Практика прокурорского надзора свидетельствует, что наиболее распространены нарушения, связанные с обходом установленных законодательством процедур заключения концессионных соглашений.
Согласно части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из объектов водоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса на право заключения договора аренды этих объектов, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта неизвестна, передача прав владения и (или) пользования такими объектами может быть осуществлена только по концессионным соглашениям.
Аналогичные требования в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Договор аренды, заключенный с нарушением данных требований является ничтожным.
Исключением является заключение договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В ряде случаев органы местного самоуправления в связи с длительным процессом подготовки к проведению конкурсов на право заключения концессионных соглашений, в связи с признанием конкурсов на право заключения концессионных соглашений несостоявшимися в связи с отсутствием участников, а также в целях передачи объектов конкретной коммерческой структуре, заключают договоры аренды в отношении такого имущества с или без использования конкурентных процедур.
Такие действия уполномоченных государственных или муниципальных органов содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а также могут содержать признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации