Основная миссия Министерства финансов Чувашской Республики – обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы в 2018 году внедрена новая конструкция бюджетных правил:
– осуществлен переход к формированию бюджетной политики на основе долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности;
– снижена чувствительность бюджетной системы к перепадам поступлений налоговых доходов за счет создания бюджета резервов;
– определены новые бюджетные правила по предоставлению субсидий;
– обеспечена стратегическая приоритезация расходов бюджета.
В результате предпринятых мер консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2018 год исполнен в целом по доходам в объеме 57790,5 млн. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 12,2%.
Поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов составило 37876,9 млн. рублей, что на 9,8% выше уровня 2017 года.
Увеличению доходной части бюджета способствовала деятельность по оптимизации неэффективных (невостребованных) налоговых льгот, усилению работы по налоговому администрированию.
Благодаря активному участию республики в реализации федеральных проектов обеспечивается ежегодный рост межбюджетных трансфертов из федерального центра.
Общий объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета и бюджетов целевых федеральных фондов в 2018 году составил 19254,9 млн. рублей, что больше уровня 2017 года на 2363,8 млн. рублей, или на 14%.
Проведенная работа по привлечению дополнительных доходов в бюджет республики позволила направить больше средств на выполнение государственных программ и проектов.
Так, расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2018 году составили 55807,7 млн. рублей, что на 7,3% выше уровня 2017 года.
По темпу роста расходов бюджета Чувашская Республика среди регионов ПФО занимает 5 место.
Доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов составила 9,5%, что выше среднего значения по ПФО (8,3%) (3 место среди регионов ПФО).
Бюджет развития республики, в состав которого входят расходы на реальный сектор экономики, здравоохранение (с учетом средств ОМС), образование и спорт, в 2018 году увеличен на 8,9% к уровню 2017 года.
Доля региональных финансовых вложений в систему образования в общем объеме расходов составила 32,4%, что значительно превышает среднее значение по Российской Федерации (25,4%) и ПФО (30,6%). По темпу роста расходов на образование Чувашская Республика по итогам 2018 года занимает 3 место среди регионов ПФО.
По росту расходов на здравоохранение Чувашская Республика занимает лидирующую позицию среди регионов ПФО. В расчете на 1 жителя за три последних года объемы поддержки возросли более чем в 1,4 раза.
По темпу роста расходов на социальную политику в 2018 году к уровню 2017 года Чувашия на 3 месте среди регионов ПФО.
Доля расходов на сферу культуры составила 4,6% в общем объеме расходов, что выше среднего значения по Российской Федерации (3,7%) и ПФО (4,1%). По итогам 2018 года расходы на сферу культуры в расчете на одного жителя республики в 2,6 раза выше соответствующего показателя по Российской Федерации и в 1,8 раза по ПФО.
Важно, что при ежегодном увеличении расходной части бюджета обеспечивается планомерное снижение объема государственного долга Чувашской Республики.
Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2019 г. составил 12909,6 млн. рублей (43,4% к объему доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений), что на 1211,2 млн. рублей ниже показателей на 1 января 2018 г.
По размеру госдолга (по итогам 2018 года) в расчете на 1 жителя республика входит в тройку лидеров по ПФО, имеющих наименьшую долговую нагрузку.
За 2018 год объем расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики составил «исторический» минимум - 31,7 млн. рублей. По итогам 2018 года по расходам на обслуживание долговых обязательств в расчете на численность жителей республика занимает 2 место в ПФО.
Указанные показатели достигнуты в том числе за счет повышения операционной эффективности использования бюджетных средств и качественного управления ликвидностью Единого казначейского счета.
За счет организации «кэш-менеджмента» обеспечено увеличение ежедневного остатка на едином счете в среднем на 820 млн. рублей. Расчетная экономия от применения данного механизма с учетом средней банковской ставки составила порядка 70 млн. рублей.
Повышение качества управления общественными финансамиосуществлялось также за счет совершенствования бухгалтерского учета и отчетности.
Продолжена реализация проекта по централизации бухгалтерий. Одновременно начата реформа по внедрению федеральных стандартов бухгалтерского учета.
В 2019 году Чувашская Республика выбрана Минфином России площадкой для обсуждения актуальных вопросов внедрения федеральных стандартов для организаций государственного сектора по ПФО.
Равновесие консолидированного бюджета напрямую зависит от устойчивости местных бюджетов.
Обеспечивается ежегодный рост межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных образований. Общий объем межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2018 году составил 18763,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2017 года на 16%. При этом доля финансовой помощи, цели использования которой определяются муниципальными образованиями самостоятельно, увеличена с 6,2% до 8,5%.
В целях повышения ответственности муниципальных образований за качество управления муниципальными финансами внедрена практика заключения соглашений по оздоровлению местных бюджетов, установлены общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам, определен единый порядок расчета предельного уровня софинансирования муниципальных расходных обязательств.
Минфином Чувашии обеспечивается открытость бюджетного процесса и вовлечение в него граждан. По итогам 2018 года данных Чувашская Республика заняла в рейтинге открытости бюджетных данных 2 место среди регионов ПФО и вошла в группу лидеров России, занимая 5 место.
С 2018 года реализуется проект «Безналичная Чувашия», призванный повысить долю безналичных расчетов населения.
По итогам проводимых мероприятий в 2018 году обеспечена положительная динамика по всем направлениям:
- доля безналичных расчетов в общем объеме операций с использованием банковских карт – увеличена с 24% до 30%;
- доля граждан, выплата пенсий и иных социальных выплат которым осуществляется безналичным способом, – увеличена с 36% до 43,1%;
- доля кредитных организаций, принимающих участие в доставке пенсий и иных социальных выплат безналичным способом, – увеличена с 59% до 67,9%;
- доля платежей за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принятых безналичным способом, – увеличена с 40% до 64%;
- доля платежей за проезд на общественном транспорте, принятых безналичным способом, – увеличение с 55% до 65%.
Минфином России в 2018 году дана высокая оценка управлению финансами в Чувашской Республике – Чувашия сохранила свои позиции и вошла в число субъектов-лидеров, которым присвоена I (высокая) степень качества управления региональными финансами.
В качестве приоритетных задач бюджетной политики на 2019 год определены:
- эффективное использование финансовых ресурсов;
- внедрение в бюджетный процесс системы учета и анализа налоговых расходов;
- внедрение обоснований бюджетных ассигнований;
- внедрение новых стандартов в бухгалтерском учете;
- классификация нарушений (рисков), выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере;
- повышение финансовой грамотности населения;
- обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета.