ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ***
1.1. Назначение и область применения
1.1.1. Местные нормативы градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики» разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики в пределах его границ, а также резервных территорий, находящихся за пределами черты городского поселения.
1.1.2. Местные нормативы градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики» – нормативно-технический документ, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, который содержит минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая маломобильные группы населения, инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории) (далее – Нормативы).
Настоящие Нормативы применяются при подготовке, согласовании, утверждении и реализации документов территориального планирования (генерального плана городского поселения, а также проектов планировки территорий) с учетом перспективы развития Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, а также используются для принятия решений органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, органами контроля и надзора.
1.1.3. Нормативы конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм.
По вопросам, не рассматриваемым в настоящих Нормативах, следует руководствоваться законами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании». При отмене и/или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих Нормативах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.
1.1.4. Нормативы включают в себя общую часть и приложения в виде текста, показателей и таблиц.
1.1.5. В состав Нормативов включаются дифференцированные применительно к различным типам поселений и населенных пунктов рекомендуемые минимальные и (или) максимальные показатели для:
1) определения интенсивности использования территорий различного назначения в зависимости от их расположения, а также этапов последовательного достижения поставленных задач развития таких территорий:
плотности населения на территориях жилой застройки, выраженной в количестве человек на один гектар территории, и (или) плотности жилого фонда в количестве квадратных метров общей жилой площади на один гектар территории при различных показателях жилищной обеспеченности на различных этапах развития территории;
интенсивности использования территорий иного назначения, выраженной в процентах застройки, иных показателях;
2) определения потребности в территориях различного назначения, включая:
территории для размещения различных типов жилищного и иных видов строительства;
озелененные и иные территории общего пользования применительно к различным элементам планировочной структуры и типам застройки, в том числе парки, сады, скверы, бульвары, размещаемые на селитебной территории;
территории для развития сети дорог и улиц с учетом пропускной способности этой сети, уровня автомобилизации (из расчета количества автомобилей на тысячу человек постоянно проживающего и приезжающего населения);
территории для развития объектов инженерно-технического обеспечения;
3) определения размеров земельных участков для размещения объектов капитального строительства, необходимых для государственных или муниципальных нужд, включая размеры земельных участков для размещения:
объектов социального обслуживания;
объектов коммунального обслуживания;
линейных объектов дорожной инфраструктуры, включая указания о категориях дорог и улиц, расчетной скорости движения, ширине полос движения, другие показатели (при условии отсутствия таких показателей в технических регламентах);
линейных и иных объектов инженерно-технической инфраструктуры;
объектов для хранения индивидуального и иных видов транспорта;
иных объектов;
4) обеспечения доступности объектов социального, транспортного обслуживания путем установления расстояний до соответствующих объектов различных типов и применительно к различным планировочным и иным условиям;
5) определения при подготовке проектов планировки и проектов межевания:
размеров земельных участков, в том числе выделяемых для использования существующих зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома;
расстояний между проектируемыми:
улицами, проездами, разъездными площадками применительно к различным элементам планировочной структуры территории;
зданиями, строениями и сооружениями различных типов и при различных планировочных условиях;
6) определения иных параметров развития территории при градостроительном проектировании.
1.1.6. Разработка и утверждение местных нормативов в соответствии с пунктом 6 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны быть выполнены с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований.
1.1.7. Нормативы, принятые органами местного самоуправления, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в настоящих Нормативах.
1.1.8. Настоящие нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, независимо от их организационно-правовой формы.
1.1.9. Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в приложении № 1 к настоящим Нормативам.
1.1.10. Перечень законодательных и нормативных документов Российской Федерации и Чувашской Республики, использованных при разработке нормативов, представлен в приложении № 2 к настоящим Нормативам.
1.1.11. При разработке документов территориального планирования Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики графические материалы рекомендуется выполнять в масштабах, указанных в приложении № 21к настоящим Нормативам.
1.2. Общая организация и зонирование территории городского поселения
1.2.1. Территория Чувашской Республики общей площадью 18,34 тыс. км2 как субъект Российской Федерации делится на 317 муниципальных образований, в том числе: 5 городских округов, 21 муниципальный район, в границах которого расположены 7 городских и 284 сельских поселения.
При определении перспектив развития городских округов и поселений Чувашской Республики необходимо учитывать:
численность населения;
статус населенного пункта (городского округа, поселения) и его роль в системе формируемых центров обслуживания (местного, подрайонного, районного, межрайонного, городского и республиканского уровней);
исторические факторы (наличие памятников по категориям охраны, статус исторического поселения);
требования в области охраны окружающей среды.
С учетом показателей демографической ситуации г.Ядрин Чувашской Республики, приведенных в табл. 1, проектная численность населения принимается постоянной (по состоянию на 1 января 2006 г.).
Нормативные данные, связанные с проектной численностью, применяются без корректирующих коэффициентов.
Таблица 1
Наименование |
Единица измерения |
По годам |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Численность населения |
тыс.
человек |
|
|
|
|
|
|
Естественная убыль населения |
тыс.
человек |
|
|
|
|
|
|
Коэффициент естественной убыли |
на
1000 человек |
|
|
|
|
|
|
1.2.2. Городские округа и поселения Чувашской Республики в зависимости от численности населения подразделяются на группы в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Группы городских округов
и поселений |
Население (тыс. человек) |
|
|
городские округа
и поселения |
|
Крупные |
от 250 до 500 |
|
|
Большие |
от 100 до 250 |
|
Средние |
от 50 до 100 |
|
Малые |
I |
от 20 до 50 |
|
II |
от 10 до 20 |
|
III |
до 10 |
|
1.2.3. Типологическая характеристика городских округов и городских поселений Чувашской Республики представлена в приложении № 3 к настоящим нормативам.
1.2.4. К объектам особого регулирования градостроительной деятельности на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики относятся:
памятники истории и культуры.
другие территориальные объекты, требующие особого градостроительного регулирования (особо охраняемые природные территории; территории зон чрезвычайных экологических ситуаций; зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; водоохранных зон рек и водоемов, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и др.).
1.2.5. Развитие территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики следует проектировать на основании документов территориального планирования с учетом нормативно-технических и нормативных правовых актов в области градостроительства республиканского и муниципального уровней.
Общая потребность в территории для развития поселения, включая резервные территории, определяется на основании документов территориального планирования (генерального плана поселения).
1.2.6. Порядок отвода земель и изменения границ поселения определяется градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
Возможные направления территориального развития г.Ядрин, определяются генеральным планом поселения.
Утверждение документов территориального планирования поселения осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
1.2.7. Общая организация территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики должна осуществляться на основе сравнения нескольких вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, выявляющих возможность рационального использования территории, наличия топливно-энергетических, водных, территориальных, трудовых и рекреационных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза их изменения на перспективу, развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации, развития сферы обслуживания, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
При этом необходимо учитывать:
возможности развития поселения за счет имеющихся территориальных (резервных территорий) и других ресурсов с учетом выполнения требований природоохранного законодательства;
возможность повышения интенсивности использования территории (за счет увеличения плотности застройки) в границах населенного пункта, в том числе за счет реконструкции и реорганизации сложившейся застройки;
изменение структуры жилищного строительства в сторону увеличения малоэтажного домостроения при соответствующем технико-экономическом обосновании;
требования законодательства по развитию рынка земли и жилья;
возможности бюджета и привлечения внебюджетных инвестиций для программ развития поселения.
1.2.8. По функциональному использованию территории поселения подразделяются на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.
Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для размещения путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов и других мест общего пользования.
Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.
Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.
В пределах указанных территорий в результате градостроительного зонирования могут устанавливаться следующие территориальные зоны:
жилые;
общественно-деловые;
производственные;
инженерной и транспортной инфраструктур;
сельскохозяйственного использования;
рекреационного назначения;
особо охраняемых территорий;
специального назначения;
иные виды территориальных зон.
1.2.9. В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами и жилой застройки иных видов.
1.2.10. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
общественно-деловые зоны иных видов.
1.2.11. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
иные виды зон производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
1.2.12. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и др.);
зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
1.2.13. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
1.2.14. В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значения.
1.2.15. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, скотомогильниками, объектами размещения отходов и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
1.2.16. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
Помимо предусмотренных территориальных зон органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемых с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
1.2.17. В территориальных зонах могут выделяться территории, особенности использования которых определяются земельным и градостроительным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, об объектах культурного наследия, иными федеральными законами.
1.2.18. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
линиям магистралей, улиц, проездов, пешеходных путей;
красным линиям;
границам земельных участков;
границам г.Ядрин ;
естественным границам природных объектов;
иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников, зон охраны объектов культурного наследия, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
1.2.19. Границы улично-дорожной сети поселения обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других территориальных зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
1.2.20. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (автомобильного, водного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения. Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется законодательством Российской Федерации, настоящими Нормативами и согласовывается с соответствующими организациями. Указанные территории должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
1.2.21. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.
1.2.22. Виды территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки поселения с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
1.2.23. При составлении баланса существующего и проектного использования территории городских округов и поселений необходимо принимать зонирование, установленное в пунктах 1.2.8–1.2.17 настоящих Нормативов. Примерная форма зонирования и баланса территории в пределах границ городского поселения, приведена в приложении № 5 к настоящим Нормативам.
1.2.24. Планировочное структурное зонирование территории поселения должно предусматривать:
взаимосвязь территориальных зон и структурных планировочных элементов (жилых районов, микрорайонов (кварталов), участков отдельных зданий и сооружений);
доступность объектов, расположенных на территории поселения, в пределах нормативных затрат времени, в том числе беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями настоящих Нормативов;
интенсивность использования территории с учетом ее кадастровой ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;
организацию системы общественных центров поселения в увязке с инженерной и транспортной инфраструктурами;
сохранение объектов культурного наследия и исторической планировки и застройки;
сохранение и развитие природного комплекса как части системы пригородной зеленой зоны поселения.
1.3. Пригородные зоны
1.3.1. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городского поселеня, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
1.3.2. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, резервные земли для развития города и зоны отдыха населения.
1.3.3. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами Чувашской Республики.
1.3.4. В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
Резервные территории
1.3.5. Резервные территории необходимо предусматривать для перспективного развития городского поселения на территориях пригородных зон, которые включают земли, примыкающие к границе (черте) городского поселения.
Под резервные территории возможен выкуп сельскохозяйственных земель с низкой кадастровой стоимостью сельхозугодий.
1.3.6. Потребность в резервных территориях определяется с учетом перспектив развития городского поселения, определенных документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральным планом поселения).
1.3.7. Земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства следует предусматривать за пределами резервных территорий, планируемых для развития поселения, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания не более 1 часа.
Пригородные зеленые зоны
1.3.8. Пригородные зеленые зоны поселения формируются как целостная непрерывная система территорий за пределами границ поселения, выполняющая средозащитные, экологические, санитарно-защитные и рекреационные функции, в границах которой запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению.
1.3.9. Зеленые зоны поселения должны быть выделены на землях государственного лесного фонда, расположенных за пределами границ поселения, с учетом площадей зон санитарной охраны источников водоснабжения, защитных полос вдоль автомобильных дорог, а также запретных полос леса, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, особо ценных лесных массивов, противоэрозионных лесов, лесоплодовых насаждений и лесоорехопромысловых зон.
Из входящих в зеленую зону лесов выделяется лесопарковая часть с эстетически ценными ландшафтами.
1.3.10. При формировании пригородных зеленых зон, в том числе лесопарковой части, следует руководствоваться нормативами для городских округов и поселений, приведенными в табл. 3.
Таблица 3
Население, тыс. чел. |
Площадь зеленой зоны,
га/тыс. чел. |
Площадь лесопарковой части зеленой зоны, га/тыс. чел. |
От 250 до 500 |
165 |
20 |
От 100 до 250 |
125 |
15 |
От 50 до 100 |
105 |
10 |
От 12 до 50 |
70 |
|
До 12 |
55 |
|
Примечание. Размеры зеленых зон городских округов и поселений допускается увеличивать или уменьшать не более чем на 15 процентов.
1.3.11. Пригородные зеленые зоны поселения относятся к зонам особо охраняемых территорий, и режимы их использования определяются в соответствии с группой лесов и категориями защитности (раздел V «Зоны особо охраняемых территорий» настоящих Нормативов).
1.3.12. При определении режимов хозяйственной, градостроительной и природоохранной деятельности на территории пригородных зеленых зон необходимо учитывать наличие зон особо охраняемых территорий и специального назначения, находящихся за пределами границ пригородных зеленых зон, но оказывающих влияние на состояние этих территорий.
Наиболее строгие режимы использования территорий пригородных зеленых зон должны быть обеспечены на границе урбанизированных и зеленых зон.
1.3.13. На территориях пригородных зеленых зон не должно предусматриваться резервирование участков для дальнейшего развития и строительства объектов городской инфраструктуры, включая малоэтажное строительство и садоводство.