В целях подготовки к весеннему паводку 2016 года разработано и своевременно доведено до органов исполнительной власти, глав администраций муниципальных районов и городских округов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Указание Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 февраля 2016 г. № 1 «Об организации пропуска весеннего паводка 2016 года».
Издан совместный приказ Минприроды Чувашии и ГКЧС Чувашии от
11 февраля 2016 г. № 43/31 «О создании межведомственной противопаводковой комиссии». Председателем межведомственной противопаводковой комиссии 18 февраля 2016 г. утвержден План работы межведомственной противопаводковой комиссии на период весеннего паводка 2016 года. Во всех администрациях муниципальных образований созданы соответствующие противопаводковые комиссии, разработаны и утверждены планы работы районных/городских противопаводковых комиссий.
29 февраля т.г. проведено заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чувашской Республики с рассмотрением вопроса «О принимаемых мерах по обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод на территории Чувашской Республики в весенний период 2016 года».
5 апреля т.г. планируется проведение штабной тренировки с органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, силами и средствами территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС Чувашской Республики) по теме: «Организация работы оперативных групп органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по защите населения и территорий при получении информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в паводковый и пожароопасный период».
Анализ прохождения весенних паводков за последние 15 лет показывает, что «большая вода» на территории республики проявляет себя раз в 6 – 7 лет.
Так, в 2005 году уровень воды на реках республики превысил критические отметки, что привело к подтоплению населённых пунктов
в 7 муниципальных районах, особенно пострадал г. Цивильск.
Весной 2012 года в зоне подтопления в г. Алатыре оказался
221 жилой дом с населением 410 человек. Ущерб от паводка составил 3,2 млн. рублей.
Исходя из возможной обстановки, при наихудшем сценарии развития событий в паводковый период в республике в зону возможного затопления (подтопления) в 16 муниципальных образованиях попадают:
55 населенных пунктов;
885 жилых домов частного сектора с населением более 2,2 тыс. человек;
0,1 км автодороги около с. Шихазаны Канашского района;
2 социально значимых объекта (физкультурно-спортивный комплекс около с. Шихазаны Канашского района и конно-спортивная школа около с. Порецкое);
общая площадь возможного затопления составляет 115 кв. км, в т.ч. сельскохозяйственных угодий - 85 кв. км.
По состоянию на 1 марта 2016 г. в республике зарегистрировано
554 гидротехнических сооружения (далее – ГТС), в т.ч. 2 бесхозяйных ГТС: на притоке р. Ербаш в с. Советское Ядринского района, около д. Калиновка Канашского района.
При пропуске паводка особое внимание следует обратить на ГТС. Каждое сооружение должно быть осмотрено и подготовлено к пропуску паводка, водосбросные и водопропускные сооружения очищены от наледей и ледяных пробок. Подъезды ко всем этим объектам должны быть очищены от снега.
Распоряжениями и постановлениями глав администраций все гидротехнические сооружения закреплены за муниципальными образованиями, на территории которых они расположены, назначены лица, ответственные за безопасное состояние ГТС в паводковый период.
Минприроды Чувашии запланировано проведение совместно с представителями органов местного самоуправления, Ростехнадзора обследований готовности к пропуску весеннего половодья гидротехнических сооружений, представляющих повышенную угрозу для населения.
В целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период в 2015 году проводились превентивные мероприятия на общую сумму 13 млн. 350 тыс. рублей.
В 2015 году проведен капитальный ремонт 3 ГТС на территории Батыревского, Мариинско-Посадского, Ядринского районов, которые будут обследованы по итогам прохождения паводка, выполнены основные работы по руслорегулированию на реке Малый Цивиль у д. Новые Пинеры Канашского района протяженностью 370 метров. Объект также находится на контроле Минприроды Чувашии.
В 2016 году запланирован капитальный ремонт 4 ГТС на территории Канашского, Красночетайского, Цивильского и Шумерлинского районов на сумму 18 млн. 575 тысяч рублей.
В текущем году запланирована подготовка и направление в Минприроды России предложений по включению в федеральную целевую программу «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 -2020 годах» и выделению ассигнований из федерального бюджета на осуществление строительства защитных сооружений от паводковых вод на реке Алатырь в г.Алатырь. По откорректированному проекту объем капитальных вложений составляет 429 млн. 424 тысячи рублей.
На территории Чувашской Республики населенных пунктов, которые в ходе прохождения весеннего паводка 2016 года могут быть отрезаны от традиционных баз снабжения, не имеется. Потенциально опасные объекты, участки нефтегазопроводов, железных дорог, железнодорожных и автомобильных мостов, линий электропередач и связи, водозаборы из подземных источников в зоны возможного затопления (подтопления) не попадают.
На территории республики расположены 830 мест захоронения животных, 90 мест временного хранения ядохимикатов, 32 свалки и полигона твердых, промышленных и бытовых отходов, которые в зоны подтопления паводковыми водами при разливах рек не попадают.
В 2016 году вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пропуском весенних паводковых вод на территории республики ожидается в пределах средних многолетних значений, но не выше муниципального уровня. Наибольшую паводковую опасность представляет река Сура.
В результате сложившихся гидрометеорологических условий наиболее высокое половодье можно ожидать на р. Сура и р. Цивиль из-за увеличенного запаса влаги в снеге в Алатырском, Порецком и Цивильском районах.
В 2015 году около н.п. Новые Пинеры Канашского района были выполнены основные работы по руслорегулированию на реке Цивиль общей протяженностью 0,37 км. По результатам выполнения указанных мероприятий площадь защищенной территории составила 10 га, где проживает 70 человек, а также защищены объекты экономики и инфраструктуры, расположенные на данной территории.
В 2014 году во время весеннего паводка в с. Красноармейское возникла угроза прорыва плотины, но благодаря скоординированным действиям муниципалитета удалось предотвратить эту угрозу.
В целях защиты населения г. Цивильска и д. Три-Избы от затопления в
2013 – 2014 гг. был реализован проект «Защитные сооружения от паводковых вод на реке Цивиль г. Цивильска (II очередь) Чувашской Республики».
Строительство данных сооружений позволило обеспечить защиту территорий г. Цивильска и д. Три Избы от затопления (подтопления) весенними паводковыми водами. Площадь защищенной территории от паводковых вод составила 203 га, в т.ч. часть территории г. Цивильска (182 га) и большой части территории н.п. Три Избы (21 га).
В целях предотвращения затопления (подтопления) территории
г. Алатыря паводковыми водами в текущем году запланирована подготовка и направление в Минприроды России предложений на 2017 – 2019 годы по выделению бюджетных ассигнований на осуществление капитального строительства объекта «Защитные сооружения от паводковых вод на реке Алатырь в г. Алатырь Чувашской Республики».
Реализация мероприятия позволит защитить 765 жилых дома, в которых проживает 1760 человек. Площадь защищенной территории составит 572 га.
В целях обеспечения безопасного пропуска весенних паводковых вод
2016 года создана группировка сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики общей численностью более 4,6 тыс. человек, 913 ед. техники, в т.ч. 36 ед. плавсредств, а также около 40,0 тыс. тонн инертных материалов (щебень, гравий, речной песок).
Для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в период весеннего половодья в республике созданы достаточные резервы финансовых и материальных средств. Объем резервных фондов муниципальных районов, находящихся в зоне возможного затопления (подтопления) составил более 8 млн. рублей, в организациях – более 85,5 млн. рублей. Общий объем резервных фондов республики на паводкоопасный период – более 153,5 млн. рублей.
В паводковый период планируется организовать круглосуточный мониторинг за паводковой обстановкой в республике на 5 постоянных гидрологических постах. Для обеспечения безопасности людей на водоемах оборудованы 5 спасательных станций КУ «Чувашская республиканская поисково-спасательная служба» ГКЧС Чувашии и 5 инспекторских участков ФКУ «Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике».
Проводимые мероприятия позволят максимально снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением весеннего половодья на территории Чувашской Республики.
В целях безаварийного пропуска весенних паводковых вод главам администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики необходимо провести следующую подготовительную работу:
оказать содействие и помощь главам сельских и городских поселений в выполнении мероприятий по подготовке объектов к пропуску паводка;
проконтролировать своевременную подготовку гидротехнических сооружений, в том числе бесхозных, к пропуску весенних паводковых вод
2016 года и принять меры по обеспечению их безопасности;
усилить контроль за состоянием кладбищ и скотомогильников;
организовать до начала паводкового периода смотр сил и средств, привлекаемых к проведению аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
совместно с заинтересованными учреждениями, организациями и службами на местах разработать комплекс дополнительных мероприятий с учетом складывающейся паводковой ситуации, обратив особое внимание на состояние объектов энерго-, газо-, водоснабжения, канализации, дренажных систем, водопропускных труб, полигонов хранения ТБО, скотомогильников, складов ядохимикатов, пестицидов, ГСМ и нефтебаз;
рассмотреть до начала паводкового периода на заседаниях районных и городских противоэпидемических комиссий вопросы минимизации эпидемиологических последствий паводков и готовности заинтересованных служб и организаций к работе в паводковый период;
предусмотреть создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов, инертных материалов (щебень, песок, гравий) и ГСМ;
быть готовыми развернуть пункты временного размещения населения, подвижные пункты питания, места вывода скота, а также к выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения;
обеспечить выполнение мероприятий, намеченных противопаводковыми комиссиями.