Как в старину провожали на солдатскую службу.
В старину мужчины в солдатах служили по 25 лет. Поскольку в то время не было железной дороги, призванным солдатам туда и сюда приходилось идти пешком. Для этого приходилось им идти долгие недели. Причём, кто ушёл в солдаты, о них в деревне вскоре забывали, по возвращении не давали землю. Поэтому в то время были и дезертиры, уклонявшиеся от призывов, которые прятались и проживали в лесах, расположенных по близости к деревне. Таких людей называли "тарканами".
С давних пор призванные в армию лица провожались со всеми почестями. Приглашались в гости, дарили платки и т.д. Будущий солдат пел предуходную в солдатскую службу песню со своими друзьями и сверстниками, размахивая связкой многочисленных платков и проходил по всем улицам деревни. Родственники и соседи приглашали в свой дом будущего солдата и его друзей и сажали за заранее приготовленный стол с гостинцами. Хозяева угощали всех пивом, а на плечо солдата вешали вышитое полотенце. При этом все читали молитву, обращаясь к богу со словами: «Да хранит тебя бог и вернёт тебя домой живым и невредимым!». Уходящих из дома на 25 лет в солдаты провожали так, как будто он едет на смерть. Родственники на дорогу готовили еду и припасы в специальный мешок. Несколько позже, кое-где уже вернувшихся солдат домой стали признавать как уважаемых людей. Если такие люди обзаводились семьями и у них появлялись дети, то в церкви при регистрации и крещении указывали "Отец- солдат Иван". Многие эти обычаи проводов в армию до сих пор сохранились в деревне. Например, уходящий в армию поёт предуходную песню со своими друзьями, проходя по улицам деревни и размахивая связкой платков. Родственники и знакомые приглашают его в свой дом и благословляют на солдатскую службу, и при этом на плечо вешают вышитое полотенце.
Как здоровались при встрече.
Этот обычай в рукописной книге описан так: «ранее порядочные люди друг друга уважали, при встрече друг с другом кланялись, обменивались хорошими словами. Бедные люди и богатые в этом плане были равны: кланялись прилюдно или без посторонних лиц. Люди несколько хмельные, когда они шли по улице, доходя до двора какого-нибудь Ивана или Петра, кричали, например, привет Ивану или Петру, или хлеб и соль Ивану, Петру. Эти слова были как бы уважением этим людям. Первым здоровались более молодые».
В наше время эти обычаи соблюдают в основном люди пожилого возраста. Они при встрече друг с другом пожимают руки, кланяются, снимая головной убор, желая друг другу здоровья.
Религиозные ритуалы.
До принятия в нашей деревне православной веры, жители деревни молились не в бога, а соблюдали религиозные ритуалы, аналогичные староверцам. Например, в книге Андрея Михайловича ритуалы староверцев нашей деревне описаны так: «ритуалы староверцы проводили в том месте, где была расположена водяная мельница. В то время, да и сейчас, там есть так называемая "Иван-гора". Люди здесь сбирались в определённое время и молились, а после этого обедали из общего большого котла. Чашки и ложки приносили каждый для себя. Кроме того, крестьяне молились каждый день, выходя из дома, во дворе, кланялись в сторону амбара неизвестному богу». Такие ритуалы называли "Киремет". После принятия православия все жители деревни исправно посещали церкви и молились. При этом соблюдали все православные обряды, крестили новорожденных и венчались только в церквях. В нашей деревне церкви не было, и нету ее и сейчас. Поэтому жители деревни ходили в церковь села Высоковка, которая существует и поныне. Село Высоковка расположено на северо-западе от нашей деревни.
Как молодые женились и выходили замуж.
В зимнее время женщины и молодые девушки занимались прядением из шерсти на самодельных деревянных станках. Такие занятия проходили не только в избах, но и в чёрных тёплых банях после мытья семьи. Несмотря на нищенский образ жизни, молодые девушки выходили замуж. При этом всегда соблюдался обряд сватовства. Для сватовства в дом невесты жених приглашал самых близких родственников. Родители жениха брали вышитое полотенце, каравай хлеба, бочонок пива и круг домашнего сыра. Они были символами изобилия и благополучия будущей семьи. Во время сватовства родители договаривались о сроках проведения свадьбы, какой выкуп должен был платить жених за невесту, кого из родственников делать посаженным отцом. Женихи, как правило, выезжали за невестой на хороших лошадях, как заправские кавалеристы на сёдлах. В момент, когда невеста выходила из отцовского дома, жених "угощал" её нагайкой 3 раза. С того момента она, якобы, была женой жениха. Это означало также, что с этого момента отец невесты передаёт её в руки жениха. Нередко были случаи, когда невест похищали насильно, а затем жениха и невесту родители запирали на ночь в амбар. После этого они уже выезжали в церковь на венчание.
После того, как состоялось венчание, как пишет в своей книге Андрей Михайлович по обычаю они не имели права разводиться. Любили они друг друга или нет, они должны были прожить свой век только совместно.
В настоящее время некоторые обычаи сохранились: обряд сватовства, венчания.
Как наказывали воров.
В своей книге «Размышления в одиночку» Андрей Михайлович пишет, как в нашей деревне в старину наказывали воров: «в то время, когда деревенские дома строили без обозначения и понятия «улица», - то там, в другом месте, далеко друг от друга, все это для жуликов и бандитов было на руку. Заходи, бери, убивай – никто не слышит. Царские жандармы тогда находились от деревни слишком далеко. По этой причине амбары строили дверями в сторону избы, а люди побогаче строили двухэтажные амбары. Причем на нижнем этаже хранились менее ценные вещи, а в верхнем этаже – более ценные. Более богатым в нашей деревне были всего 1-2 семьи. Такие семьи крыши дома и амбаров покрывали деревянным тесом, а впоследствии – даже листовым железом.
В начале строительства деревни в наших местах много было жулья, которые воровали не только продукты сельского хозяйства, но даже женщин и животных.
Однако, когда дома стали строить на близком расстоянии друг от друга, по принципу «улица»,жуликам труднее стало откровеннее заниматься воровством сельхозпродуктов, мелких животных. Поэтому они начали воровать лошадей не только во время их нахождении на пастбище, но и в условиях содержания их во дворах крестьян. В 1910 году стоимость одной рабочей лошади доходила до 30-40 рублей, что составляло 70-80 пудов ржи, что было очень выгодно для грабителей и воров. В то время, если крестьянин остается без лошади, это означало почти гибель семьи. Работать негде, вокруг никаких предприятий, где можно было заработать, крестьянину продавать нечего, чтобы содержать семью. Даже если хороший убор, хлев для содержания лошади, жулики ухитрялись похищать лошадей, перетаскивая их через лабаз, использовать для этого бревна, толстые доски и веревки.
Однако, если местные жители поймают таких воров, им пощады не было.
В 1913 году неизвестный, ранее судимый, был намерен украсть лошадь у крестьянина Зиновьева Кирилла. Однако, вора местные жители заметили. Местные жители говорили, что его куда-то выпроводили. А куда и в какую страну – никто не знает. Ранее местные жители имели право в отношении провинившихся принять меры, такие как отработать где-то в строительстве домов, погребов, сараев и т.п. А в отношении убийц, крупных грабителей имели право отправлять их в ссылки в Сибирь сроком до 25 лет. В нашей деревне крестьянин по имени Терентий после ссылки вернулся из Сибири и прожил в деревне до 1913 года и умер здесь по-старости.
В 1890 году в нашей деревне человека по имени Уничем за систематические хулиганские поступки по решению народа деревни был отправлен в Сибирь на 25 лет. Вернулся он оттуда после революции 1917 года. После чего работал на железной дороге до преклонного возраста. В старости никто за ним не ухаживал.
Вообще в то время крестьяне не уважали воров и жуликов, и ненавидели откровенно. Были случаи, когда поймают мелкого жулика, прилюдно таких людей наказывали розгами или водили таких по деревне и заставляли кричать: «Я вор, жулик, чтобы никто и никогда не занимался воровством».».
Далее автор описывает о том, как у крестьянина Герасимова Устина украли лошадь, а подозрение пало на односельчанина Васлея. За это, якобы по ошибке, его избили до полусмерти.
Другой случай, когда крестьянин по имени Дмитрий похитил две подводы не обмолоченных снопов и привез себе домой. За это его местные жители избили по ступням ног. Этот человек после этого ослеп и вскоре скончался безвременно. Даже в 1921 году за кражу картофеля, беря жулика за руку, водили по деревне и заставляли кричать, что он жулик. С жуликами и ворами жители вообще не общались, не садились вместе с ними даже обедать.
Было два случая, когда ворующих лошадей избивали до смерти. Вообще, на вернувшихся из ссылок в деревню смотрели как на хищных зверей.
По записям автора, при царской власти провинившихся в тюрьму не сажали. Они просто наказывались на месте по усмотрению местных жителей. Автор приводит пример о том, как одного зарезали серпом во время уборки урожая, другого убили ножом в конторе волостного исполкома.
В настоящее время воров так не наказывают, этим занимаются соответствующие органы милиции и прокуратуры.
Праздники.
В летнее время до начала уборки зерновых в поле молодые парни и девушки ближе к вечеру собирались в заранее установленное место, где они пели песни, плясали, играли во всевозможные игры. Все это было слышно издалека. Впечатление такое, что будто вся деревня празднует. Такие веселые компании расходились лишь с наступлением темноты.
Молодые люди с целью чаще встречаться друг с другом посещали церковь, рынки, ярмарки. Самым ближним базаром в то время был с.Высоковка. Это деревня в 4-х километрах от нас и там же была церковь, куда по понедельникам собирались и молодые, и пожилые. Здесь на базаре продавали почти все, что нужно было крестьянину: мануфактура дешевая, платки (назывались красным товаром) обувь, рубашки, брюки и т.п. Здесь же почти рядом стоит церковь, куда ходили все после посещения базара.
Наиболее приемлемым увеселительным местом для молодежи была деревня Малые Кибечи. Такие праздники называли карнавалом в честь дня коронования царя. Здесь в этот день молодые и старые радовались, выпивали, знатных людей вознаграждали поднятием их на руки и вверх, так по несколько раз.
Увеселительными днями также были праздники, так называемые "Троицкие праздники". Такие праздники проводились после окончания посевной кампании на окраине леса под названием "Пекат". В назначенный для праздника день здесь собирались молодые и старые жители деревень Малые Кибечи, Средние Кибечи, Нижние Кибечи, Верхнее Дивлизерово, Челкумаги-Кибечи. Здесь показывали всевозможные спектакли, участвовали художественные самодеятельные коллективы, организовывали танцы и пляски, а также спортивные соревнования. Старики и старухи ходили туда с целью возможного подбора для своих сыновей невест.
Даже в зимнее время люди, особенно молодежь, находили время для развлечений. Для этой цели они собирались на вечеринки где-нибудь в более свободном помещении (изба, баня). Такие вечеринки по-чувашски назывались «улах». Здесь девушки пряли, вышивали, а парни выбирали себе невест. Парни и девушки встречались здесь, используя всевозможные религиозные даты. Например, крещение, Новый год, масленица, святки, рождество, Пасха.
Как праздновали пасху (монкун).
Пасху праздновали целую неделю. Парни и девушки в овраге катались на санках, танцевали прямо на улице без музыки. В старину для таких целей в деревне использовали музыкальные инструменты гусли и шыбыр (волынка). Пасха – праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название монкун переводится на русский как «великий день». Взрослые в эту праздничную неделю ходили к родственникам. Непременно приглашали в гости названых отцов и матерей новорожденных детей, новых зятьев и сватов, а также других родственников. В гости ходили с большим количеством гостинцев, а также каждый приносил свое пиво. На столе всегда были крашенные яйца. Гости и хозяева брали в руки по одному яйцу и стучали их поочередно. Последнее не разбившееся яйцо клали к иконам, веря, что оно принесет в дом удачу. Большое количество гостинцев должно было способствовать богатству и благополучию хозяев. В свою очередь хозяева также старались богато одаривать гостей. Отцы и матери – восприемники детей приносили им по рубашке. Дети же должны были одариваться рубашками на своей свадьбе. Считалось, что дети приносят в дом счастье, здоровье и благополучие. Поэтому, если в первый день Пасхи в дом приходил мальчик, считалось, что коровы принесут бычков, овцы – баранов. Но телки и ярочки были желаннее. Поэтому мальчики старались пропустить вперед себя девочек. Зашедшего первым на руках переносили в передний угол и сажали, подложив подушку, на стул перед столом, угощали как можно лучше. Дети при этом должны были сидеть смирно, иначе, якобы, птицы не будут высиживать птенцов. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор: крашение яиц, хождение к родственникам с гостинцами, первого пришедшего в гости сажают на подушку, угощают как можно лучше.
Как праздновали Акатуй.
Акатуй – весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. После Пасхи чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуй в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главе стола ставится братина с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, ломтик калача с сыром. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню « Алран кайми аки- сухи», что в переводе на русский означает «сев и пашня – вековечное дело наше», и все подхватывают эту песню. После завершения песни под руководством старца все совершают моление, обращаясь в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. В молитвах чуваши спрашивали у бога и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильные угощения должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов. Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба , круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки и пиво. Все участники ритуала в праздничном одеянии и шли с песней. В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли читал молитву и «угощал » их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра. Вся деревня, проводя ритуальную часть праздника акатуй, выходил на весеннюю пахоту. По окончанию всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошади гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушку привязывали свои лучшие полотенца и тканые пояса. Молодые люди для участия в скачках готовили лошадей, щедро кормили их овсом. Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков. В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем. На опушке леса на почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – флаг акатуя.
Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.
Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря. Его обычно награждали бараном.
Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенце, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
К сожалению, этот обычай в деревне в настоящее время не сохранился.
Ниме.
Ниме – коллективная помочь, устраиваемая односельчанами при выполнении трудоемких и хлопотных работ. Этот обычай сохранился в деревне и по настоящий день. Ниме не имеет определенных сроков проведения, однако чаще всего к коллективной помощи прибегали при строительстве нового дома. Возведение дома сопровождалось обрядами. Эти обряды Андрей Михайлович в своей книге описывает так: «по традиции по углам дома на первый венец клали шерсть, крест (часто из рябины), в переднем углу избы – медные монеты. После укладки двух-трех нижних венцов сруба справлялся древний обряд угощения кашей. Соблюдение этих обычаев, по представлению чувашей, должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме, оберегать от злых духов. Обрядовая каша по случаю закладки основания дома сопровождалось молитвой: «Пусть основание будет крепким, дом живет до своей старости. Дай, бог, жить с детьми при добре и здравии». Молитву читали также на новоселье: «Сегодня мы собрались в новом доме зажечь огонь, дать ему новую жизнь. Пусть в этом доме всегда будет удача, будет порядок и уют; его обитатели пусть будет крепкими и здоровыми. Пусть в этом доме никогда не потухнет огонь. В этом доме пусть будет изобилие хлеба, скота; перед людьми, ступающими через его порог с благословением, пусть ломится стол от яств… ».». Обычно ниме проводится в течение дня. Все в течении дня работают усердно и обычно до позднего вечера. Вечером в доме хозяина собираются все участники ниме. Хозяева дома в благодарность за работу угощали всех односельчан. Тяжелая работа завершалась праздничным застольем. Перед уходом гости усаживали хозяев во главу стола, подносили им по ковшу пива и затягивали благодарственную песню, низко кланялись хозяевам и расходились по домам с традиционным «тавсси!» - «спасибо за угощение!».
Вырма
Вырма – это жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали вручную – жали серпами. Это был изнурительный и трудный, вместе с тем весьма ответственный период в годичном трудовом цикле крестьянина. Хлеб – венец всех трудов земледельца – на жатве уже ощущается реально, весомо, а не в мечтах только. Даже небольшая горсть срезанных серпом ржаных стеблей – это добрая ломоть хлеба. А сколько таких ломтей в снопу, в кнопе! Одним из множества трудовых ритуалов было зажинок. Самая проворная женщина в семье развязывала серп, увязанный еще в прошлом году последней сжатой в поле горстью стеблей ржи, и срезала первую горсть. Перемешивала старые стебли с новыми, разбрасывала их перед собой на ниву и произносила благодарственную молитву духам земли : «О, Батюшка – Земля, Матушка – Земля! Спасибо вам, что вы благополучно перевели нас со старого хлеба на новый. Дайте нам силушек, чтобы жать, так же быстро как птицы скачут, работать временами шагом, временами бегом! Помилуй, Боже, не оставь нас!»
В такой момент всех охватывает приподнятое, праздничное настроение. От процедуры зажинка так и веет торжественностью, благоговейностью.
Рожь, сжатая серпом, не теряла в поле ни одного колоска, ни одного зернышка. Девять снопов колосьями вверх прислонялись друг другу, образуя подобие шалашика. Сверху, как шапку, надевали десятый сноп. Русские называют это суслоном, а чуваши «дамской прической». В урожайный год с одного суслона намолачивали до пуда, а то и более зерна.
Жали с самого раннего утра до сумерек. Жали и взрослые, и дети с девяти – десяти лет. Совсем маленьких детей вывозили в поле на детских колясках, за ними присматривали ребята постарше. Красивое это было зрелище жнитво: девушки и женщины в расшитых красным белых рубахах, в полном праздничном серебряном убранстве. Хрустящий звук перерезаемых серпом стеблей сливался с серебряным звоном монист, трелями жаворонков… Не зря чуваши говорили, что в страду и домовой не усидит дома, непременно выходит в поле. Не труд, а праздник, - может показаться со стороны. Но это был труд, изнурительный труд хлебороба!
Перед окончанием жатвы на последнем загоне из сжатого хлеба связывают особенно большой сноп. Высокий – в человеческий рост – толстущий сноп олицетворял изобилие.
Хозяйка загона забирает все серпы, выдергивает недожатый пучок и им связывает серпы вместе.
Наконец складывают последние снопы в копна, берут с собой самый большой сноп и с песнями возвращаются домой.
Снопы на току складывали в большие кладки на подставках. Это делалось, чтобы спасти хлеб от мышей.
В настоящее время этот обычай полностью утерян, да и необходимости в этом нет, так как хлеб убирают с помощью комбайнов. Серпы теперь можно увидеть только в музеях и в некоторых домах деревни.
Как совершали первый выгон скота.
Крестьяне в нашей деревне до революции 1917 года разводили лошадей, коров, овец, коз, гусей и куриц. Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители деревни пасли поочередно, при работе на полях, отдаленных от селения, устраивали стойла. В страду, когда днем приходилось работать, лошадей пасли ночью под присмотром на лугах, на опушках.
Зимой скот содержался в скотном загоне, на ночь его закрывали в хлев. Ягнят и телят держали в избе или в утепленном помещении.
Первый выгон совершался при особых обрядах в «легкий» день. Его поручали женщине, у которой руки считались «легкими». Обычно перед выгоном совершали моление. Вперед пропускали корову черной или белой масти; считалось, что если первой пойдет красная корова, будет пожар. Через околицу перед первым выгоном люди бросали яйца.
В настоящее время эти обряды в деревне не соблюдаются, хотя люди содержат домашний скот и каждой весной выгоняют их на пастбища.
Как в деревне варили пиво.
В дореволюционный период и после популярным напитком в нашей деревне являлось пиво, без которого обходился редкий обряд. Вначале зерно ссыпалось для разбухания в корыто с водой. Через трое суток его высыпали в кучу, и зерно проращивалось. Время от времени кучу разбрасывали и вновь собирали. Затем его долго сушили на лавках жарко натопленного овина. Всего на приготовление солода уходило 9 – 12 дней. Сухой солод размалывался на мельнице. Не менее трудоемким был процесс пивоварения. Для этого почти каждый крестьянский двор имел лачугу, в летнюю пору пиво нередко варилось на берегу реки. При соотношении один пуд солода на шесть ведер кипяченой воды солод тщательно перемешивался в кадке. Потом кадку закрывали пологом, чтобы солод подластился. Через пять- шесть часов в кадку снова наливали кипяченую воду, и после этого сусло в кадке настаивалось. Чистую часть сусла отливали в другую кадку, а гущу процеживали через солому в корыте. С корыта процеженное сусло вытекало в кадку. Его кипятили в котле и снова процеживали.
Закваска делалась из хорошего солода, дрожжей и муки. Все это перемешивалось, затем смесь кисла. Когда начиналось активное брожение, закваску отливали в кадку с суслом, приговаривая при этом: «Скорей броди, шуми, как шумит весенняя вода. Почетные гости приехали, пить хотят, скорее броди. За белым зайцем гонятся, оседлав белого коня, постелив на него белый войлок, так же поспешай». Вместе с закваской в сусло выливали отвар хмеля. Все компоненты перемешивались, кадка тщательно закрывалась пологом.
Сусло бродили сутки. Затем готовое к употреблению пиво процеживали через сито. Для повседневного потребления готовилось некрепкое пиво, а для праздников – густое, крепкое.
В настоящее время в деревне никто не варит пиво по старинным обычаям, так как в этом нет нужды.
Как в деревне соблюдали ритуал трапезы.
Обрядовая трапеза – это блюдо праздничного или ритуального назначения – свадебные, похоронно-поминальные, жертвенные. Трапезы бывают домашние и общественные. При приходе гостей крестьяне показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись шырттан (маленькие сушеные ломтики мяса), сырки, масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда, сваренные вкрутую и поджаренные яйца, пресные лепешки.
Угощение начиналось с пива. Гостю предлагалось выпить подряд три раза – это предписывалось традицией.
Гости приносили с собой гостинцы – это бочонок пива, каравай хлеба, сыр. Характер гостинцев зависел от обстоятельств – праздника, обряда, торжества.
Некоторые обычаи сохранились до сих пор. В гости идут с гостинцами, особенно в праздники.