
принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере социально-экономического развития Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики и размещения муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг
|
Организационные риски:
неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий муниципальной программы;
недостаточная гибкость и адаптируемость муниципальной программы к изменению мировых тенденций экономического развития и организационным изменениям органов местного самоуправления;
пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм, включенных в муниципальную программу
|
умеренный
|
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных муниципальной программой мероприятий;
координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и налаживание административных процедур для снижения данного риска
|
Финансовые риски:
дефицит средств бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, необходимых на реализацию основных мероприятий муниципальной программы и подпрограмм, включенных в муниципальную программу;
недостаточное привлечение внебюджетных средств, предусмотренных в подпрограммах, включенных в муниципальную программу
|
высокий
|
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям муниципальной программы и подпрограммам, включенным в муниципальную программу, в соответствии с ожидаемыми конечными результатами
|
Непредвиденные риски:
резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса;
природные и техногенные катастрофы и катаклизмы
|
высокий
|
осуществление прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации
|
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию муниципальной программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва реализации муниципальной программы. Поскольку в рамках реализации муниципальной программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.