Уклонение от административного надзора – уголовно наказуемо.
С 1 июля 2011г. вступил в силу Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", которым введены понятия «административного надзора», «административного ограничения», «поднадзорного лица». Указанным законом предусмотрена возможность установления судом административного надзора в отношении лиц, освобождаемых иди освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость за совершение:
-
тяжкого или особо тяжкого преступления,
-
преступления при рецидиве преступлений
-
умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В апреле 2011 г. Уголовный Кодекс РФ дополнен статьей 314.1 – «уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений», вступившей также в силус 1 июля 2011 г.
После ряда дополнений в настоящее время указанная статья состоит из двух частей:
1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, -
которое наказывается вплоть до лишения свободы на срок до одного года.
2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных судом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления либо посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, -
которое наказывается вплоть до лишения свободы на срок до одного года.
В первые годы с момента вступления в силу данная статья широкого применения не получила. Однако, в последние время к поднадзорным лицам, в отношении кого судами установлен административный надзор, правоохранительными органами района стало обращаться более пристальное внимание, что позволило своевременно выявлять нарушения с их стороны и ставить вопрос не только о привлечении их к административной, но к уголовной ответственности.
Так в 2015г. отделением дознания Ядринского района возбуждены 3 уголовных дела, а за 3 месяца текущего 2016г. уже 4 уголовных дела, из которых 5 направлены в суд, в производстве дознавателей находятся 2 уголовных дела, возбужденные в феврале и марте 2016г.
Из рассмотренных судами можно привести уголовное дело в отношении неоднократно судимого Терентьева В.М.
Так 19.02.2016. Ядринским районным судом в отношении него вынесен обвинительный приговор. Органом предварительного расследования Терентьеву В.М. инкриминировалось совершение преступления, предусмотренного ст. 314.1 ч. 2 УК РФ (неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность).
Как установлено в ходе предварительного следствия и судебного заседания, неоднократно судимый Терентьев В.М., освободившись по отбытии наказания из мест лишения свободы 10.07.2015г. и которому решением Новочебоксарского городского суда ЧР от 28.05.2015г. установлен административный надзор на срок 6 лет с возложением ограничений в виде явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства с периодичностью 2 раза в месяц, запрет на пребывание в ночное время вне жилого помещения по месту жительства, будучи письменно предупрежденный об установлении в отношении него административного надзора и ограничений, а также об уголовной ответственности за уклонение от них, в период с 10 августа 2015г. по 21 октября 2015г. неоднократно не соблюдал установленные ему ограничения и совершал административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Так в этот промежуток времени он совершил 2 административных правонарушений по ст. 19.24 ч. 1 КоАП РФ (несоблюдение административным надзорным установленных ограничений), 5 административных правонарушений по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 9 административных правонарушений по ст. 19.24 ч. 3 КоАП РФ (повторное в течение 1 года несоблюдение административным надзорным установленных ограничений), 1 административное правонарушение по ст. 20.1 ч. 1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Суд согласился с квалификацией действий Терентьева В.М., предложенной государственным обвинителем, поддержавшего предъявленное обвинение в полном объеме. С учетом признания подсудимым вины, смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, суд назначил ему наказание в виде 4 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима (приговор вступил в законную силу).
По Ядринскому району сложилась следующая практика рассмотрения судами подобного рода уголовных дел. По 4 рассмотренным Ядринским районным судом уголовным делам, 1 дело прекращено в связи со смертью обвиняемого, постановлены обвинительные приговоры по 3 делам в отношении Афанасьева, Терентьева, Долгова с назначением наказания в виде реального лишения свободы от 4 до 5 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Причины назначения наказания в виде реального лишения свободы кроются в наличии ряда отягчающих обстоятельств по такой категории дел. В основном это лица, ранее неоднократно судимые за совершение тяжких преступлений, которые не намерены исправляться, ассоциальное поведение в быту, отрицательные характеристики,
Несмотря на освещение прокуратурой района изменений действующего законодательства в средствах массовой информации, выступления в газете, подобные нарушения со стороны поднадзорных лиц продолжают иметь место.
В связи с чем в настоящем выступлении просим граждан сообщать в правоохранительные органы об ассоциальном поведении ранее судимых лиц для принятия профилактических мер в отношении них, а лиц, в отношении которых установлен административный надзор, - задуматься. Поскольку при назначении наказания судами за совершение преступления по ст. 314.1 УК РФ назначается наказание, связанное с реальным лишением свободы.
Заместитель прокурора района советник юстиции Д.Р. Александров