Стрелецкое сельское поселение Ядринского районаОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Методические рекомендации по подготовке населенных пунктов к весенне- летнему пожароопасному периоду

ВВЕДЕНИЕ

На территории Чувашской Республики ежегодно при наступлении весенне-летнего пожароопасного периода происходит резкий рост количества пожаров по причине перехода огня от загорания сухой травы на жилые и хозяйственные постройки сельских населенных пунктов и лесные массивы.

Практика показывает, что до сих пор у населения отсутствуют четкие понятия о мерах пожарной безопасности, принципах безопасного поведения в условиях сухой и жаркой погоды как на территории домовладений, так и в лесных массивах.

Выжигание сухой растительности - явление ежегодное и довольно массовое. Сухостой в лесах, трава на полях и торфяниках – идеальная среда для развития пожара, способного вспыхнуть даже от небольшой искры. «Горит как порох» - это сказано о ней, хорошо подсохшей прошлогодней траве. Огонь распространяется очень быстро во всех направлениях и даже при незначительном ветре за короткое время, захватывая огромные территории.

В 90-95% случаях лесных пожаров виновниками происходящего становимся мы с вами, а точнее наша халатность и бескультурье и чтобы существенно изменить сложившуюся ситуацию, каждый из нас должен осознать всю важность существующей проблемы.

Уничтожение или повреждение леса обуславливается многими факторами, одним из наиболее частых и опасных из которых является огонь. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 30 тыс. лесных пожаров, которыми уничтожается около 4 млн. гектаров лесных угодий, материальный ущерб от них исчисляется сотнями миллиардов рублей. Количество пожаров практически не снижается, наблюдается устойчивая тенденция роста ущерба от них и соответственно затрат, связанных с ликвидацией их последствий. Основными причинами происходящих пожаров остаются неосторожное обращение граждан с огнем, поджоги или они носят техногенный характер.

Размер причиняемого вреда в большой степени зависит от характеристик самого лесного пожара. Биологические, климатические, почвенные и другие факторы влияют на его интенсивность и последствия. С учетом характера распространения огня лесные пожары подразделяются на наземные или низовые, повальные или верховые, подземные или торфяные.

Нормативная правовая база

  1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

  2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

  3. Федеральный закон Российской Федерации

  4. от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

  5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
    "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ.

  7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.

  8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ.

  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

  11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

  12. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Виды пожаров

Лесные пожары делятся на низовые, верховые и торфяные. Низовые пожары, в свою очередь, подразделяются на беглые и устойчивые (подстилочно-гумусовые). Наиболее распространены низовые пожары — на их долю приходится около 90% общего числа случаев и площади. На верховые пожары приходится 5—7% пройденной пожарами площади, на торфяные — 2—3%.


Низовые беглые пожары возникают и распространяются на участках с травяным и с лишайниковым напочвенным покровом. Высота пламени пожара составляет 0,3—3,5 м, скорость распространения — до 3,0 м/мин., образующаяся высота нагара на стволах — 0,2—2,0 м. При низовых беглых пожарах погибают 15—27% (по числу стволов) подроста и тонкомера хвойных пород; при высокой их интенсивности отпад деревьев может составить от 5 до 15% общего запаса древесины. Беглые низовые пожары приводят к снижению прироста древесины в год пожара.


Низовые устойчивые (подстилочно-гумусовые) пожары возникают в периоды продолжительных засух. Они, кроме неразложившегося опада (ветошь, листва и т.д.), сжигают также лесную подстилку. Горение в виде устойчивого тления углубляется в почву и трудно поддается тушению. Подобные пожары имеют низкую скорость распространения (0,2—0,8 м/мин.), невысокое пламя (25—70 см) и малую ширину кромки огня (15—30 см). Отпад деревьев может составлять 15—95% по числу стволов, а потери древесины — 15—75% общего запаса. Подавляющее число погибших деревьев приходится на тонкие (с диаметром менее 16 см) деревья темнохвойных пород (ели, пихты, кедра). Летом и осенью при длительной засухе подстилочно-гумусовые пожары в елово-пихтовых лесах могут вызвать сильное подгорание корневой системы и камбия у шейки корня. В таком случае древостой может полностью усохнуть и вывалиться, образуя непроходимые завалы с массой валежа до 350 м3/га.


Верховые пожары возникают в елово-пихтовых и сосновых лесах, а также в чистых кедровниках с вертикально и горизонтально сомкнутым пологом, а также в кедрово-стланиковых зарослях. В кедрово-широко-лиственных лесах они возможны только при значительном участии ели и пихты в основном древостое и в подчиненных ярусах. Практически все верховые пожары начинаются от низовых. При высокой интенсивности верховых пожаров в результате сгорания хвои в кронах, подгорания корней и выгорания почвы, древостой погибают полностью и в короткий срок вываливаются, образуя труднопроходимые завалы. Особенно разрушительны по своим последствиям верховые пожары в ельниках и кедрово-стланиковых зарослях.


Подземные (торфяные) пожары возникают при продолжительной засухе на сфагновых болотах, сфагново-кустарничковых марях и лесных участках с торфянистыми почвами. Для них характерно беспламенное горение. Древостой при этом полностью погибает в результате обгорания и обнажения корней. Скорость распространения по торфу варьирует от десятков сантиметров до нескольких метров в сутки. Медленное продвижение горения сочетается с его устойчивостью. Горение может распространяться по слою торфа при влажности последнего даже более 250%. Торфяная залежь может устойчиво гореть под слоем снега в течение всей зимы. Эти пожары наиболее трудны для тушения.


Устойчивые низовые и верховые пожары являются наиболее мощным фактором изменений в растительном покрове. При таких пожарах в очень засушливые годы полностью сгорают напочвенный покров и гумусные горизонты почвы. Последнее особенно свойственно пожарам, проходящим по ранее образовавшимся гарям, где существует большой запас мертвой сухой древесины. Сгорают травянистый покров и кустарники, обгорают, повреждаются или полностью усыхают деревья. Восстановление естественного облика леса в таких случаях занимает сотни лет. При распространении пожаров на больших площадях продукты горения во время пожара оказывают сильное воздействие на живые организмы и климат. В дальнейшем большие площади гарей также оказывают существенное влияние на скорость и направление ветров в данном районе, на запасы почвенной влаги, наличие и уровень воды в водотоках, в целом на климат.


В настоящее время в соответствии с ГОСТ Р22.109-99 лесные пожары принято разделять на обычные и крупные. Рубежом деления является площадь пожара: 25 га в районах наземной охраны и 200 га в районах авиалесоохраны.


Технология борьбы с природными пожарами


Статистика ЧС показывает, что в России доля природных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных ситуаций составляет приблизительно 24% от общего числа ЧС природного характера. К природным относятся лесные, степные, торфяные, ландшафтные пожары, а также возможные их комбинации. В силу того, что лесные пожары являются наиболее распространенными, основное внимание мы уделим вопросам тушения именно лесных пожаров


Прямые и косвенные методы пожаротушения

Существуют как прямые, так и косвенные методы тушения пожаров. Прямой метод тушения применяется в том случае, когда возможно непосредственное тушение кромки пожара или создание у кромки заградительной полосы. Косвенный метод (метод упреждения) используется, когда линию остановки огня выбирают на некотором расстоянии от кромки пожара. Применение косвенного метода оправдано, когда есть необходимость отвести пожарных от кромки пожара из-за его интенсивности; в иных случаях это диктуется выбором лучшего места для создания заградительной или опорной полосы, возможностью уменьшить длину полосы и время на ее создание за счет использования естественных и искусственных преград и т.п.


Фазы тушения

При тушении лесного пожара выделяются следующие фазы:

остановка распространения кромки пожара;

локализация пожара;

дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища;

окарауливание (регулярный осмотр лесной площади, пройденной огнем, и тушение в случае возникновения новых очагов пожара).

Эффективным способом прекращения процесса развития горения является изоляция лесных горючих материалов (ЛГМ), которая производится путем использования химических растворов и порошков, применением взрывных веществ, а также устройством заградительных минерализованных полос.

Наиболее трудоемкие и сложные фазы — остановка и локализация пожара. Решающей фазой тушения пожара является его локализация. Распространение пожара останавливают воздействием на его горящую кромку, что дает возможность выиграть время для сосредоточения сил и средств на более трудоемких работах по его локализации — прокладке заградительных полос и канав и дополнительной обработке периметра пожара для исключения возобновления его распространения.


Способы и средства тушения

При тушении лесных пожаров применяют следующие способы и технические средства:

захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;

засыпка кромки пожара грунтом;

прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав;

отжиг горючих материалов перед фронтом пожара;

тушение водой и огнетушащими растворами;

тушение с применением авиации;

тушение с применением методов искусственного осадкообразования.


Захлестывание и засыпка

Захлестывание огня представляет собой сбивание пламени на кромке горения в сторону пожара подручными средствами (куском материала, прикрепленным к палке, специальными "хлопушками" из прорезиненной ткани и т.п.).

Способ забрасывания огня грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна.


Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос

Заградительные и минерализованные полосы и канавы прокладывают с целью локализации пожаров. Для прокладки заградительных и опорных полос могут применяться различные почвообрабатывающие орудия и механизмы. При отсутствии механизированных средств, нецелесообразности или невозможности их применения (небольшие пожары, трудности маневрирования из-за густоты древостоя и т.д.) заградительные полосы можно прокладывать с помощью ручных орудий, удаляя напочвенный покров (на легких почвах с незначительным покровом) или снимая дернину (лопатами или мотыгами) до минерального слоя. Для прокладки заградительных полос используют также взрывчатые вещества. Этот последний способ целесообразно применять в отдаленных районах, куда невозможно с достаточной быстротой доставить почвообрабатывающие механизмы и орудия.


Способы отжига

При борьбе с интенсивными пожарами применяют отжиг (или сжигание) ЛГМ, прежде всего перед фронтом пожара. Ведется отжиг от опорной полосы в сторону пожара. Основной недостаток отжига - медленное продвижение огня отжига против ветра навстречу фронту пожара.

Для ускорения выжигания следует применять следующие способы отжига:

"способ ступенчатого огня" - поджигание напочвенного горючего материала ведется от 2-3 опорных полос, проложенных параллельно на расстоянии 15-30 м друг от друга, начиная с ближайшей к пожару;

"способ гребенки" - поджигание покрова ведется вдоль опорной линии и перпендикулярно к ней через каждые 6-8 м при длине перпендикуляров 3-6 м;

"способ опережающего огня" - первое поджигание проводят от опорной полосы, следующее - после того, как первая выжженная полоса достигнет 2-3 метров, отступив от нее на 4-6 метров. Для быстроты создания очень широкой полосы рекомендуется этот прием повторить несколько раз.


Способы водяного тушения и с применением авиации

Вода является наиболее эффективным и распространенным средством тушения лесных пожаров и применяется как в виде мощных компактных струй, так и распыленной. Мощная струя разрушает структуру горящих материалов, перемешивает их с грунтом и отбрасывает на уже пройденную огнем территорию.

Для тушения удаленных, быстро распространяющихся лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов и тушения пожаров, действующих на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами, а также в случае угрозы населенным пунктам и важным объектам экономики, когда применение других средств неэффективно или нет времени для их использования, применяют самолеты-танкеры (типа ИЛ-76ТД с общей емкостью бортовых сливных устройств 42 тонны воды), взлетающие с сухопутных аэродромов, гидросамолеты (амфибии) типа Бе-200 и вертолеты, оборудованные специальными емкостями для забора, перевозки и слива воды на кромку пожара и создания перед фронтом пожара заградительной полосы.


Инициирование осадков

Искусственное вызывание осадков применяется для тушения крупных пожаров, когда борьба обычными средствами невозможна или малоэффективна, а также в отдаленных местностях для тушения множества одновременно действующих мелких и средних очагов лесных пожаров. Практика применения дорогого и экологически небезупречного способа с использованием химических реагентов для создания облачности и вызывания осадков показала его неэффективность. В последние годы апробирован и прошел серию натурных испытаний более чистый с точки зрения экологии способ инициирования осадков над очагами природных пожаров. Он заключается в использовании ионизаторов типа "ГИОНК". Ионизаторы и их комплексы позволяют инициировать осадки в виде дождя над очагами пожаров на больших площадях (до 100 тыс. гектаров) от нескольких часов до трех суток, а также снизить класс пожарной опасности погодных условий с V (чрезвычайная пожарная опасность) до I (отсутствие пожарной опасности).

В заключение отметим, что при существующем разнообразии способов и средств предупреждения и борьбы с природными пожарами выбор конкретного способа и технических средств определяется исходя из реальной пожароопасной обстановки.


Мероприятия, направленные на предупреждение природных пожаров и пожаров, происшедших по причине перехода огня на жилые и хозяйственные постройки в весенне-летний пожароопасный период


В сельских населенных пунктах, садоводческих товариществах и дачно-строительных кооперативах:

- с количеством усадеб (участков) не более 300 - иметь переносную пожарную мотопомпу;

- с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу;

- с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Рекомендовать сельскому населению у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель.

На территории сельских населенных пунктов, дачных садоводческих поселков установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, иметь запасы воды для целей пожаротушения, а также определить порядок вызова пожарной охраны.

В условиях сухой, жаркой, ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах, предприятиях, дачных поселках по решению глав муниципальных образований временно приостанавливать проведение пожароопасных работ на определенных участках, топку печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе.

Организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирования патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющихся водовозной и землеройной техники.

Выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов, расположенных в лесных массивах (устройство защитных противопожарных полос шириной не менее 5 метров, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Организовать проведение разъяснительной работы с населением о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовать круглосуточное дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

Обеспечить населенные пункты и отдельно расположенные объекты исправной телефонной и радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану.

Обязать руководителей организаций, предприятий, учебных заведений, муниципальных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства:

своевременно очищать от горючих отходов, мусора, опавших листьев и сухой травы пределы противопожарного расстояния между зданиями, сооружениями и крытыми складами, а также участки между жилыми домами;

принять меры по соблюдению на их территориях строжайшего противопожарного режима;

проверять и поддерживать боеготовность добровольных противопожарных формирований;

активизировать проведение целенаправленных пропагандистских мероприятий, усилить воспитательную работу среди детей по предупреждению пожаров, в школах провести беседы на противопожарные темы.

Кроме того, органы местного самоуправления принимают участие в разработке Оперативных (мобилизационных) планов по борьбы с лесными пожарами.

Уточняются места повышенной опасности, по причине которых возможны возникновение лесных пожаров, в первую очередь, это земли сельскохозяйственного назначения и земли сельских поселений, граничащих с землями лесного фонда, где необходимо проведение контролируемых выжиганий с целью изоляции горючих материалов в виде сухой травы.

До начала пожароопасного сезона в соответствии с утвержденной программой проводится обучение членов добровольной пожарной охраны по вопросам профилактики, тактики и техники тушения лесных пожаров, правилам безопасности труда при производстве этих работ, обратив особое внимание на соблюдение требований правил охраны труда. При направлении людей на тушение пожара провести соответствующий инструктаж и обеспечить средствами индивидуальной защиты.

При наступлении пожароопасного периода необходимо активизировать агитационно-разъяснительную работу через средства массовой информации, обратив особое внимание на ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Обеспечить обустройство мест отдыха, установить агитационные плакаты и аншлаги вдоль дорог, в населенных пунктах, уделив особое внимание лесам рекреационного значения.

Вопросы подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду и итоги пожароопасного периода рассматриваются на расширенных заседаниях районных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с принятием конкретных решений.


ПАМЯТКА

о требованиях пожарной безопасности в весенне-летний

пожароопасный период


1. В случае обнаружения пожара необходимо сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

2. Пределы противопожарного расстояния между зданиями, сооружениями и крытыми складами, а также участки между жилыми домами должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев и сухой травы.

3. Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

4. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии.

5. Разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 м до зданий и сооружений. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под постоянным контролем.

6. В ночное время из числа жителей необходимо организовать ночные дозоры.

7. У каждого жилого строения необходимо устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель.

8. На территории сельских населенных пунктов, дачных садоводческих поселков должны быть установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также определен порядок вызова пожарной охраны.

9. В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) необходимо организовать круглосуточное дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

10. Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной и радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану.

11. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос шириной не менее 5 метров, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

12. В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

13. В соответствии с действующим законодательством граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.


Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных

с лесными пожарами


Лесным пожаром принято считать стихийное распространение огня в лесу, в результате которого уничтожается или повреждается часть леса (лесной массив). Из данного определения вытекает, что основными признаками лесного пожара являются стихийность его возникновения и распространения; уничтожение или повреждение лесного массива. Не считается лесным пожаром применение огня при лесовосстановительных работах и для других целей, однако, это положение верно лишь до тех пор, пока огонь не вышел из-под контроля. Если это произошло, то налицо лесной пожар.

Последствия лесного пожара, имеющие уголовно-правовое значение, могут выступать в виде уничтожения или повреждения лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд. Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесов наступает в случаях, когда эти последствия были вызваны поджогом, иным общеопасным способом, либо неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 261 УК РФ).

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, не повлекшее за собой указанных последствий, наказывается в административном порядке, за исключением случаев, когда имело место приготовление или покушение на уничтожение или повреждение лесного массива. В этом случае ответственность наступает по ст. 30 и ч . 2 ст. 261 УК РФ. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует, в первую очередь, руководствоваться степенью общественной опасности деяния, масштабами противоправной деятельности и ее последствиями, а также учитывать признаки субъективной стороны в каждом конкретном случае.

Общим объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, а непосредственным – леса и насаждения. Предметом данного преступления является лесная и не входящая в лесной фонд растительность, как национальное достояние России, важные в хозяйственном отношении природные ресурсы. Объективная сторона преступления выражается в ее уничтожении или повреждении. Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. Субъективная сторона рассматриваемого преступления – умысел или неосторожность.

Под уничтожением леса в результате пожара принято понимать полное его сгорание или полное превращение лесных, и не входящих в лесной фонд насаждений, в сухостой в результате воздействия огня.

Под повреждением леса в результате пожара принято понимать сгорание древесно-кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, опадания листвы, засыхания, утраты ее качества в результате воздействия огня.

Поджог характеризуется как умышленное действие лица, направленное на уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой растительности при помощи открытого огня (зажигание с этой целью травы, разложение костров, факелов, разбрасывание головней костра, использование горючих материалов и т. д.).

Неосторожное уничтожение или повреждение лесов в результате пожара характеризуется тем, что виновный, обращаясь с огнем или иными источниками повышенной опасности, рассчитывает на какие-либо обстоятельства, которые, по его мнению, могут предотвратить наступление вредных последствий. При этом нужно оценивать реальность тех обстоятельств, на которые рассчитывал виновный. Если они реальны и при других условиях способны предотвратить развитие пожара, то тогда преступное деяние следует квалифицировать как неосторожное. В противном случае виновный рассчитывает лишь на “авось” или вообще ни на что не рассчитывает, т. е. действует с косвенным умыслом. В таком случае деяние следует квалифицировать как поджог с косвенным умыслом.

К источникам повышенной опасности, учитывая их большую разнообразность, относятся линии электропередачи, транспортные средства, легковоспламеняющиеся и горючие вещества, взрывчатые вещества и другие предметы.

Оконченным считается преступление с момента уничтожения либо повреждения леса и насаждений, не входящих в лесной фонд. Состав преступления материальный. Между действием или бездействием лица и уничтожением, повреждением древесно-кустарниковой растительности должна быть установлена причинная связь1.

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение леса не исчерпывается только нормой об ответственности за уничтожение или повреждение леса путем поджога, в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности. Лица, в том числе и должностные, виновные в несоблюдении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного или двух и более человек, подлежат уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным Кодексом Российской Федерации (далее – Лесной кодекс России).

Кроме того, уголовная ответственность за лесной пожар может наступать и за должностную халатность по ст.293 УК России. В практике нередко встречаются случаи, когда в данных о возникновении лесного пожара признаки преступления не усматриваются. Между тем, обстоятельства, при которых стало возможным распространение огня в лесу, указывают на такие признаки. Например, лес загорелся от удара молнии или в результате неосторожного обращения с огнем несовершеннолетних, но дальнейшее развитие пожара явилось следствием бездеятельности лиц, в чью обязанность входит организация его тушения. Или должностное лицо, под чьим руководством производилось тушение лесного пожара, не довело до конца его тушение, не обеспечило охрану места, где был потушен пожар, в связи с чем пожар вновь возобновился и распространился за пределы площади, в которой он был локализован. Поэтому при проверке материалов необходимо обязательно устанавливать сведения о принятых мерах. Такие сведения содержатся в протоколе о лесном пожаре (когда возник пожар, когда и кем обнаружен, когда приступили к его тушению, какие силы и средства при этом применялись, как было организовано его окарауливание). Если будет установлен факт несвоевременной или ненадлежащей организации тушения пожара, то в таком случае может идти речь о привлечении виновного лица к уголовной ответственности за халатность.

В случаях, если лицо, уничтожая или повреждая лес, имело цель подрыва экономической системы государства, содеянное квалифицируется по ст. 281 УК России Диверсия (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет).

В случае, если в результате лесного пожара будет допущено загрязнение атмосферы вредными продуктами сгорания, преступление необходимо квалифицировать по ст. 251 и по ст. 261 УК РФ по совокупности, т. к. одним деянием совершаются два самостоятельных преступления. В данном случае для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 251 УК РФ необходимо зафиксировать величины концентраций вредных веществ в атмосфере, превышающие нормативы качества или уровни их естественного содержания.

Для отграничения понятия, какое деяние может быть признано преступлением, законодатель предусмотрел в Уголовном кодексе России четкое его определение. Так, в соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается только виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. При этом, не является преступлением деяние, хотя формально и содержащее признаки преступления, но, в силу малозначительности, не представляющее общественной опасности. Уголовное дело о таком деянии не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). В таком случае речь может идти о привлечении виновного к другим формам ответственности. Однако, следует помнить, что если, умысел виновного был направлен на причинение значительного вреда, но, по не зависящим от него обстоятельствам, реально вред был причинен минимальный, то деяние не может быть признано малозначительным. В данном случае уместном рассмотреть одну из ошибок, часто встречающуюся при расследовании уголовных дел о лесных пожарах. Так, следователи и дознаватели при осуществлении расследования уголовных дел этого вида, как правило, принимают во внимание лишь денежное выражение ущерба, причиненное лесу пожаром, и не учитывают другие обстоятельства. Так, если за основу вреда, причиненного лесным пожаром, брать только размер ущерба, причиненного конкретному лесному хозяйству или смежным отраслям, тем более, что действующие в настоящее время таксы на древесину на корню не всегда отражают действительную ценность уничтоженной или поврежденной растительности, и не брать в расчет ущерб, причиненный непосредственно лесу с учетом его основного целевого назначения, преобладания тех или иных пород деревьев, удаленности от населенных пунктов и других факторов, то следствием этого явится значительное количество принятых решений об отказах в возбуждении уголовных дел или прекращении уже возбужденных по основанию малозначительности, что сведет на нет эффективное применение уголовно-правовых норм в борьбе с лесными пожарами.

Определенные трудности при квалификации преступлений, связанных с лесными пожарами, как показывает практика, возникают в связи с нечетким уяснением, что же следует понимать под понятием “лес”. Так, до принятия в ноябре 2006 года Лесного кодекса России, в основах лесного законодательства Российской Федерации под понятием “Лес” понималась совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. В данном определении действительно отсутствовали какие-либо сведения, позволяющие определить, какую минимально допустимую площадь земли должна занимать указанная совокупность деревьев, кустарников и т. п., чтобы называться лесом для правильной квалификации рассматриваемых в данных методических рекомендациях преступлений. В настоящее время, согласно ст. 6 Лесного кодекса России объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, древесно-кустарниковая растительность. К лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Таким образом, при решении вопроса о возбуждении уголовных дел по фактам лесных пожаров рекомендуется исходить не от площади уничтоженных или поврежденных огнем деревьев, входящих в лесной фонд, а от факта их уничтожения или повреждения в границах участка лесного фонда, принимая во внимание географическое расположение региона, хозяйственную, культурно-эстетическую, почвозащитную и иную ценность леса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для проведения целенаправленной работы по профилактике пожаров в весенне-летний пожароопасный период необходимы скоординированные действия всех служб и ведомств, обслуживающих территории населенных пунктов.

Совместная работа органов государственного пожарного надзора, органов внутренних дел и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности должна строится в рамках тесного сотрудничества, тем самым можно добиться снижения количества пожаров и гибели людей.

Основу профилактики пожаров составляют агитационные и пропагандистские мероприятия в области пожарной безопасности, обучение населения правилам пожарной безопасности, доведение до самосознания людей всей полноты ответственности, которую они должны нести перед своими согражданами и окружающей средой.

TopListСводная статистика портала
Система управления контентом
429075 Ядринский район д.Стрелецкая ул.Северная д.8
Телефон: 8(83547) 61-5-54
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика