По итогам 2015 года на территории Чувашской Республики зарегистрировано 978 пожаров (в 2014 г. – 1035), снижение на 5,5%, в результате которых погибли 78 человек, в т.ч. 3 детей (в 2014 г. – 96, в т.ч. 5 детей), снижение на 18,7%, травмы различной степени тяжести получили 105 человек (в 2014 г. – 106), снижение на 0,9%, спасено 434 человека (в 2014 г. – 428), рост на 1,4%.
По состоянию на 17 мая 2016 года в республике зарегистрировано 338 пожаров (за аналогичный период прошлого года – далее АППГ) – 380, снижение на 11,05%, в результате которых погибли 46 человек (за АППГ – 51), снижение на 9,8%, травмы различной степени тяжести получили 41 человек (за АППГ – 55), снижение на 25,45%, спасено 136 человек (за АППГ – 129), рост на 5,43%. Материальный ущерб от пожаров составил более 31,29 млн. рублей (за АППГ – 58,73), снижение на 46,71%.
Основные причины пожаров:
|
2015
|
2016
|
%
|
Неосторожное обращение с огнем:
|
107
|
81
|
-24,3
|
в т.ч. шалость детей
|
7
|
5
|
-28,6
|
неосторожное обращение с огнём при курении
|
69
|
45
|
-34,8
|
Пожары по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения
|
76
|
43
|
-43,4
|
Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования
|
115
|
104
|
-9,6
|
Нарушение правил устройства и эксплуатации печей
|
86
|
85
|
-1,2
|
Поджоги
|
40
|
31
|
-22,5
|
Неисправность транспортных средств
|
27
|
18
|
-33,3
|
Другие причины
|
5
|
19
|
3,8 р.
|
ИТОГО ПОЖАРОВ
|
380
|
338
|
-11,1
|
Основные причины гибели людей на пожарах:
Неосторожное обращение с огнём – 21 человек (45,6% от всех погибших), в т. ч. неосторожность при курении – 19 человек;
Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 5 человек (10,9%);
Нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 13 человек (28,3%);
Поджог – 6 человек (13,0%);
Другие причины – 1 человек (2,2%).
Надо отметить, что 16 человек (38,1%) из 42 погибших взрослых, находились в состоянии алкогольного опьянения.
Рост количества пожаров зарегистрирован в следующих муниципальных образованиях:
Аликовский район – 10 пожаров (за АППГ – 3), в 3,3 раза;
Канашский район – 18 пожаров (за АППГ – 13), на 38,5%;
Козловский район – 7 пожаров (за АППГ – 5), на 40%;
Комсомольский район – 8 пожаров (за АППГ – 3), в 2,7 раза;
Красночетайский район – 9 пожаров (за АППГ – 8), на 12,5%;
Моргаушский район – 14 пожаров (за АППГ – 7), в 2 раза;
Цивильский район – 21 пожар (за АППГ – 17), на 23,5%;
г. Алатырь – 14 пожаров (за АППГ – 11), на 27,3%.
Рост количества погибших на пожарах зарегистрирован в следующих муниципальных образованиях:
Аликовский район – 12 человек (за АППГ – 0), на 100%;
Ибресинский район – 4 человека (за АППГ – 3), на 33,3%;
Комсомольский район – 2 человека (за АППГ – 0), на 100%;
Моргаушский район – 2 человека (за АППГ – 0), на 100%;
Цивильский район – 4 человека (за АППГ – 0), на 100%;
Чебоксарский район – 2 человека (за АППГ – 0), на 100%.
г. Алатырь – 3 человека (за АППГ – 2), на 50%.
В целях профилактики пожаров и принятию дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности на территории республики проведена целенаправленная работа, о чём говорят положительные результаты по итогам 2015 года и I квартал 2016 года.
В 2016 году проблемы пожарной безопасности, а также вопросы реализации комплекса организационно-практических мероприятий по снижению количества пожаров и гибели на них людей в пожароопасном периоде с заслушиванием председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований, в которых произошёл рост количества погибших на пожарах, неоднократно рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – ПКЧС и ОПБ), а их протокольные решения в установленном порядке были доведены до глав администраций муниципальных районов и городских округов.
С наступлением весенне-летнего периода ежегодно возникает угроза возникновения пожаров, связанных с палом сухой травы.
Межведомственной рабочей группой завершена проверка готовности муниципальных образований республики к весенне-летнему пожароопасному периоду 2016 года, акт подписан и утверждён руководителем гражданской обороны – Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики И.Б. Моториным, по итогам которой Чувашская Республика признана готовой к пожароопасному периоду.
По многолетним наблюдениям первые очаги возгораний в республике регистрировались в 20-х числах апреля, а в 2008 г. – 9 апреля.
Так, 18 апреля 2011 г. и 3 мая 2013 г. за сутки в республике было зарегистрировано более 50 возгораний.
А 20 апреля 2011 г. в Аликовском районе в результате перехода неконтролируемого сельхозпала на жилой дом погибла женщина, 1942 г.р.
По итогам 2015 года в республике зарегистрировано 356 случаев пала сухой травы (в 2014 г. – 444), снижение на 19,8%, огнём пройдено 1029 га (в 2014 г. – 210), рост в 4,9 раза.
В этом году первые загорания сухой травы на территории республики были зарегистрированы 9 апреля.
С начала весны в республике зарегистрированы 43 случая возгорания сухой травы, зафиксированные в Алатырском, Порецком, Козловском и Шумерлинском районах. Общая площадь, пройденная огнем, составила около 19,9 га.
В целях экономии денежных средств многие сельскохозяйственные организации прибегают к самому дешевому способу очистки сенокосов и пастбищ, а также полей от пожнивных остатков – выжиганию. Селяне стремятся непременно сжечь отходы производства от возделывания сельхозкультур и освободить сенокосные угодья весной или осенью, что приводит к возникновению сотен возгораний на землях сельхозназначения.
Как правило, такие возгорания в большинстве случаев неконтролируемые, распространяются с большой скоростью и на больших площадях зачастую неся реальную угрозу жилым строениям, производственным зданиям, лесам, а в некоторых случаях и жизни людей.
Поэтому палы сухой травы необходимо осуществлять в строгом соответствии с Методическими рекомендациями по проведению выжигания сухой травянистой растительности, утверждёнными МЧС России от 23 января 2014 г. № 2-4-87-1-19.
В соответствии с ними до начала работ следует провести опашку (хотя бы двумя-тремя проходами) кромок поля на границе с лесом или лесополосой. Созданная таким образом минерализованная полоса является своеобразным барьером, препятствующим проникновению огня на лесные насаждения. При проведении пахотных работ нельзя сталкивать остатки соломы к краю полей, граничащих с лесными участками, сжигать их следует на безопасном расстоянии от земельного участка, леса или лесополосы. Сжигание стерни и соломы должно находиться под постоянным контролем.
Участок земли, на котором запланировано выжигание сухой травянистой растительности, делится на блоки. Площадь блока не должна превышать 0,5 га.
Следует помнить, что в соответствии со ст. 8.32 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за несанкционированные поджоги сухой травы, ставшие причиной лесных пожаров.
Штрафы: на физических лиц от 2000 до 5000 рублей, на должностное лицо от 7000 до 50 000 рублей, на юридическое лицо от 50 000 до 1000 000 рублей.
По прогнозам Росгидрометеоцентра ожидается сухая и тёплая весна, что чревато опасностью возникновения природных пожаров до начала прорастания свежей растительности, а причины их возникновения, к сожалению, банальны:
а) бесконтрольные сельхозпалы;
б) сжигание мусора на открытой территории;
в) походы туристов на лон природы и т. д.
Рекомендации администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики:
организовать и провести в муниципальных образованиях в период с 1 июня по 1 июля т.г. месячник по вопросам профилактики пожаров и усиления мер пожарной безопасности;
сформировать общественные комиссии при сельском поселении для подворовового обхода из числа представителей сельской администрации, депутатов сельских поселений, участкового уполномоченного полиции, представителя противопожарной службы. Данным комиссиям путем подворовового обхода провести обследования состояния пожарной безопасности жилого сектора, в т.ч. соблюдения правил эксплуатации электробытовых приборов, технической эксплуатации всех видов электроустановок, газового оборудования, печей и дымоходов жилых домов, бань, а также каким способом обогревается жилое помещение;
организовать работу по проведению инструктажей с населением о соблюдении мер пожарной безопасности под роспись в соответствующих журналах;
усилить контроль за условиями проживания неблагополучных семей, особенно там где проживают несовершеннолетние дети, одиноких престарелых граждан и лиц, находящихся на патронажном учёте, а также граждан, злоупотребляющих спиртными напитками;
продолжить профилактическую работу в садоводческих некоммерческих товариществах и дачных кооперативах по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности;
продолжить информирование населения о правилах и мерах пожарной безопасности, регулярное размещение в средствах массовой информации статей и заметок о причинах пожаров в жилом секторе, а также распространение памяток и листовок через учреждения образования, культуры, здравоохранения, торговли, почтовой связи и т.п.
провести декаду по тематике: «Сельхозпалы под контроль!». В рамках декады необходимо провести занятия с населением по бережному отношению к природе, соблюдению мер пожарной безопасности при нахождении в лесах.
рассмотреть вопросы обеспечения пожарной безопасности в период проведения весенних полевых работ на заседаниях районных КЧС и ОПБ с приглашением глав сельских поселений, старост населенных пунктов и руководителей сельхозпредприятий и фермерских хозяйств;
провести инструктажи с населением о соблюдении ими правил пожарной безопасности в лесах, организовать регулярное размещение в средствах массовой информации статей и заметок о причинах пожаров в лесах, а также распространение памяток и листовок через учреждения образования, культуры, здравоохранения, торговли, почтовой связи и т.п.