В XIV в. продвинулись к Суре с запад русские, а с востока - чуваши. Русские вытеснили коренное население - мордву (эрзя) с левобережья Суры, а чуваши, преобладая численно, ассимилировали последних. В 1372 г. нижегородский князь поставил город Курмыш на Суре и подарил своему Благовещенскому монастырю землю от речки Урги до Волги. «Это был район, богатый природными дарами и в те времена мало заселенный, - писал академик М.Н.Тихомиров. - Земли, годной для распашки, было много, но не она привлекала к себе русских князей, бояр и церковников, которых князья (нижегородские. -Авт.) наделяли обширными землями и всякого рода угодьями. Предметом их (русских феодалов. - Авт.) вожделений были рыбные ловли в проточных и непроточных озерах, впадающие в них речки, бобровые гоны и стрежень, то есть, основное русло реки Суры вплоть до Волги».
Освоение этого края русскими усилилось после основания города Васильсурска в 1523 г. и ускорилось после покорения Казанского ханства в 1552 г. Нижняя Сура, как и вся территория Чувашии, стала владением русского государства. Возникновение города Ядрина связано с намерением Русского государства управлять вновь присоединенными землями.
В свою очередь чуваши и марийцы, населявшие в основном правый берег Суры, стремились закрепиться и на мало населенном левом берегу и имели на той стороне ряд поселений. Одно из них выселок деревни Етерне (нынешнего Ядрино) стояло на том месте, где находится теперь Ядрин. О происхождении названия существуют как русские, так и чувашские предания. Русскому человеку проще было объяснить, что название города произошло от слова "ядро". Якобы Иван Грозный, идя походом на Казань, отливал ядра на берегу Суры. Поверив в такую версию, 18 октября 1781 г. императрица Екатерина II утвердила представленный Сенатом доклад о гербах городов Казанского наместничества. В частности, герб Ядрина получил такое описание: помимо сохранения основных элементов герба губернского города, «треугольного пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собою имя сего города». На основе названного факта и соответствующей легенды прочно закрепилась такая версия о названии Ядрина: «На месте города лились ядра во время последнего похода Грозного на Казань, в память чего и на гербе города изображены треугольной пирамидой сложенные чугунные ядра в красном поле».
Однако такая легенда не имеет исторического подтверждения, так как в 1552 г. войско Ивана IV переправилось через Суру совсем в другом месте, в районе Алатыря, и по местности, где расположен ныне Ядрин, совсем не проходило. Ни в одном историческом документе не упоминается о нахождении в Ядрине литейного заведения (артиллерийского склада). Тем самым символ старого герба был выдумкой чиновников.
Эта версия отвергнута была еще до революции. В 1916 г. в апрельском номере журнала «Русская старина» вышла работа Н.Сутырина «По родной земле (Предания и легенды глухих уездов)», где автор легенду о Ядрине позаимствовал из рукописи «Летопись Троицкой церкви». Как в рукописи, так и в публикации Сутырина говорится следующее: «Город Ядрин получил название не от литья в нем ядер пушечных, ибо тут негде брать материалу для этого, да и о литейном заводе не сохранилось ни следа, ни предания; а говорят, что в старину жили на месте сем черемисы, чуваши, а после них татары. Из черемис был богач Чебак. А из чуваш жил богач же Ядрый. От Чебака близ города Ядрина горка получила название Чебаковой, а город сам, де, название получил от Ядрыя. Болото, и теперь существующее в городе, называется Татарским от живших около него татар. Когда русские вытеснили инородцев за Суру, то Ядрый-чувашенин поселился уже в верстах двадцати пяти от города на большой дороге в Козьмодемьянск, и это место слывет доныне село Ядрино. А почему герб ядринский изображает кучкою ядер, не известно.
Город же в старину писался Ядрын, а не Ядрин. Чебак поселился около Ядрыя за Сурою, там и теперь слывет это место деревнею Чебаковой». «Впрочем, истинно ли это определение, не ручаюсь», - дополнил от себя летописец. В книге «Чувашские исторические предания» (часть вторая) доктор исторических наук В.Д.Димитриев упоминает другое предание. В старину царскую грамоту на право основания уездного города оспаривали трое чувашских старейшин: Тогачь, Сарплат и Азамат (основатели разных деревень) Грамота досталась Тогачу. Но ночью на его дом напал чуваш по имени Етерне из деревни Ядрино и овладел грамотой. Он и основал город Ядрин.
Между прочим, Етерне - не единственное название населенных пунктов в мире. В современной Турции, в европейской ее части, на северо-западе, вблизи границ с Грецией и Болгарией, есть город Эдирне. Основали его греки, до прихода в эти края турок он назывался Адрианополем, но затем турки - завоеватели изменили это название на свой лад. Город на Суре Етерне и турецкий Эдирне между собой никаких связей даже по филологической линии не имеют.
Етерне - чувашское литературное название нынешнего города Ядрин. На местном диалекте, бытующем в селе Ядрино и окрестных деревнях, город издревле именуется как «Ядрна». В том, что он назван именем язычника - чуваша, вернее, по названию прежнего селения, нет никакого сомнения. «Ядрин» - русская передача этого имени. Мог существовать основатель поселения по имени Ядрый. Бытование ранее ряда похожих языческих чувашских имен зафиксировал в прошлом веке В.К.Магницкий: в составленном им списке значится «Ядар», «Ядер», «Ядияр». В Ядринском уезде еще в начале нынешнего века в простонародье существовали имена «Ядерин», «Ядарин» (как родовое отличие и как искаженное русское слово). Поэтому В.А. Прохорова в статье «Почему город – Ядрин», отклоняя версию о литье ядер, утверждает, что в «возможности бытования имени, от которого мог образоваться топоним Ядрин, можно не сомневаться». При этом она приводит вариации возможного видоизменения и закрепления названия города: Ядрна - Ядрн - Ядрын - Ядрин. Происхождение названия Ядрина от Чувашского слова подтверждается исторически, документально. Задолго до основания города существовала Ядринская волость, входившая в состав Чебоксарского уезда. Отдельные документы опубликованы. Так, в грамоте царя Федора Ивановича Нижегородскому воеводе от 31 марта 1588 г. названы Ядринская и Сугутская волости Чебоксарского уезда. В ней излагается суть жалобы на то, что жители названных волостей - чуваши и мордва - на территории вотчины нижегородского Благовещенского монастыря от реки Урги вниз по левобережью Суры обрабатывают монастырскую пашню. Косят сено, в «леса бортные ходят». В других документах конца XVI в. названы некоторые чуваши и мордва-эрзя, ведшие сельское хозяйство и промышлявшие сбором дикого меда, ловлей бобров или собиравшие иное «добро» Пабыка Китов, Айдар, Алдеяр Агичев, Адар (Айдар) Юнин, Тотай Чорачиков, Бекяй (Бинай) Аксарин «стоварыщи» (т.е. со своими людьми).
Трения и тяжбы, начавшиеся в 90-х гг. XVI века между нижегородским Благовещенским монастырем и «черемисами (под одним названиям упоминались чуваши и марийцы) во главе с Алдеяром Агичевым, продолжались более четверти века и оставили ценные факты о том, кому принадлежала ранее эта земля и когда построен этот город. В ходе судебного разбирательства в Приказе Казанского дворца, проходившего с 22 февраля 1621г. по 3 апреля 1622 г., было установлено, что «...у черемисы у Алдеяра Агичева с товарыщи под город земля взята, и Ядрин город поставлен на их черемисской земле, и сотник, и стрельцы пашню устроены их же землею». Истец от чувашей Акилда Ахташев 26 марта 1621 г. подтверждал, что «владеют они той землею и бортами (местами медосборов. - Авт.) тридцать лет 3 годом по государеве грамоте... А дана им та земля (оспариваемая монастырем. - Авт.) в то место, что на их земле поставили новый Ядрин город».
Анализируя данный документ, исследователь истории городов Чувашии, в том числе Ядрина, профессор В.Д.Димитриев сделал следующие выводы: город Ядрин построен на земле чувашских крестьян; на их земле же размещены стрельцы во главе с сотником - первые жители города; в 1621 г. исполнился 31 год со дня постройки города, то есть он возник в 1590 г.
В упомянутой «Летописи Троицкой церкви» есть и другое предание о достопримечательностях старого Ядрина: «Есть еще предание о Мартыновой горе и о Сергиевском озере у города Ядрина. Говорят, что эти два урочища получили название себе от следующего происшествия. Двое из чуваш (в старину), были взяты в Москву и там обучены грамоте. Крещены оба: один с именем Мартына, а другой - с именем Сергия. Их послали опять в город Ядрин научать вере своих собратиев (т.е. чувашей. - Авт.) И как эти два миссионера сильно настаивали на своем (принять христианскую веру), то некресть (т.е. чуваши. - Авт.) Мартына убили на горе, а Сергия утопили в озере. Отчего получили, де, гора имя Мартыновой или «Мартышка», а озеро - имя Сергиевского, издавна доныне так зовомого.
В верстах восьми от города есть Фомин овраг. Говорят, что прежде жили тут татары. Место было лесное. Когда и татар из этого места вытеснили, то они и колодец в этом овраге весь загромоздили и ушли. После татар тут поселился пахотный солдат Фома и открыл в овраге поташный заводец. Почему овраг сей и доселе слывет Фоминым». Здесь тоже есть ключ к пониманию прошлого Ядрина. Скажем, что обозначало не столь в давнем прошлом наличие в городе «мартышечного стада»? Помимо него имелось и другое стадо. Оказывается, «мартышечное» паслось на Мартыновой горке.
И озеро, которое с чьей-то нелегкой руки уже в советское время было переименовано в Сергач, раньше называлось Сергиевским. В войну, когда строили деревянный мост через Суру, через озеро проложили высокую земляную дамбу. Почти исчезло теперь соседнее продолговатое и узкое озеро со странным названием Бакалда. Не забылись, не ушли в небытие предания старины глубокой. Сохранили для потомков частицы истории давних, седых времен.
Выяснился и другой интересный факт: в пору возникновения Ядрина, оказывается, еще не было той дуги Суры около него, она текла напрямую вдоль высокого правого берега. Это место потом заилилось. Три века назад от города на восток тянулись луга. Как видно из письма ядринских купцов 1767 г. императрице Екатерине II, «река Сура, оторвав [от города] оные луга, течение свое близ здешнего города восприняла... луга остались по другую сторону реки Сура - к нагорной стороне».
Потом, по-видимому, произошел огромный оползень, перекрыло русло, и полноводная река изменила свой путь. Образовавшемуся тут оврагу чуваши дали название Нуша вар (буквально «Овраг беды, несчастья). Ныне он именуется «Нажаваром».
Шаловлива была в иные времена Сура-матушка. Тому свидетельство - множество стариц выше и ниже Ядрина - озера, которые, к сожалению, вместе с лугами ушли под Чебоксарское водохранилище. Пожалуй, им тоже жить только в преданиях.