На территории Российской Федерации образовано 23 304 муниципальных образования: 515 городских округов, 1 824 муниципальных района, 1 733 городских и 18 996 сельских поселений.
В целях организации работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), в муниципальных районах и городских округах образованы звенья территориальных подсистем РСЧС.
Городские и сельские поселения, расположенные на территориях муниципальных районов и выполняющие самостоятельно полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), входят в районные звенья территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев.
Городские и сельские поселения, расположенные на территориях муниципальных районов и передавшие полномочия в области защиты населения и территорий от ЧС администрациям муниципальных районов, выполняют мероприятия предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории в соответствии с муниципальными правовыми актами и планами районных звеньев территориальных подсистем РСЧС.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» руководители органов местного самоуправления муниципальных образований обязаны самостоятельно:
осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организовывать их проведение;
обеспечивать своевременное оповещение и информирование населения;
осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
организовывать аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
создавать при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Исчерпывающий перечень полномочий руководителей органов местного самоуправления и объем проводимых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС с учетом местной специфики определяются муниципальными правовыми актами.
Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации ЧС применяются правовые акты органов местного самоуправления.
Муниципальные образования осуществляют комплекс мероприятий по решению вопросов в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории от ЧС, создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
По состоянию на 1 января 2013 года, всеми муниципальными образованиями приняты основные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС по направлениям, рекомендованным МЧС России. Администрациями муниципальных районов и городских округов разработаны планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» проведена паспортизация территорий муниципальных образований.
В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать соответствующие договоры и соглашения, в т.ч. и по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
С 2012 г. продолжалась работа по дальнейшему созданию на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС) муниципальных образований, как органов повседневного управления муниципального уровня, являющихся организационной основой системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
По состоянию на 1 января 2013 года, за счет бюджетных средств субъектов и муниципальных образований создано на штатной основе 2 268 ЕДДС муниципальных образований.
Для проведения работ по созданию и развитию ЕДДС муниципальных образований на штатной основе на территории Российской Федерации в 2012 г. из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов было выделено 1,6 млрд. рублей.
В связи с этим, требованием времени является оказание практической, системной помощи на местах не только по созданию муниципальной правовой базы, но и механизмов практической реализации положений финансового, материального, технического и иного обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях.
Всего на территории Большесундырского сельского поселения 11 населенных пунктов: село Большой Сундырь, село Ильина Гора, деревня Выселок №1, деревня Выселок №2, деревня Егоркино, деревня Канаш, деревня Малое Кумаркино, деревня Малые Четаи, деревня Малый Сундырь, деревня Новая Екатериновка, деревня Талой. Общая площадь поселения – 7129 га.
Число хозяйств всего – 682, в т.ч. 289 хозяйств, ведущих личное подсобное хозяйство, постоянных хозяйств 419, дачников – 263. Численность населения на 01.01.2014 года составляет 1148 чел.
На территории сельского поселения расположены два сельскохозяйственных предприятия: 1 КФХ, школа -детский сад – 1,ФАП – 3, ветучасток – 1, сельские клубы – 2, библиотеки – 1, молебый дом – 1, магазины – 9, почта-1, сберкасса – 1.
Подготовка личного состава нештатных и профессиональных аварийно-спасательных формирований проводится в организациях и пожарных подразделениях.
В сельском поселении создана добровольная пожарная дружина из разных населенных пунктов.
Обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, было организовано в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Происшествий на водных объектах в 2012-2013 г.г. не произошло. На водоемах были выставлены предупреждающие и запрещающие аншлаги. Через печатные издания в период купального сезона, а также через официальный сайт поселения проводилась профилактическая работа с населением по обеспечению безопасности на водных объектах.
В целях обеспечения пожарной безопасности все здания образовательных учреждений и общественные здания с массовым пребыванием людей сельского поселения оборудованы системами пожарной автоматики, также оборудованы тревожными кнопками.
Для оповещения должностных лиц администрации и руководящего состава используется система оповещения через сотовую связь.
В целях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС на территории поселения создана группировка сил.
В поселении ежегодно перед наступлением пожароопасного периода совместно с ВДПО на сходах граждан проводятся занятия с населением. С апреля по октябрь педагогами проводятся беседы на тему: «Действия населения при возникновении лесных и ландшафтных пожаров». За 2013 г. проведено 5 сходов граждан, кроме того, выпускаются листовки о соблюдении правил пожарной безопасности, соответствующая информация размещается на информационных стендах на территории поселения.