Проект закона подготовлен в целях приведения налогового законодательства Чувашской Республики в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В настоящее время в республике налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора, учитывающего темпы инфляции.
В связи с отсутствием после 1 января 2013 года органа, уполномоченного производить работы по инвентаризационной оценке объектов капитального строительства, привлечение к уплате налога на имущество физических лиц владельцев объектов недвижимого имущества, по которым у налоговых органов не имеется сведений об инвентаризационной стоимости, не представляется возможным. В настоящее время в налоговых органах отсутствуют сведения о налоговой базе по налогу на имущество физических лиц порядка 22,3 тыс. объектов, построенных (приобретенных) после 1 января 2013 года, соответственно эти объекты не облагаются налогом и возникает социальная несправедливость: граждане, имеющие возможность покупать новое жилье, налоги не платят, а люди, не имеющие такой возможности, живущие в старых домах, - платят налоги в полной мере.
Таким образом, введение налога на имущество физических лиц, по которым налоговая база будет определяться исходя из кадастровой стоимости объектов, позволит дополнительно вовлечь в налоговый оборот объекты, построенные (приобретенные) физическими лицами после 1 января 2013 года.
В случае принятия решения о переходе на порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2016 года, граждане начнут уплачивать налог лишь с 2017 года.
Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ первые четыре налоговых периода (налоговый период – календарный год) с момента введения нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц являются переходными. Для них установлен особый порядок исчисления суммы налога с применением понижающих коэффициентов:
- если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, превысит сумму налога, рассчитанную за последний налоговый период исходя из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитываться по специальной формуле, предусматривающей плавное увеличение налога в течение 4-х лет на коэффициент 0,2 (т.е. в первый год коэффициент установлен в размере 0,2; во второй – 0,4; в третий – 0,6; в четвертый – 0,8).
Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты. Так, при расчете налоговой базы в отношении квартиры ее кадастровая стоимость уменьшается на кадастровую стоимость 20 кв. м. общей площади этой квартиры, в отношении жилого дома – 50 кв. м. общей площади дома, в отношении комнаты – 10 кв. м. общей площади комнаты.
В связи с тем, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, представительным органам муниципальных образований дается право устанавливать налоговые ставки.
Законы о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года уже приняты в большинстве субъектов Российской Федерации и в 7 субъектах Приволжского федерального округа (республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан и Удмуртская, Нижегородская, Пензенская, Самарская области).
Справочно:
Варианты расчета налога на имущество физических лиц:
Исходные данные
|
Пример
|
Площадь квартиры, м2
|
44,1
|
Кадастровая стоимость, руб.
|
1601749,93
|
Ставка налога, %
|
0,1
|
Налоговый вычет (20 м2), руб.
|
726417,20
(1601749,93/44,1 х 20)
|
Налоговая база, руб.
|
875332,73
(1601749,93 – 726417,20)
|
Сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости, руб.
|
875,33
(875332,73 х 0,1)
|
Сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, руб.
|
619,93
|
Сумма налога к уплате, руб.
|
671,01
((875,33-619,93) х 0,2 + 619,93)
|