В 2016 году удалось, как и в предыдущие годы, обеспечить рост финансовой независимости.
Бюджет республики сохранил свою сбалансированность, устойчивость и был направлен на реализацию задач, поставленных Правительством Российской Федерации и Правительством Чувашской Республики.
В полном объеме обеспечено исполнение всех социальных обязательств перед населением, активно реализовывались крупные инвестиционные проекты.
Республиканский бюджет за 2016 год исполнен по доходам в объеме 41 млрд 357,9 млн рублей, с ростом к уровню 2015 года на 11,4%. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы республиканского бюджета Чувашской Республики исполнены в сумме 25 млрд 668,1 млн рублей, рост к уровню 2015 года – на 16,9%, по темпам роста мы занимаем 4 место среди регионов ПФО.
Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2016 год исполнен по расходам в объеме 39 млрд 655 млн рублей. Профицит республиканского бюджета Чувашской Республики на 1 января 2017 года составил 1702,9 млн рублей при плановом дефиците в объеме 2570,0 млн рублей.
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на образование (30,1%), социальную политику (30,3%), здравоохранение (7,4%).
Расходы на образование в 2016 году составили 11 млрд 943,1 млн рублей. Из них сумма, направленная на строительство образовательных учреждений, составила 1,2 млрд рублей.
Расходы на здравоохранение составили 2 млрд 931,9млн рублей.
Номинальное снижение расходов на здравоохранение к уровню 2015 года связано с техническим перераспределением средств, предназначенных на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, с отрасли «Здравоохранение» на отрасль «Социальная политика».
Данные средства непосредственно поступили в медицинские организации согласно их целевому назначению, а население получило все необходимые медицинские услуги своевременно и в полном объеме. Фактического снижения расходов данной отрасли нет.
В 2016 году продолжена программа строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) на селе. Всего с 2013 по 2016 годы в республике введены в эксплуатацию 125 модульных ФАПов. Данный проект продолжается и в текущем - 2017 году.
Из общей суммы расходов бюджета в 2016 году расходы на социальную политику составили 12 млрд рублей.
Бюджет активно участвовал и в развитии реального сектора экономики. В 2016 году направлено 7819,3 млн рублей, доля в общем объеме расходов бюджета составляет 19,7%.
Расходы на инвестиционные цели составили 5585,9 млн рублей. За счет эффективного перераспределения средств бюджета в течение года нам удалось увеличить инвестиционные расходы против первоначального плана в 2,3 раза.
Исходя из необходимости финансирования инвестиционных проектов и расходов на развитие социальной инфраструктуры бюджет предполагает осуществление заимствований.
Поэтому для нашей республики большое значение имеет проведение ответственной долговой политики.
Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2017 года составил 14258,7 млн рублей (55,6% к объему доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений), что на 2025,8 млн рублей ниже предусмотренного планового верхнего предела государственного долга Чувашской Республики (16284,5 млн рублей).
По размеру государственного долга в расчете на 1 жителя республика входит в тройку лидеров по Приволжскому федеральному округу, имеющих наименьшую долговую нагрузку (1-е место – Республика Башкортостан, 2-е – Пермский край, 3-место – Чувашия).
В 2016 году в целях замещения рыночных долговых обязательств Чувашской Республики из федерального бюджета привлечено бюджетных кредитов в общей сумме 900,8 млн рублей под 0,1% годовых со сроком погашения в 2019 году.
Доля рыночных заимствований по итогам 2016 года составила 20,6% от собственных доходов.
В результате расходы на обслуживание долга составили 0,5% общей суммы расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, за исключением объема расходов, осуществленных за счет субвенций. По данному показателю Чувашская Республика занимает 3–е место среди субъектов ПФО.
На 2017 год в сложившихся условиях социально-экономического развития основной задачей в области бюджетной политики остается обеспечение сбалансированности бюджета республики и снижение объема государственного долга.
Актуальным остается сохранение позиций республики по качеству и открытости бюджета. Для этого важно как на региональном среди органов исполнительной власти, так и на муниципальном уровнях внедрить в практику формирование бюджета для граждан.