Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. № 481» подготовлен в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения общественного порядка и безопасности населения на территории Чувашской Республики.
В настоящее время в Чувашской Республике установлен ряд дополнительных ограничений по продаже алкогольной продукции для предприятий общественного питания, но сложилась ситуация, когда юридические лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, в целях продажи данной продукции в ночное время производят смену типа своего предприятия общественного питания из типа «закусочная» в предприятия общественного питания типа «кафе». При этом такие организации, в большинстве случаев, не соответствуют установленным государственным стандартом требованиям и фактически не предоставляют услуги общественного питания, поскольку не производят и не реализуют продукцию общественного питания, а ориентированы исключительно на розничную продажу алкогольной продукции. На подобных предприятиях общепита в ассортименте зачастую преобладает алкогольная продукция «сомнительного» качества и происхождения, собирающая вокруг себя лиц, злоупотребляющих спиртными и алкогольными напитками, что негативно влияет на криминогенную обстановку, вызывает недовольство жителей многоквартирных жилых домов, расположенных в непосредственной близости к данным торговым объектам.
По данным Чувашстата, на 1 января 2016 г. на территории республики 259 организаций осуществляли услуги общественного питания. По данным оперативного мониторинга, из указанного количества организаций перепрофилировать свою деятельность или прекратить розничную продажу алкогольной продукции в связи с принятием проекта постановления должны будут порядка 60 торговых объектов (9%). В то же время у субъектов предпринимательской деятельности имеется возможность перепрофилироваться либо изменить тип объекта общественного питания в соответствии с действующим ГОСТом. В случае закрытия ряда организаций общественного питания их деятельность может быть также перепрофилирована в предприятия розничной торговли (например, в магазины «шаговой доступности»).
Кроме того, у покупателей имеется возможность пользоваться услугами других ближайших объектов общественного питания либо совершать покупки в магазинах. Но при этом ожидается, что от жителей прекратятся жалобы на предприятия общепита, расположенные в многоквартирных жилых домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях (социальный эффект).
Проектом постановления предлагается установить:
- запрет на розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях предприятиями общественного питания, расположенными в многоквартирных жилых домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, за исключением розничной продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания общей площадью более 100 кв. метров, отнесенными к типам «кафе» с наличием в зале обслуживания не менее 8 столов и не менее 32 посадочных мест, оборудованных для обслуживания потребителей, и «ресторан» в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»;
- запрет на розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях предприятиями общественного питания, расположенными в многоквартирных жилых домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, за исключением розничной продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания общей площадью более 75 кв. метров, отнесенными к типам «кафе» с наличием в зале обслуживания не менее 6 столов и не менее 24 посадочных мест, оборудованных для обслуживания потребителей, и «ресторан» в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»;
- запрет с 22 часов до 10 часов на розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением розничной продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания общей площадью более 100 кв. метров, отнесенными к типам «кафе» с наличием в зале обслуживания не менее 8 столов и не менее 32 посадочных мест, оборудованных для обслуживания потребителей, и «ресторан» в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»;
- запрет с 22 часов до 10 часов на розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением розничной продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания общей площадью более 75 кв. метров, отнесенными к типам «кафе» с наличием в зале обслуживания не менее 6 столов и не менее 24 посадочных мест, оборудованных для обслуживания потребителей, и «ресторан» в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»;
- запрет на розничную продажу алкогольной продукции предприятиями общественного питания в случае их несоответствия минимальным требованиям к предприятиям общественного питания различных типов, установленным национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», и рекомендуемым требованиям к мебели, планировке и размерам помещений предприятий (объектов) питания для различных методов и форм обслуживания потребителей, установленным национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 32692-2014 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания».
В настоящем проекте постановления предлагается использовать положительный опыт Нижегородской области.
Введение новых дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции соответствует положениям Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, которая направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.
Проект постановления затрагивает вопросы осуществления предпринимательской деятельности, в связи с этим проведена оценка регулирующего воздействия данного проекта, по итогам которой учтено предложение Чувашпотребсоюза об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции для предприятий общественного питания, находящихся в городских и сельских поселениях.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных расходов из республиканского бюджета Чувашской Республики.