Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли - продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой стороны.
Гражданин является потребителем, если приобретает товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2022 года № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Закон разработан Роспотребнадзором и содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей, а предусмотренные им изменения имеют значение в текущих условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами, в связи с чем нуждается в дополнительной защите.
Вышеуказанная статья излагается в новой редакции и в качестве недопустимых условий, ущемляющих права потребителей, называются, в частности следующие:
- продавец не может настаивать на определенной форме оплаты, например, сказать, что принимает только наличные;
- продавец не может без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату;
- покупатель может свободно выбирать, что делать с некачественным или неподошедшим товаром, а продавец не вправе ограничить его в этом;
- продавец не вправе устанавливать санкции за отказ клиента исполнять сделку. Например, продавец отказывается возвращать предоплату, которую клиент внес, но потом передумал приобретать товар. По новым правилам предоплату необходимо вернуть.
- если человек не хочет сообщать свой телефон, домашний адрес и электронную почту, магазин обязан обслужить его и продать товар или выполнить услугу. То же самое касается, например, возврата изделия.