к письму Минэкономразвития Чувашии
от 27.01.2009 №10/09-380
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по некоторым вопросам, возникающим при формировании, размещении и исполнении государственного заказа Чувашской Республики
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный Закон) государственные заказчики при осуществлении государственных закупок должны руководствоваться принципами результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при осуществлении государственных закупок заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств либо достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Учитывая вышеизложенное, основной задачей государственных заказчиков при формировании, размещении и исполнении государственного заказа Чувашской Республики (далее – государственного заказа) является эффективное и рациональное использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
1. Проведение мониторинга цен на товары, работы, услуги, закупаемые для государственных нужд Чувашской Республики
1.1. В целях оптимизации бюджетных расходов и реализации мер по эффективной антикоррупционной политике для определения начальной цены государственного контракта государственным заказчикам при размещении государственного заказа рекомендуется осуществлять мониторинг цен в отношении:
поставки товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, - на основе анализа сложившейся рыночной цены указанных товаров (работ, услуг), определенной в сопоставимых экономических условиях, на момент размещения заказа с учетом цены, по которой товары (работы, услуги) закупались в предыдущем периоде;
поставки товаров (работ, услуг), связанных с поставкой новых (модернизированных) товаров (работ, услуг), - исходя из анализа расчетных цен, определенных с учетом результатов (технико-экономических обоснований) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию аналогов указанных товаров (работ, услуг) с использованием индексов цен на соответствующие товары (работы, услуги);
строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и проведения проектно-изыскательских работ - на основе сметной стоимости выполнения соответствующих работ (услуг), утверждаемой в установленном порядке.
1.2. Под мониторингом цен понимается сбор и обработка ценовой информации по объектам государственного заказа, осуществляемые постоянно (ежемесячно) или периодически (по запросам государственных заказчиков).
1.3. Периодичность проведения мониторинга цен строится в соответствии с планом-графиком размещения государственных закупок:
- ежемесячно - на товары, работы и услуги, закупки которых осуществляются постоянно в течение года;
- периодически (по запросам государственных заказчиков) - на товары, работы и услуги, закупки которых носят несистемный, эпизодический характер или закупаемые впервые.
1.4. При определении начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного заказа государственные заказчики обязаны учитывать предусмотренные им по соответствующим видам расходов объемы финансирования, выделенные в республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий год.
1.5. Мониторинг цен по продукции, товарам, услугам, по которым на территории Чувашской Республики имеется сложившийся рынок товаров и услуг, проводится по поставщикам, непосредственно осуществляющим хозяйственную деятельность на территории республики. При определении начальной цены государственного контракта государственный заказчик может обратиться с запросом в соответствующие организации о предоставлении сведений (прайс-листов) о цене товара, работы (услуге) либо использовать данные реестров государственных и муниципальных контрактов, размещенные на официальном сайте «Государственный заказ Чувашской Республики», находящемся в сети Интернет по адресу: http://zakupki.cap.ru о цене за единицу товара, работы (услуги).
1.6. Данные изучения прайс-листов и предложений поставщиков либо сведений реестров государственных и муниципальных контрактов сводятся в таблицу для определения средней цены. Жесткие требования при оформлении исследования рынка товаров, работ (услуг) не устанавливаются.
1.7. Средняя цена может быть рассчитана как средняя арифметическая величина за квартал (год), предшествующий периоду размещения государственного заказа либо как средняя цена умноженная на индекс потребительских цен по соответствующему товару текущего периода к периоду, за который есть данные.
1.8. Индексы цен производителей в среднем за год к предыдущему году, индексы-дефляторы по видам экономической деятельности, индекс потребительских цен, индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, исходные условия для формирования вариантов развития экономики и основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики, разработанные Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики размещаются на сайте министерства и применяются государственными заказчиками:
а) при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта (цены единицы товара (работы, услуги) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
б) при определении цены государственного контракта (цены единицы товара (работы, услуги) при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного без проведения торгов.
2. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере государственных закупок
2.1. Государственные заказчики при подготовке информации о размещении государственного заказа Чувашской Республики, представляемой в Минэкономразвития Чувашии ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца в соответствии с Правилами формирования заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 декабря 2005 г. № 306, начиная с подведения итогов за 2008 год, проводят оценку эффективности своей деятельности в сфере государственных закупок в соответствии с Методикой комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере государственных закупок (далее – оценка деятельности).
2.2. Методика комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере государственных закупок утверждена протоколом заседания Правительственной комиссии по контролю за эффективностью размещения заказов для государственных нужд Чувашской Республики от 28 ноября 2008 г. № 1, размещена на официальном сайте «Государственный заказ Чувашской Республики», находящемся в сети Интернет по адресу: http://zakupki.cap.ru.
2.3. Отсутствие в информации о размещении государственного заказа данных об оценке деятельности, а также пояснений, комментирующих сведения о размещении государственного заказа является основанием для признания представленной информации неполной и несоответствующей установленным требованиям. Государственные заказчики, представившие неполную и не соответствующую установленным требованиям информацию о размещении государственного заказа будут заслушиваться на заседаниях Правительственной комиссии по контролю за эффективностью размещения заказов для государственных нужд Чувашской Республики, созданной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. № 225.
3. О мерах поддержки отечественных товаров и российских поставщиков в сфере государственных закупок
3.1. Государственные заказчики в целях реализации приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» при размещении государственного заказа при прочих равных условиях приоритет должны отдавать российским производителям.
3.2. До 31 декабря 2010 года при размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
3.3. Государственным заказчикам необходимо:
обеспечить мониторинг о выполнении вышеназванного приказа при размещении государственного заказа подведомственными бюджетополучателями средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
при подготовке информации за отчетный период в случае размещении государственного заказа у иностранных производителей отдельно указывать причины выбора поставщика, данные о предложениях о поставке товаров российского происхождения.
4. О мерах по предупреждению сговора участников размещения государственного заказа
4.1. Признаками сговора участников размещения государственного заказа на аукционе являются следующие обстоятельства:
- присутствие на аукционе участников аукциона, ни разу не заявивших свое аукционное предложение;
- прекращение подачи аукционных предложений с момента снижения шага аукциона до минимально возможного предела 0,5% после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене государственного контракта и, в конечном итоге, минимального снижения начальной (максимальной) цены государственного контракта на 0,5%;
- стоимость государственного контракта по итогам аукциона не соответствует стоимости аналогичных закупок, произведенных по итогам конкурса;
- неявка всех участников аукциона на процедуру аукциона, за исключением одного участника аукциона, что ведет к заключению государственного контракта с единственным участником аукциона по начальной (максимальной) цене государственного контракта в соответствии с действующим законодательством.
4.2. В случае выявления одного или нескольких признаков сговора участников размещения заказа государственным заказчикам предлагается осуществлять следующие действия:
- направлять информацию о наличии признаков сговора участников размещения заказа в Управление Федеральной антимонопольной службы (для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- брать на особый контроль исполнение государственных контрактов, заключенных по результатам аукционов, в ходе которых были выявлены признаки сговора участников размещения заказа, а также в случае если аукционные предложения таких поставщиков (исполнителей, подрядчиков), признанных победителями аукциона, явно не отвечают признакам экономической обоснованности, разумности и добросовестности и содержат признаки недобросовестной конкуренции. В указанном случае государственные заказчики обязаны требовать от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) неукоснительного исполнения своих обязательств перед государством, реализуя весь комплекс мер, предусмотренных государственным контрактом.
4.3. В случае если заказчиками при наличии одного или нескольких признаков сговора участников размещения заказа не будут осуществлены вышеуказанные действия, государственные заказчики несут ответственность за неэффективное расходование средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
4.4. В целях эффективного и рационального расходования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также недопущения сговора участников размещения заказа государственным заказчикам рекомендуется устанавливать в документации об аукционе, положение об обязательном снижении начальной (максимальной) цены государственного контракта на шаг аукциона в случае, если в аукционе участвует только один участник аукциона, в следующей редакции:
«Особые условия.
Участник согласен с заключением контракта по цене, определенной путем уменьшения начальной (максимальной) цены государственного контракта (цены лота) на 5%, в следующих случаях:
- по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, которая по результатам ее рассмотрения в установленном порядке соответствует всем требованиям действующего законодательства и документации об аукционе;
- на основании решения аукционной комиссии к участию в аукционе допущен и признан участником аукциона только один участник, подавший заявку;
- для участия в аукционе явился только один участник, признанный участником аукциона.»
4.5. Государственным заказчикам по согласованию предлагается включать в состав аукционных (конкурсных) комиссий сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел по Чувашской Республике.