Директор МУ «ЦБС»
Шумерлинского района
_______________Дерябина И.Н.
26.02.2015 г.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ
Структурным подразделением МБУ «Централизованная библиотечная система Шумерлинского района»
Торханской сельской библиотекой
1. Общие положения
Торханская сельская библиотека (далее - Библиотека) – структурное подразделение МБУ «Централизованная библиотечная система Шумерлинского района». Учредителем Библиотеки является администрация Шумерлинского района.
Библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О библиотечном деле», «О защите персональных данных», «О некоммерческих организациях», «О залоге», Конституцией Чувашской Республики, Законом Чувашской Республики «О библиотечном деле». Положением о Библиотеке, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы библиотечного дела.
Библиотека является, образовательным, культурно-просветительным учреждением, располагающим организованным фондом тиражированных документов и предоставляющим их во временное пользование физическим и юридическим лицам района.
Настоящие Правила устанавливают права и обязанности пользователей, сотрудников Библиотеки, порядок записи и обслуживания пользователей, порядок доступа к библиотечным фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления.
Библиотека является общедоступным учреждением, обеспечивающим право пользователей на свободный и равный доступ к информации независимо от пола, национальности, социального положения, политических убеждении, отношения к религии, создающим условия для проведения досуга, общения, формирования читательской культуры, информационной грамотности.
2. Права и обязанности пользователей Библиотеки
Пользователями Библиотеки являются физические и юридические лица Шумерлинского района. Обслуживание физических лиц (запись в Библиотеку, перерегистрация, библиотечно-информационное обслуживание) производится на основе договора на обслуживание пользователей Библиотеки (далее - Договор) и соглашения на обработку его персональных данных; юридических лиц - на основе гражданско-правовых договоров.
При записи в Библиотеку гражданин обязан ознакомиться с настоящими Правилами и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью в Договоре на обслуживание.
Пользователь Библиотеки имеет право:
Пользоваться бесплатно основными видами библиотечно-информационных услуг, определенными Перечнем бесплатных услуг Библиотеки (Приложение 1):
получать во временное пользование документы из фонда Библиотеки для занятий в читальном зале и на дом;
получать информацию о составе библиотечного фонда и наличии конкретного документа через систему каталогов и информационно-справочных ресурсов Библиотеки:
получать документы или их копии из других библиотек по межбиблиотечному абонементу (далее - МБА) и электронной доставке документов (далее - ЭДД);
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации:
участвовать в мероприятиях, проводимых Библиотекой;
Пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, включенными в Перечень платных услуг Библиотеки (Приложение 2);
Высказывать в устной или письменной форме претензии, замечания, предложения по работе Библиотеки. Книга отзывов находится в отделе обслуживания и выдается по первому требованию.
2.4.Пользователь Библиотеки обязан:
Соблюдать настоящие Правила;
Указывать достоверные анкетные данные и своевременно оповещать об их изменениях в Библиотеку;
Проходить ежегодно перерегистрацию (совершеннолетние - с предъявлением паспорта или иного, удостоверяющего личность документа) и сообщать сведения о месте учебы, работы, жительства. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию Библиотекой не обслуживаются;
Хранить Договор в течение всего срока его Действия;
Просматривать документы при получении в отделах Библиотеки на предмет их целостности и сохранности, а в случае обнаружения дефектов сообщить сотруднику Библиотеки, который обязан сделать соответствующие пометки на книжном формуляре. Ответственность за порчу документов несет последний пользователь, работавший с ними до обнаружения дефекта;
Соблюдать расстановку фонда в отделах с открытым доступом, не изымать карточки из каталогов и картотек;
Возвращать документы, полученные на абонементе, в установленный срок, а при необходимости своевременно продлевать его по телефону или лично при посещении Библиотеки. За несвоевременный возврат документов взимается пеня;
Заменить в случае утраты иди порчи документа, принадлежащего Библиотеке, таким же или признанным Библиотекой равноценным по содержанию, а в случае невозможности такой замены заплатить десятикратную его стоимость в бесспорном порядке;
2.4.9. Соблюдать законодательство Российской Федерации в области авторского права при пользовании библиотечными фондами, работе с ресурсами Интернет и полнотекстовыми электронными ресурсами;
Использовать компьютерную технику Библиотеки только для поиска информации, необходимой для научной, производственной и образовательной деятельности;
Относиться бережно к библиотечному имуществу, документам;
Эксплуатировать согласно правилам пользования технические средства, компьютерное оборудование, предоставляемые Библиотекой, не допускать порчи программного обеспечения;
Оплачивать своевременно стоимость оказанных Библиотекой платных услуг;
Быть вежливым и доброжелательным по отношению к сотрудникам Библиотеки;
Соблюдать общественный порядок в помещениях Библиотеки, способствовать его соблюдению другими пользователями.
2.5. При пользовании Библиотекой не допускается:
2.5.1. Внесение изменений и исправлений в каталоги, картотеки, базы данных;
2.5.2. Совершение действий, приводящих к нарушению целостности библиотечных документов: делать на них пометки, подчеркивать текст, вырезать, вырывать страницы, портить переплет и др.;
2.5.3. Вносить без разрешения в читальные залы небиблиотечные документы, аудио-, видеоаппаратуру, кино-, видеокамеры, фотоаппараты и производить съемку;
2.5.4. Выносить документы, принадлежащие Библиотеки за ее пределы, не получив разрешения библиотекаря. В случае несанкционированного выноса документов читатели могут быть лишены права пользования Библиотекой на срок до 6 месяцев;
2.5.5. Пользование сотовыми телефонами с включенным звуковым сигналом в читальных залах;
2.5.6. Вход в служебные помещения, пользование служебными телефонами и техникой без разрешения сотрудников Библиотеки;
2.5.7. Нахождение в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также употребление алкогольных напитков, наркотических средств, курение в помещениях и на территории Библиотеки;
2.5.8. Торговля, распространение рекламных и агитационных материалов без разрешения администрации Библиотеки;
2.5.9. Создание ситуаций, угрожающих жизни и безопасности пользователей и сотрудников Библиотеки.
3. Права и обязанности Библиотеки
3.1. Библиотека имеет право:
3.1.1.Утверждать совместно с Учредителем Правила пользования Библиотекой:
3.1.2.Устанавливать режим работы по согласованию с Учредителем. Режим работы Библиотеки для пользователей: вторник-пятница - с 11 ч. до 18 ч. Выходной день – воскресенье, понедельник. Санитарный день - последняя пятница каждого месяца;
3.1.3.Заключать договоры, в том числе на платной основе, на пользование Библиотекой;
3.1.4.Оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги в соответствии с действующим законодательством, утверждать и изменять Положение и Прейскурант на платные услуги, определять стоимость услуг, устанавливать размеры компенсационных выплат и штрафов за нанесенный материальный ущерб;
3.1.5.Применять штрафные санкции (в денежном выражении) в следующих случаях:
• утеря библиотечных документов;
• пользование документами Библиотеки сверх установленного срока (пеня):
3.1.6.Определять ограничение на копирование, экспонирование и выдачу документов, предназначенных для постоянного хранения и имеющихся в единственном экземпляре;
3.1.7. Обращаться в правоохранительные органы при нарушении пользователем этических норм и нанесении материального ущерба Библиотеке.
3.2.Библиотека обязана:
Знакомить пользователей с настоящими Правилами;
Создавать условия для реализации права граждан на свободный и полный доступ к информации;
Информировать пользователей обо всех видах библиотечных услуг, в том числе платных, об изменениях размера компенсационных выплат и штрафов;
Оказывать услуги в соответствии с настоящими Правилами. Перечнями бесплатных и платных услуг Библиотеки. Положением о Библиотеке;
Оказывать пользователям помощь в поиске необходимых документов путем устных консультаций, предоставления справочно-библиографического аппарата (каталогов, картотек, информационно-библиографических изданий, баз данных);
Предоставлять во временное пользование документы, имеющиеся в фондах Библиотеки;
Содействовать получению документов и их копий из других отечественных и зарубежных библиотек через систему МБА и ЭДД в соответствии с действующим законодательством;
Совершенствовать библиотечное, библиографическое, информационное обслуживание, используя современные технологии и формы работы;
Изучать и по возможности наиболее полно удовлетворять запросы всех категорий пользователей;
Обеспечивать пользователям благоприятные возможности для занятий в Библиотеке, повышать комфортность библиотечной среды;
Популяризировать фонды и предоставляемые услуги Библиотеки через средства массовой информации, Интернет, путем проведения различных форм массовых мероприятий;
Проводить отчеты о деятельности Библиотеки перед населением и учредителем;
Осуществлять учет, хранение и использование библиотечных документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Чувашской Республики:
Соблюдать нейтралитет в отношении партий, общественных движений и конфессий, отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, действовать в интересах всего общества, всех народов России, в интересах отечественной и мировой культуры:
Обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации о персональных данных граждан, являющихся пользователями Библиотеки. Конфиденциальность информации в отношении юридических лиц определяется в договорах с ними;
Соблюдать режим работы структурных подразделений Библиотеки, оповещать своевременно пользователей в случае его изменения;
Предусматривать меры безопасности пользователей в случаях чрезвычайных ситуаций, предоставлять наглядную информацию о планах вынужденной эвакуации, проводить соответствующее обучение сотрудников.
4. Порядок записи в Библиотеку
Запись в Библиотеку производится следующих структурных, подразделениях: информационно-библиографический отдел, абонемент;
При записи в Библиотеку посетители обязаны:
ознакомиться с настоящими Правилами;
совершеннолетние - предъявить паспорт, военнослужащие - военный билет или иной документ, удостоверяющий личность;
заполнить два бланка Договора и Соглашение на обработку персональных данных пользователей. Договор заключается на 5 лет при условии соблюдения сторонами его условий.
5. Ответственность сторон за нарушение настоящих Правил
5.1. Пользователи и сотрудники Библиотеки несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
6. Изменения и дополнения, вносимые в Правила
6.1. Изменения и дополнения утверждаются директором МУ «ЦБС» Шумерлинского района Чувашской Республики в соответствии с действующим законодательством.