В российском корпоративном законодательстве есть норма, которая гласит, что лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества стало владельцем более 95% общего количества акций публичного общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе выкупить у акционеров — владельцев акций публичного общества, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции публичного общества, указанные ценные бумаги (ст. 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ – далее по тексту Закон об АО). Положения этой нормы применяются не только к публичным обществам, но и к акционерным обществам, которые по состоянию на 01.09.2014 являлись открытыми акционерными обществами.
Из буквального толкования ст. 84.8 Закона об АО следует, что для того чтобы воспользоваться правом на выкуп акций миноритариев, мажоритарному акционеру необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, приобретатель акций, принадлежащих миноритарным акционерам, должен владеть самостоятельно либо совместно со своими аффилированными лицами более чем 95% акций общества. Во-вторых, не менее 10% акций общества такое лицо должно было приобрести на основании добровольного или обязательного предложения. В-третьих, мажоритарный акционер обязан строго соблюдать требования, предъявляемые к самой процедуре выкупа. Например, требование о выкупе должно быть направлено не позднее шести месяцев с даты истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, на основании которого было приобретено не менее 10% акций, и соответствовать всем требованиям (п. 2 ст. 84.8 Закона об АО). Цена выкупаемых акций и отчет о рыночной стоимости акций должны соответствовать требованиям, установленным законодательством (п. 4 ст. 84.8 Закона об АО).
Сложившаяся судебная практика исходит из того, что в случае возникновения каких-либо споров, связанных с направлением требований о выкупе, если все описанные выше условия соблюдаются, то это является достаточным для того, чтобы можно было говорить о правомерности выкупа акций у миноритарных акционеров (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2013 по делу № А75-10127/2012, Московского округа от 09.12.2013 № Ф05-14581/2013 по делу № А40-22516/13, Центрального округа от 17.10.2012 по делу № А08-8974/2011).
Еще в 2008 г. Конституционный суд РФ сформулировал позицию, в соответствии с которой право акционера, владеющего более чем 95% акций акционерного общества, требовать выкуп оставшихся акций у миноритарных акционеров является соразмерным ограничением прав миноритарных акционеров. Более того, Конституционный суд РФ определил, что положения ст. 84.8 Закона об АО не могут расцениваться как нарушающие ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ, поскольку право, предоставленное ими преобладающему акционеру, обеспечивает не только его частный интерес, но одновременно и публичный интерес в развитии акционерного общества в целом.
Информация предоставлена Шумерлинской межрайонной прокуратурой