На территории Российской Федерации образовано 23 304 муниципальных образования: 515 городских округов, 1 824 муниципальных района, 1 733 городских и 18 996 сельских поселений.
В целях организации работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), в муниципальных районах и городских округах образованы звенья территориальных подсистем РСЧС.
Городские и сельские поселения, расположенные на территориях муниципальных районов и выполняющие самостоятельно полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), входят в районные звенья территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев.
Городские и сельские поселения, расположенные на территориях муниципальных районов и передавшие полномочия в области защиты населения и территорий от ЧС администрациям муниципальных районов, выполняют мероприятия предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории в соответствии с муниципальными правовыми актами и планами районных звеньев территориальных подсистем РСЧС.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» руководители органов местного самоуправления муниципальных образований обязаны самостоятельно:
осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организовывать их проведение;
обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения;
осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (рис.1);
организовывать аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.создавать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Исчерпывающий перечень полномочий руководителей органов местного самоуправления и объем проводимых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС с учетом местной специфики определяются муниципальными правовыми актами.
Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации ЧС применяются правовые акты органов местного самоуправления.
Муниципальные образования осуществляют комплекс мероприятий по решению вопросов в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории от ЧС, создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
По состоянию на 1 января 2013 года, всеми муниципальными образованиями приняты основные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС по направлениям, рекомендованным МЧС России. Администрациями муниципальных районов и городских округов разработаны планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» проведена паспортизация территорий муниципальных образований.
В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать соответствующие договоры и соглашения, в т.ч. и по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
С 2012 г. продолжалась работа по дальнейшему созданию на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС) муниципальных образований, как органов повседневного управления муниципального уровня, являющихся организационной основой системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
По состоянию на 1 января 2013 года, за счет бюджетных средств субъектов и муниципальных образований создано на штатной основе 2 268 ЕДДС муниципальных образований.
Для проведения работ по созданию и развитию ЕДДС муниципальных образований на штатной основе на территории Российской Федерации в 2012 г. из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов было выделено 1,6 млрд. рублей.
В связи с этим, требованием времени является оказание практической, системной помощи на местах не только по созданию муниципальной правовой базы, но и механизмов практической реализации положений финансового, материального, технического и иного обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях.
Всего на территории Старотиньгешского сельского поселения 10 населенных пунктов: д.Старые Тиьгеши, д. Новые Тиньгеши, д. Юманай, д.Большие Багиши, д.Малые Ямаши, выселок Багиши, д. Сехры, д. Ванькино, д.Качикасы, д. Кумаккасы. Общая площадь поселения – 3457,5га. Земли сельскохозяйственного назначения — 3140,5га.
Число хозяйств всего – 508, в т.ч. 432 хозяйств, ведущих личное подсобное хозяйство, дачников – 76. Численность населения на 01.01.2014 года составляет 1029 чел.
На территории сельского поселения расположено одно сельскохозяйственное предприятие: колхоз «Пучах», 1 КФХ, школа – 1,ФАП – 3, детский сад – 1, дом культуры-1, сельские клубы – 2, библиотека – 1, магазины – 6, почта-1, сберкасса – 1.
Подготовка личного состава нештатных и профессиональных аварийно-спасательных формирований проводится в организациях и пожарных подразделениях.
По состоянию на 2 полугодие 2014 года число добровольцев в Старотиньгешском сельском поселении составило 8 человек из разных населенных пунктов.
Ежегодно в МБОУ «Старотиньгешская СОШ» проходят мероприятия по подготовке и тренировке в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, было организовано в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В поселении создан резервный фонд финансовых средств.
Работа по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории поселения Город Сухиничи» спланирована и организована в соответствии с требованиями постановлений администрации поселения «Об установлении мест организованного отдыха людей на водных объектах и мест, запрещенных для купания» и «Об утверждении Плана основных мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах».
Происшествий на водных объектах в 2012-2013 г.г. не произошло. На водоемах были выставлены предупреждающие и запрещающие аншлаги. Через печатные издания в период купального сезона, а также чере официальный сайт поселения проводилась профилактическая работа с населением по обеспечению безопасности на водных объектах.
В целях обеспечения пожарной безопасности все здания образовательных учреждений и общественные здания с массовым пребыванием людей города оборудованы системами пожарной автоматики, также оборудованы тревожными кнопками.
Разработан и утвержден установленным порядком План привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. Общая численность привлекаемых сил и средств составляет 8 чел. и 2 ед. техники. Отработка Плана и контроль за его выполнением осуществляются как при проведении подготовительных мероприятий к периодическим опасным природным явлениям (паводковые явления, летний пожароопасный период, осенне-зимний период, характеризующийся увеличением числа ЧС, связанных с объектами ЖКХ), так и в ходе проведения учений и тренировок.
В ведении поселения находится 2 пожарных гидранта, а также 2 пожарных водоёма с подъездами для водозабора воды пожарной техникой. Проведена проверка противопожарного водоснабжения. В ходе проверки оба гидранта были исправны.
В целях качественной реализации задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения администрацией города разработаны и приняты 43 правовых акта, разработаны и утверждены «План гражданской обороны и защиты населения», «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города», «Положение о подготовке к ведению и ведении гражданской обороны в городском округе», необходимые планирующие и методические документы по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС и безопасности на водных объектах.
Готовность систем управления, связи, оповещения и информирования населения к бесперебойному функционированию в ЧС достигается целенаправленной деятельностью администрации, по поддержанию их в постоянной готовности, подготовке специалистов, обслуживающих эти системы, к выполнению задач в сложившейся обстановке. Тренировки, занятия с должностными лицами проводятся систематически и целенаправленно.
Для оповещения должностных лиц администрации и руководящего состава используется система оповещения через сотовую связь.
В целях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС на территории поселения создана группировка сил.
Для ликвидации последствий ЧС и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в городе созданы запасы материальных ресурсов. На предприятиях района имеются строительные материалы и материалы для восстановления линий связи, электрических и газовых сетей, систем водо-, теплоснабжения и канализации. Лечебно-профилактическими учреждениями накоплен достаточный запас медикаментов и медицинского имущества.
Закуплены и заложены на склад Управления районапо делам гражданской обороны и ЧС продукты питания, предметы первой необходимости, посуда, обувь, одежда, кровати и спальные принадлежности для обеспечения пострадавших.
В течение 2012 г. подготовка и обучение населения города способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при ЧС была организована в учебно-методическом центре Ростовской области (60 чел. руководящего состава) и на курсах гражданской обороны города (1 176 чел.).
Для защиты работающего населения создан фонд защитных сооружений гражданской обороны в количестве 2 убежищ, который рассчитан для укрытия 100 % работающей смены. Защитные сооружения гражданской обороны готовы к использованию по предназначению.
Разработаны мероприятия по совершенствованию условий содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, осуществляется контроль за их сохранностью и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию.
В поселении ежегодно перед наступлением пожароопасного периода совместно с ВДПО на сходах граждан проводятся занятия с населением. С апреля по октябрь педагогами проводятся беседы на тему: «Действия населения при возникновении лесных и ландшафтных пожаров». За 2013 г. проведено 11 сходов граждан, кроме того, выпускаются листовки о соблюдении правил пожарной безопасности, соответствующая информация размещается на информационных стендах на территории поселения.
Ежегодно проводятся соревнования среди учащихся общеобразовательных заведений по правилам тушения пожаров.