Проект закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. №36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике».
Бюджет 2016 года имеет свои особенности: в связи с высокой волатильностью прогнозов социально-экономического развития нашей страны федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации формируются только на 1 год, без плановых периодов.
Доходная часть республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год прогнозируется в объеме 32,1 млрд. рублей, или 89,3% к оцениваемому уровню 2015 года, что обусловлено распределением части межбюджетных трансфертов отдельными решениями Правительства Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета. Прогнозируемый рост собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в 2016 году составляет 5,1%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год составят 34,3 млрд. рублей, или 86,4% к оцениваемому уровню 2015 года. Причина данного снижения заключается в том же: пока не полностью распределены средства из федерального бюджета.
При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год в первую очередь ставились задачи снижения зависимости экономики региона от внешних негативных процессов. В связи с чем, в республиканском бюджете на 2016 год предусмотрен предельный размер дефицита бюджета на уровне не более 10% (при установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничении – 15%) от собственных доходов бюджета или 2,2 млрд. рублей, что ниже уровня 2015 года на 1,5 млрд. рублей, или на 40,8%.
В 2016 году Правительством Чувашской Республики будет продолжена консервативная политика в отношении государственного долга, как и в двух предыдущих годах планируется активное использование различных инструментов по управлению долгом республики, таких как: своевременное рефинансирование и досрочное погашение или замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными кредитами под ставку 0,1%.
На сегодня в 2015 году из федерального бюджета уже получены бюджетные кредиты в сумме 5,6 млрд. рублей, что превышает сумму таких кредитов, полученных в совокупности за последние 8 лет.
Предельный объем государственного долга Чувашской Республики в 2016 году планируется в объеме 17267,8 млн. рублей, объем рыночных долговых обязательств – 9515,6 млн. рублей.
Стоит отметить, что в течение 2016 года средневзвешенный размер государственного долга Чувашской Республики будет гораздо ниже, так если на начало 2015 года объем государственного долга Чувашской Республики составлял 12,3 млрд. рублей, на конец 2015 года он оценивается в объеме 15,0 млрд. рублей, однако средневзвешенный размер долга за месяц составляет 10,9 млрд. рублей, что значительно меньше объемов долга и на начало года и на конец года, что в конечном итоге позволяет нам сэкономить расходы на обслуживание государственного долга.
Так, за счет активного управления долговыми инструментами за последние два года сэкономлено на расходах по обслуживанию государственного долга порядка 801,8 млн. рублей.
Всего доля расходов на обслуживание государственного долга от общих расходов республиканского бюджета в 2014 году составила 1,1%, в 2015 году (оценочно) – 1,2% (при установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничении не более 15%). В среднем по Российской Федерации за последний год наблюдается рост расходов на обслуживание долга на 65%, тогда как в Чувашии – 11,6%.
Переходя к статьям расходов, стоит отметить, что в полной мере выполняется задача по обеспечению финансированием таких приоритетных направлений расходов, как образование, здравоохранение, культура, спорт, социальное обеспечение населения.
На образование в 2016 году предусмотрено 10 471,9 млн. рублей (93,8 % к уровню 2015 г.). Удельный вес расходов на образование в общем объеме расходов республиканского бюджета составляет – 30,5%.
Завершая программу строительства дошкольных образовательных учреждений (в 2015 году в республике введено 809 мест для организации дошкольного образования, до конца года планируется ввести ещё 1155 мест, тем самым достигнуть 100-процентного охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от трех до семи лет), с 2016 года в России стартует программа «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях».
Так, на строительство общеобразовательных школ в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год предусмотрены средства в объеме 139,3 млн. рублей.
В рамках финансирования отрасли здравоохранения на 2016 год республиканский бюджет предусматривает 6299,0 млн. рублей (18,3% от общего объема расходов). В 2013–2015 годах в Чувашской Республике успешно реализовывалась программа строительства модульных ФАПов в сельской местности. Всего в рамках проекта было построено 100 ФАПов, наша республика была отмечена федеральный центром среди лучших регионов, реализующих данный проект. По причине существования у населения республики высокой потребности в расширении сети модульных ФАПов, в 2016 году работа в этом направлении будет продолжена, на что в проекте республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрено 50,0 млн. рублей.
Значительные средства направлены на развитие дорожной деятельности в рамках Дорожного фонда Чувашской Республики.
Так, общие расходы Дорожного фонда в 2016 году составят порядка 2,7 млрд. рублей, при этом 21% или 569 млн. рублей выделяется в рамках строительства, капитального ремонта дорог в селе, 230 млн. рублей будет направлено на строительство и реконструкцию дорог в городских округах. Также отмечаем, что в 2016 году полномочия по строительству, реконструкции автомобильных дорог местного значения будут сняты с муниципальных районов и переданы на уровень республики. Собственные расходы Дорожного выросли почти на 29,8%, что в свою очередь увеличивает финансовую нагрузку на бюджет.
Кроме того, в следующем году будет продолжен капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, на эти цели из республиканского бюджета будет выделено 80 млн. рублей. Всего же за последние 3 года на данные цели было выделено более 287 млн. рублей и отремонтировано порядка 880 дворовых территорий и проездов.
В Чувашской Республике традиционно большое внимание уделяется социальной поддержке населения. На предоставление мер социальной поддержки граждан, охрану семьи и детства в 2016 году планируется направить – 6558,8 млн. рублей или 19,1% от общего объема расходов бюджета.
Кроме того, в рамках содействия привлечения населения в сельскую местность в трех пилотных районах: Урмарский, Цивильский и Яльчикский – в 2016 году будут построены культурно-досуговые центры. На данное направление из республиканского бюджета будет выделено порядка 10,5 млн. рублей. Также на данные цели планируется привлечение средств федерального бюджета.
Активно используются и "косвенные" меры развития экономики, например, путем предоставления мер социальной поддержки гражданам по строительству (приобретению) жилья. В 2014–2015 годах на указанные цели из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 4930,7 млн. рублей (в том числе за счет собственных средств бюджета – 2379,0 млн. рублей). Это позволило улучшить жилищные условия порядка 11 тыс. семьям.
В 2016 году на улучшение жилищных условий граждан планируется направить 1451,3 млн. рублей.
При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2016 год на развитие реального сектора экономики предусмотрено направить 5,3 млрд. рублей, в том числе на развитие сельского хозяйства – 1,2 млрд. рублей (с учетом средств федерального бюджета сумма увеличится), развитие транспорта – 143,4 млн. рублей, жилищное и коммунальное хозяйство – 1,2 млрд. рублей, развитие малого и среднего предпринимательства – 44,6 млн. рублей, федеральные средства в рамках софинансирования МСП также распределяются из федерального бюджета в течение финансового года, однако стоит отметить, что в отличие от многих регионов России, республике удается сохранять все формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.