В Засурской основной общеобразовательной школе обучаются 40 человек.
Все они занимаются в одну смену. Учеников обучают 10 основных учителей и 2 учителя, работающих по совместительству, из которых 7 учителей имеют I квалификационную категорию, II квалификационную категорию имеют 3 учителя. Образовательный уровень учителей достаточно высок: 83 % - учителей имеют высшее образование, 17 % - среднее специальное.
Педагогический коллектив молодой, работоспособный, имеет хороший творческий потенциал.
Учебно – материальная база школы обеспечивает хорошие условия для организации образовательного процесса. Имеются 9 учебных кабинетов, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, учебные мастерские, уютная столовая на 40 посадочных мест, компьютерный класс, который оснащен 5 компьютерами, 2 принтерами, сканером. Число обучающихся на один компьютер составляет 8 учеников. Для проведения уроков и внеклассных мероприятий в школе также имеются видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, караоке.
В 2003 году в школе был создан библиотечный фонд. Фонд школьной библиотеки насчитывает: учебники – 739 шт., художественная литература – 1540 шт.
Школа располагает приусадебным участком, площадью 1,5 га, который включает сад и опытно – производственную зону. Продукция, полученная с участка позволяет обеспечить школьную столовую необходимым количеством овощей для питания школьников в течении всего учебного года.
Коллектив школы дружный, здесь учатся и работают представители трех национальностей русские (27%), чуваши((59%), мари (14 %).
В своей работе педагогический коллектив определяет следующие цели:
генеральная - воспитание личности, способной к самореализации и сотрудничеству в условиях демократического общества;
стратегическая - обеспечение высокого качества знаний; высокого уровня умственного, духовного и физического развития детей; возрождение и развитие национальных традиций / русских, чувашских, марийских/.
Исходя из этого, работа строится по ступеням.
1 ступень
Обучение по традиционной системе.
Дополнительно введены: английский язык; информатика; интегрированный курс «Художественный труд и ИЗО»; введение в историю.
2 ступень
Обучение по традиционной системе.
Дополнительно введены: введение в биологию; введение в географию; информатика (со 2-го класса); английский язык (со 2-го класса); повышенный уровень обучения математике /разновозрастная группа 6 – 9 классы/; увеличение количества часов на изучение математики /5 –9 классы – 5 час./
ведутся элективные курсы в 9 классе: «В мире профессий», «Пользователь ПК», «Занимательная математика»
С 2004 года в среднем звене введены курс «Этикет» и интегрированный курс «Искусство» (ведется по программе, разработанной учителем Абрамовой Т.И.)
В основу воспитательной системы положены гуманистические идеи:
духовность как идеал воспитания;
дифференциация по возрастным группам;
деятельностный подход в воспитании;
сохранение и развитие школьных традиций;
интеграция основного и дополнительного образования;
использование возможностей природного окружения и сельского социума.
Решая проблему модернизации образования, особое внимание уделяется:
обновлению содержания;
дифференциации и индивидуализации обучения;
включению учителей и учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
педагогизации окружающей среды.
Педагогический коллектив Засурской средней школы считает, что в основе воспитательной системы лежит несколько ведущих принципов:
1) принцип гуманизма
Взаимное уважение к человеческому достоинству. Школа
хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Работает
правило:
4 «П» - понять, принять, простить, помочь ребенку
принцип гармонического (физического, умственного, духовного) развития личности, оптимально сочетающей в себе социальное, типичное и индивидуальное;
2) принцип духовности, как ощущения и осознания человеком своего единства, своей неразрывной связи со всем окружающим миром;
3) принцип деятельностного подхода в воспитании;
4) принцип сотрудничества;
5) принцип индивидуального и дифференцированного подхода в условиях коллективного воспитания;
6) принцип преемственности воспитания в разных возрастных периодах жизни школьника;
7) принцип целостности воспитательного процесса.
Педагогический коллектив Засурской средней школы пытается создать систему воспитательной работы, которая бы включала в себя:
воспитание норм культурной жизни и приобщение к этим нормам (гигиеническая культура, физическая культура, культура поведения, экологическая культура, культура умственного и физического труда, экономическая и духовная культура),
расширение представлений о человеке, как субъекте жизни и формирования способности к самореализации ( понятие о деятельности, человек и природа, человек и творческие увлечения, человек в общении, отношение человека к самому себе, человек как носитель идеи),
расширение представления о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни (Родина. Общество. Различие людей в обществе. Справедливость в обществе. Память человечества. Роль личности в развитии общества. Общественные события. Роль государства. Пресса, радио. Телевидение.),
формирование образа жизни, достойной человека и способности корректировать собственную жизнедеятельность (Цивилизация. Добро. Истина. Красота.),
формирование гуманистических жизненно ценностных ориентаций и жизненной позиции (Назначение человека. Я и мир. Образ человека и образ жизни. Судьба и человек. Позиция Человека.).
Нами разработана перспективная модель выпускника школы, где определены его ценностные ориентации, личностные качества, образовательный уровень, т.е. это тот «идеал», который бы хотелось видеть и к воспитанию которого мы должны стремиться.
Для каждой возрастной группы определяется своя цель воспитания и составляется целевая программа. Это ступенчатое восхождение выглядит следующим образом:
1-2 классы – «Гармония с природой» (Формирование образа Природы как дом человечества)
3-4 классы – «Гармония с окружающим миром»
(Приучение к социальным нормам культурной жизни»
5-7 классы – «Гармония со своим «Я»
(Формирование образа человека и своего «Я»)
8-9 классы - «Гармония индивидуального и социального»
(Формирование представлений о социальном устройстве жизни)
В школе действуют различные кружки. Особой популярностью пользуются «В мире оригами», «Компьютерный вернисаж», «Краеведческий», «Спортивный».
Школа является центром культуры, центром общественно-культурных инициатив, хранительницей национальных и народных традиций села.