Контроль за распространением контрафактной (суррогатной) алкогольной продукции, недопущение продажи алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками (акцизными марками) и незаконной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (без лицензии), в том числе дистанционным способом, через интернет находится в ведении федеральных органов власти, таких как МВД, Роспотребнадзор и Росалкогольрегулирование. За нарушения в этой области предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июня 2012 г. № 235 Минэкономразвития Чувашии осуществляет:
- лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции;
- государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- правовое регулирование в сфере алкогольного рынка.
Министерством в рамках своих полномочий по проведению лицензионного контроля за 11 месяцев т.г. проведено 659 внеплановых проверок в отношении соискателей лицензий, по итогам которых 18 организациям отказано в выдаче лицензий по причинам отсутствия зарегистрированного в Регпалате договора аренды, наличия задолженности по налогам и т.д. (ООО «Сезам», ООО «ТОР», ООО «Телей», ООО «Рассвет», ООО «Дионис», ООО «Шарипов», ООО «Консум», ООО «Шах Разад», ООО «Левел», ООО «Скат-В», ООО «Нива плюс», ООО «Березка», ООО «Аргус», ООО «КОПЕЙКА-ПОВОЛЖЬЕ», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», ООО «ТД» Волжанин», ООО «Порта» и др.).
В ходе осуществления контроля по соблюдению организациями торговли и общественного питания, правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции к административной ответственности по ч. 4 15.12 КоАП РФ (по фактам реализации алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками) привлечены 7 организаций (ООО «Адель», ООО «Калина», дважды ООО «ТД «Волжанин», ООО «Арована», ООО «Восход», ООО «Отрада», ООО «Истина») и 1 индивидуальный предприниматель (Ферапонтова А.Н.) по фактам реализации алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками на сумму 1310 тыс. рублей.
В настоящее время Минэкономразвития Чувашии принимает меры по ограничению употребления алкогольной продукции, вводя дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики.
Ряд новых ограничений введен с 1 декабря 2016 года:
- запрет на розничную продажу алкогольной продукции предприятиями общественного питания, расположенными в многоквартирных жилых домах, за исключением розничной продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания общей площадью более 100 кв.м в городах и 75 кв.м в сельских поселениях, отнесенными к типам «кафе» с наличием в зале обслуживания не менее 8 столов и не менее 32 посадочных мест (6 и 24 соответственно для сельской местности) оборудованных для обслуживания потребителей, и «ресторан»;
- запрет с 22 часов до 10 часов на розничную продажу алкогольной продукции, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением розничной продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания общей площадью более 100 кв.м в городах (75 кв.м в селах), отнесенными к типам «кафе» с наличием в зале обслуживания не менее 8 столов и не менее 32 посадочных мест (6 и 24 соответственно), оборудованных для обслуживания потребителей, и «ресторан»;
- запрет на розничную продажу алкогольной продукции предприятиями общественного питания в случае их несоответствия минимальным требованиям к предприятиям общественного питания различных типов, установленным национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 30389-2013, и рекомендуемым требованиям к мебели, планировке и размерам помещений предприятий (объектов) питания для различных методов и форм обслуживания потребителей, установленным национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 32692-2014 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания».
Для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота алкогольной продукции на всей территории Российской Федерации внедрена единая государственная автоматизированная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (или ЕГАИС).
Система создает препятствия для реализации контрафактной продукции и обеспечивает прозрачность оборота алкоголя с момента его появления на рынке до попадания в корзину потребителя. Покупатель, оплативший купленную алкогольную продукцию, получает чек, на котором отпечатан код, который подтверждает, что сделка зафиксирована в информационной системе.
С 1 января 2016 года оптовые организации подтверждают факт отгрузки алкогольной продукции и пива, пивных напитков в розничную продажу, представляя указанные сведения в ЕГАИС.
С 1 января 2016 года все предприятия розничной торговли, общественного питания, индивидуальные предприниматели, осуществляющие последующую реализацию указанной продукции, подтверждают факт ее закупки через ЕГАИС.
С 1 июля 2016 года розничную продажу алкогольной продукции, пива, пивных напитков (направление информации в ЕГАИС) подтверждают организации, осуществляющие их розничную продажу в городских поселениях, путем направления информации в ЕГАИС, а с 1 июля 2017 года – необходимость подтверждать факт розничной продажи возникает у организаций, осуществляющих деятельность в сельских поселениях.
На сегодняшний день 97% предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории республики, подключено к ЕГАИС. Оставшийся процент это те предприятия, которые в настоящее время не осуществляют розничную продажу алкогольной продукции, в связи с чем исключают данные объекты из лицензии.
В настоящее время Росалкогольрегулированием вырабатывается механизм привлечения к административной ответственности организаций, имеющих неподключенные объекты.