п.2 пп. «а» абз.3 – разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В Чувашской Республике в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, оказывается поддержка за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов, в виде предоставления безвозмездных социальных выплат на приобретение или строительство жилья, вне зависимости от наличия или количества детей в семье. Молодым семьям, имеющим 3 и более детей, социальные выплаты предоставляются в первую очередь. В 2014 году на реализацию указанной подпрограммы предусмотрено 399,9 млн. рублей, из них 126,6 млн. рублей – средства федерального бюджета, 210,0 млн. рублей – средства республиканского бюджета Чувашской Республики и 63,3 млн. рублей – средства местных бюджетов. По состоянию на 1 июля 2015 г. в пределах предусмотренных средств выданы свидетельства о праве на получение социальных выплат 620 молодым семьям, из них 588 молодых семей реализовали свидетельства и улучшили свои жилищные условия. Остальными молодыми семьями (32 семьи) ведется поиск жилья и реализация выданных им свидетельств, срок действия которых истекает в сентябре 2015 года. В 2015 году на указанные цели предусмотрено 386,8 млн. рублей, из них 158,6 млн. рублей. средства федерального бюджета, 166,9 млн. рублей средства республиканского бюджета Чувашской Республики и 61,3 млн. рублей средства местных бюджетов муниципальных образований. В пределах указанного объема средств утвержден список претендентов-получателей социальных выплат в количестве 595 молодых семей. После поступления в Чувашскую Республику целевых средств из федерального бюджета работа в этом направлении будет продолжена.
В рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» молодым семьям независимо от количества детей производится возмещение за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами (займами), привлеченными молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, в размере 4% годовых в течение до 10 лет с даты заключения кредитного договора. На эти цели в 2013 году в республиканском бюджете Чувашской Республики было предусмотрено 58,7 млн. рублей, улучшили жилищные условия в рамках указанной государственной поддержки 948 молодых семей, из республиканского бюджета Чувашской Республики было перечислено 57 047,433 тыс. рублей.
В 2014 г. на указанные цели выделено 113,4 млн. рублей, 1154 молодых семей получили ипотечные кредиты, по которым возмещаются процентные ставки. По состоянию на 1 января 2015 г. 3009 молодым семьям и 88 молодым учителям возмещена часть затрат по привлеченным кредитам на общую сумму 113,322 млн. рублей.
В республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год на указанные цели предусмотрено 122,02 млн.рублей, из них на 1 июля 2015 г. на возмещение части затрат по привлеченным кредитам направлено 65,07 млн. рублей – 3030 молодым семьям, 124 молодым учителям и 1 медицинскому работнику.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» в республике ведется работа по обеспечению жильем многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей. Соответствующие средства выделяются из республиканского бюджета Чувашской Республики. В 2013 году на эти цели было предусмотрено 85,8 млн. рублей на обеспечение 37 многодетных семей. В 2014 г. республиканским бюджетом Чувашской Республики было предусмотрено 97,2 млн. рублей на обеспечение жильем многодетных семей. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики 2014 г. направлены на обеспечение жильем 35 многодетных семей и на исполнение муниципальных контрактов 2013 г. в размере 16,163 млн. рублей
На 1 января 2015 г. обеспечены жильем 54 многодетные семьи. Кассовые расходы республиканского бюджета в 2014 г. составили 93,9 млн. рублей.
На 2015 г. республиканским бюджетом Чувашской Республики предусмотрено 85,8 млн. рублей на обеспечение жильем 33 многодетных семей. По состоянию на 1 июля т.г. освоено 7401,4 тыс. рублей.
Законом Чувашской Республики от 21.02.2012 № 1 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлена дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде республиканского материнского (семейного) капитала в размер 100 тыс. рублей. Средства республиканского материнского (семейного) капитала также можно направлять на улучшение жилищных условий, в том числе на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитным договорам, заключенным с кредитными организациями. Право на получение материнского (семейного) капитала имеют граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории Чувашской Республики:
женщины, родившие третьего ребенка, начиная с 1 января 2012 г.;
женщины, родившие (усыновившие) четвертого ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2012 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры поддержки.
В 2013 году с использованием средств республиканского материнского (семейного) капитала улучшили жилищные условия 313 многодетных семей, имеющих трех и более детей, в 2014 г. – 563 многодетные семьи. За январь–июнь 2015 г. улучшили жилищные условия 300 многодетных семей.
В целях снижения затрат на строительство жилых домов и улучшения жилищных условий семей с тремя и более детьми рекомендовано администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики рассмотреть вопрос по уменьшению местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога, также предложено организовать работу по использованию многодетными семьями проектов быстровозводимых домов.
В Чувашской Республике принят и действует Закон Чувашской Республики от 01.04.2011 № 10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике».
Земельные участки в соответствии с указанным Законом предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Также предусмотрена разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
На уровне муниципальных образований принимаются нормативные акты, предусматривающие:
- учет многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков,
- порядок бесплатного предоставление земельных участков многодетным семьям,
- порядок формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям.
Для получения земельного участка в органах местного самоуправления по состоянию на 1 апреля на учет поставлена 5771 многодетная семья, в т.ч.
3783 семьи (65,6%) подали заявление на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
1705 семей (29,5%) – для ведения личного подсобного хозяйства,
283 семьи (4,9%) – под дачное строительство.
На территории Чувашской Республики многодетным семьям предоставлено 3292 земельных участка (57% от общего количества поставленных на учет многодетных семей). Из общего количества семей, земельные участки получили:
2078 – для индивидуального жилищного строительства (63,1% от общего количества предоставленных земельных участков),
1164 – для ведения личного подсобного хозяйства (35,4%),
50 – для дачного строительства (1,5%).
В бюджетах муниципальных районов (городских округов) Чувашской Республики на разработку проектной документации и на строительство объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных (подлежащих предоставлению) для жилищного строительства многодетным семьям, предусмотрены средства в объеме 57,2 млн. рублей, в том числе: в 2015 году – 6,6 млн. рублей; в 2016 году – 8,7 млн. рублей; в 2017 году – 11,2 млн. рублей.
Органами местного самоуправления разрабатывается проектно-сметная документация на строительство инженерной инфраструктуры по следующим крупным участкам жилой застройки:
- д. Кадикасы Моргаушского района (земельные участки для многодетных семей г. Чебоксары). Общая площадь 118,3 га, всего 746 участков, из них для г. Чебоксары – 561 участок. Предварительная стоимость строительства инфраструктуры с учетом дороги – 526,5 млн. рублей;
- земельные участки федеральной собственности в г. Цивильске. Общая площадь – 44 га. Ориентировочная стоимость строительства инфраструктуры без учета дорог – 93 млн. рублей;
- Мариинско-Посадский район (земельные участки для многодетных семей г. Новочебоксарска), участок общей площадью 28,768 га. Проект планировки находится на стадии разработки;
- д. Ширтаны Ибресинского района. Площадь участка застройки 28,5 га, общее количество участков 92, из них для многодетных семей – 46. Ориентировочная стоимость строительства инфраструктуры без учета дорог – 46,6 млн. рублей.
Строительство объектов инфраструктуры на земельных участках предусмотрено, в том числе, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Из бюджета Чувашской Республики в 2013 году на эти цели были выделены средства в объеме 6,25 млн. рублей. На 2014 год предусмотрены средства в объеме 9,3 млн. рублей.
В 2014 году завершено строительство объектов инженерной инфраструктуры с привлечением средств республиканского бюджета:
1. «Строительство водопроводной сети по ул. Молодежная и ул. Моркинская в микрорайоне «Юго-западный» с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики». Общее количество участков в районе жилой застройки ул. Моркинская и ул. Молодежная – 56, из них 39 представлены многодетным семьям для целей жилищного строительства. Протяженность сетей водоснабжения в соответствии с проектной документацией – 1,7 км., водонапорная башня и скважина.
2. «Строительство наружных сетей водоснабжения микрорайона «Южный» г. Цивильск». Общее количество участков под индивидуальную жилую застройку – 77 участков, все они предоставлены многодетным семьям. Протяженность сетей водоснабжения в соответствии с проектной документацией – 4,3 км.
п.2 пп.«б» абз.2 – обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), создание ипотечно-накопительной системы, предусмотрев меры государственной поддержки , в том числе за счет средств федерального бюджета, высвободившихся после завершения строительства олимпийских объектов в г. Сочи, объектов, предназначенных для проведения форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивосток, а также после завершения программы обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В Чувашской Республике в рамках Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы предусматривается выдать в 2015 году порядка 7,75 тыс. ипотечных жилищных кредитов и займов на сумму 7,76 млрд. рублей.
В соответствии с подпрограммой «Государственная поддержка строительства жилья в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2012–2020 годы в республике за январь–июнь т.г. получили ипотечные кредиты 2881 семья на сумму 3207,4 млн. рублей. Общая площадь строящегося или приобретаемого жилья составила 141,64 тыс. кв. метров.
Повышению доступности ипотечных кредитов способствовало предоставление различных видов государственной поддержки в улучшении жилищных условий определенным категориям граждан.
В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в январе–июне 2015 г. 181 молодая семья реализовала выданные в 2014 году свидетельства о праве на социальную выплату на приобретение жилья.
На реализацию подпрограммы в 2015 году предусмотрено386,8 млн. рублей, из них 158,6 млн. рублей – средства федерального бюджета, 166,9 млн. рублей – средства республиканского бюджета Чувашской Республики и 61,3 млн. рублей – средства местных бюджетов муниципальных образований. В пределах указанного объема средств утвержден список претендентов-получателей социальных выплат в количестве 595 молодых семей. После поступления в Чувашскую Республику целевых средств из федерального бюджета работа в этом направлении будет продолжена.
За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики субсидирование процентных ставок по кредитам получают молодые семьи в рамках реализации Указы Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», молодые учителя, работники здравоохранения. По состоянию на 1 июля 2015 г. 3030 молодых семей, 124 молодых учителя и 1 медицинский работник получили ипотечные кредиты, по которым возмещаются процентные ставки. На указанные цели направлено в 65,07 млн. рублей.
Приняты изменения в Указ Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», предусматривающие возможность оформления молодыми семьями нового ипотечного кредита (займа) на более выгодных условиях, предназначенного для погашения ранее взятого ипотечного кредита (займа). Рефинансирование (перекредитование) предоставляет молодым семьям возможность уменьшить свои ежемесячные платежи по ипотечным кредитам (займам) за счет снижения процентной ставки по новому ипотечному кредиту (займу).
Также получают социальные выплаты молодые семьи и специалисты на селе в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». В 2014 году на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, направлено 145,21 млн. рублей, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета – 74,06 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 71,15 млн. рублей. Обеспечена жильем 231 сельская семья, в том числе 115 молодых семей и молодых специалистов. Объем ввода (приобретения) жилья – 13,36 тыс. кв.метров, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 7,04 тыс. кв.метров.
На 2015 г. предусмотрено республиканским бюджетом Чувашской Республики на указанные цели всего 37,3 млн. рублей, в т.ч. на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности – 26,7 млн. рублей.
Единовременные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья выделяются ветеранам и инвалидам.
На обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в 2014 году из федерального бюджета выделено 100,2 млн. рублей (93 – улучшили жилищные условия на сумму 99,3 млн. рублей).
В 2015 году на указанные цели в марте поступили средствафедерального бюджета в объеме 213,1 млн. рублей, за счет которых жилищные условия смогут улучшить еще около 190 ветеранов.
На обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2014 году в бюджет республики из федерального бюджета поступили денежные средства в размере 50,6 млн. рублей. В 2014 году оплачены 46 свидетельств (50 граждан) на сумму 50,1 млн. рублей.
На 2015 год республике предусмотрено 57,6 млн. рублей для граждан указанных категорий (единовременные выплаты получат расчетно 55 человека).
Правительством республики принимаются меры по формированию специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан. В соответствии с Соглашением между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Сберегательным банком Российской Федерации о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» для молодых семей устанавливается специальная процентная ставка при ипотечном кредитовании (примерно на 1% ниже базовой).
В рамках Соглашения между Минстроем Чувашии и Банком ВТБ-24 молодым семьям предусмотрена процентная ставка на 1% ниже базовой.
13 марта т.г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 220 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)», запускающее программу льготного ипотечного кредитованияпокупки квартир в новостройках по ставке в 12% годовых.
ВТБ-24 (ЗАО) производит выдачу ипотечных кредитов для приобретения жилых помещений на первичном рынке при минимальной ставке 12% годовых.
ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республика» социальную ипотеку предоставляет социальным категориям граждан с государственной поддержкой от 10,3% до 10,9% годовых при первоначальном взносе 50-20% и сумме кредита до 1,5 млн. рублей, по базовому стандарту при приобретении вторичного жилья ипотека для социальной категории – под 12,9%, при приобретении первичного жилья –11,4% , первоначальный взнос от 20%.
Первоначальный взнос по продуктам АИЖК для участников программы «Жилье для российской семьи» – от 10% годовых.
«Сбербанк России» выдает ипотечные кредиты:
на новый продукт «Ипотека с государственной поддержкой» при первоначальном взносе 20% под 11,9% ;
приобретение на вторичном рынке: первоначальный взнос от 15%, процентная ставка от 13% годовых.
ОАО «Россельхозбанк» выдает ипотечные кредиты на новый продукт «Ипотека с государственной поддержкой» при первоначальном взносе 20% под 11,8%.
Для участников программы «Жилье для российской семьи» первоначальный взнос по продуктам АИЖК – от 10%.
п.2 пп. «в» абз.3 – до ноября 2012 г. принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях;
В целях улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг органами местного самоуправления привлекаются частные операторы, которые создают конкуренцию государственным и муниципальным предприятиям.
Увеличивается количество частных организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги:
из 50 организаций, предоставляющих услуги по водоснабжению и водоотведению, 45 являются частными, 5 – муниципальными;
из 20 организаций, предоставляющих услуги по электроснабжению, 19 являются частными, 1 – муниципальной;
из 49 организаций, предоставляющих услуги по теплоснабжению, 43 являются частными, 6 – муниципальными;
6 частных организаций предоставляют услуги по утилизации ТБО.
Жилищные услуги оказывает 132 управляющие компании, из них 129 частные. Также функционирует 435 товариществ собственников жилья и 58 жилищно-строительных кооперативов.
п.2 пп. «г» абз.4 – обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставления ресурсов.
С целью обеспечения создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в Чувашской Республике, начиная с 2012 года в рамках республиканской целевой программы «Модернизация коммунальных котельных и тепловых сетей на территории Чувашской Республики на 2010-2015 годы», а с 2014 года в рамках подпрограммы «Энергосбережение в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» на 2012–2020 годы (далее – подпрограмма) производится возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в развитии и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Чувашской Республики. Законом Чувашской Республики в 2012 году на указанные цели предусмотрены средства в размере 1 600 тыс. рублей, на 2013 – 10 000,0 тыс. рублей, на 2014 – 2 313,9 тыс. рублей в 2015 году – 2 000,0 тыс. рублей.
В 2012 году денежные средства освоены в полном объёме, в 2013 году – 5689,4 тыс. рублей (56,89%), в 2014 году – 2 299,1 тыс. рублей (99,4%), за I полугодие 2015 года – 357,04 тыс. рублей (17,9%).
Федеральными законами от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрена возможность установления тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в зависимости от качества и надежности предоставляемых услуг с применением метода индексации, метода сравнения аналогов, метода обеспечения доходности инвестированного капитала.
Федеральным законом от 30.12.2012 № 291-ФЗ предусмотрено обязательство перехода до 1 января 2016 г. на долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – постановление № 406) утверждены:
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета;
Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Однако пп. «б» п.2 постановления № 406 определено, что переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, долгосрочный период регулирования которых начинается в 2014 г., допускается только для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Приказами ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, от 04.09.2013 № 1155-э – Правила согласования решений органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов о переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Указанными нормативными правовыми актами установлены такие правила ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые позволят привлечь в эту сферу частные инвестиции путем установления механизмов возврата инвестированного капитала и финансовой ответственности за неисполнение инвестиционных обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены:
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы);
Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования);
Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении»;
Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала.
В соответствии с п. 54 Основ и п. 26 Правил регулирования определено, что решение органа регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с правилами согласования решений органов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, предусматривающими в том числе критерии, при соответствии которым принимается решение о согласовании выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а также в соответствии с правилами согласования долгосрочных параметров регулирования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в городах с населением более 500 тыс. человек и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, где прописаны основные методологические положения по формированию необходимой валовой выручки методом обеспечения доходности инвестированного капитала.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 128 предоставлена возможность в 2015 году для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в течение срока действия цен (тарифов), не позднее 1 октября текущего года, но не ранее даты вступления в силу утвержденных в установленном порядке предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, направить в орган регулирования заявление о переходе в течение такого срока с метода экономически обоснованных расходов (затрат) на метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод индексации установленных тарифов, метод сравнения аналогов, а также предложение об установлении (пересмотре) в течение такого срока соответствующих цен (тарифов) с применением одного из таких методов.
Органы регулирования в течение 15 рабочих дней (45 рабочих дней – в случае выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала) со дня поступления указанных заявления и предложения принимают решение об изменении метода регулирования тарифов и решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) с применением такого метода или соответственно решение об отказе в изменении метода регулирования тарифов и решение об отказе в установлении (пересмотре) цен (тарифов) с применением выбранного метода.
По заявлению регулируемых организаций в 2014 г. установлены тарифы на долгосрочный период регулирования с применением метода индексации установленных тарифов на 2015–2017 гг. для:
30 организаций в сфере теплоснабжения, что составляет 34% от общего количества регулируемых организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения на территории Чувашской Республики.
47 организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, что составляет 57 % от общего числа предприятий, осуществляющих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Чувашской Республики.
В 2015 г. в Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам предложение об установлении цен (тарифов) на 2016–2018 гг. с применением метода индексации установленных тарифов в срок до 1 мая 2015 г. представили 29 организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения в Чувашской Республике, 31 организация (в т.ч. 5 организаций с 2016 г. прекращает осуществлять деятельность) с заявлением не обратились.
В рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства происходит передача находящихся в муниципальной собственности электрических, тепловых, водопроводно-канализационных сетей и оборудования на обслуживание частным организациям на основании концессионных соглашений.
п.2 пп. «г» абз.5 – разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, а также порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» утвержден перечень процедур в сфере жилищного строительства. Согласно указанному постановлению Минстрою России поручено в течение 3 месяцев со дня вступления в силу постановления представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по внесению в федеральные законы и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену избыточных и (или) дублирующих процедур, указанных в перечне. По мере принятия указанных законов соответствующие изменения вносятся в нормативные правовые акты Чувашской Республики.
Минстроем Чувашии совместно с администрациями муниципальных образований проводится анализ процедур, предусмотренных нормативными правовыми актами Чувашской Республики и муниципальными правовыми актами, и готовятся предложения о включении в перечень процедур, обусловленных особенностями ведения градостроительной деятельности на территориях республики и муниципалитетов.
п.2 пп. «д» - до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
В целях оказания адресной помощи гражданам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Указом Президента Чувашской Республики от 29.02.2008 № 17 «Об улучшении жилищных условий граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» поставлена задача формирования государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования для предоставления гражданам на условиях возмездного пользования, в объеме 200 тыс. кв. метров жилья.
В Чувашской Республике с 2008 года сформирован государственный жилищный фонд Чувашской Республики коммерческого использования (далее – Госжилфонд) на 1986 квартир (21 объект) общей площадью 106,2 тыс. кв. метров, которые предоставлены гражданам по договору коммерческого найма, в том числе в 2014 году введены в эксплуатацию 2 объекта Госжилфонда: 80-квартирный жилой дом по ул.Дементьева, д. 12 (все 80 квартир Госжилфонда), 270-квартирный жилой дом по пр. Айги, 15/10 (180 квартир Госжилфонда, 90 квартир на переселение граждан из аварийного жилья).
На формирование Госжилфонда из республиканского бюджета в 2013 году направлено 225 млн. рублей. В 2014 году направлено на возмещение процентов по кредитам – 27,7 млн. рублей, на сопровождение кредита и погашение основного долга по кредиту – 228,6 млн. рублей.
В 2015 году предусмотрено на возмещение процентов по кредитам – 8,0 млн. рублей, на сопровождение кредита и погашение основного долга по кредиту – 150,3 млн. рублей. За 1 полугодие т.г. использовано 7,2 млн. рублей на возмещение процентов по кредитам.
п.2 пп. «е» - до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
В Чувашской Республике снижение доли аварийного жилищного фонда осуществляется путем реализации республиканских адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
В республике для решения указанных задач постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 № 168 принята республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013–2017 годы, а также распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.04.2013 № 259-р утвержден План мероприятий по переселению до 1 сентября 2017 г. граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики.
Мероприятиями данной программы предусмотрено переселение 13,2 тыс. человек или 4925 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде общей площадью 171,7 тыс. кв. метров. Общий объем финансирования программы составил 5086,0 млн. рублей, из них: средства Фонда – 2872,7 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 1696,5 млн. рублей, местных бюджетов – 294,1 млн. рублей, внебюджетных источников – 222,7 млн. рублей.
В рамках I этапа Программы в 2013–2014 годах предусмотрено переселение 3802 человек или 1410 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде общей площадью 47,4 тыс. кв. м, на общую сумму 1510,5 млн. рублей. В рамках II этапа Программы в 2014–2015 годах предусмотрено переселение 3023 граждан или 1130 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде общей площадью 38,9 тыс. кв. м, на общую сумму 1092,7 млн. рублей.
На сегодняшний день в рамках I–II этапов Программы переселены 4208 человек из 1570 аварийных квартир общей площадью 53,4 тыс. кв. м (31%).
Также начата реализация III этапа Программы (2015-2016 годы), в рамках которого предусмотрены средства в размере 1061,3 млн. рублей на переселение 2761 гражданина или 1091 семьи, проживающих в 244 аварийных домах общей площадью жилых помещений 36,8 тыс. кв. м.
п.2 пп. «ж» - до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.
В Чувашской Республике на 01.01.2015 функционирует 169 организаций коммунального комплекса, из них 147 коммерческая организация (87%) с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации или муниципального образования не более 25%.
В целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств на территории Чувашской Республики созданы общественные организации.
Госжилинспекцией Чувашии ведется реестр общественных организаций, на сайте инспекции размещено приглашение к сотрудничеству общественных организаций, созданных с целью осуществления общественного контроля за деятельностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время в республике работают следующие общественные организации, которые оказывают содействие уполномоченным органам государственной власти в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств:
- ЧРОО «Союз собственников и нанимателей жилья;
- ЧРОО «Общество защиты прав потребителей по вопросам ЖКХ»;
- ЧРОО «Наше право»;
- общественная организация «Гражданская инициатива»;
- молодежный общественный контроль – совместный проект Фонда и Федеральной молодежной организации «Все дома».
Координацию деятельности данных общественных организаций осуществляет Региональный центр общественного контроля ЖКХ Чувашской Республики. Под эгидой регионального центра проводятся семинары, конференции, круглые столы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (о готовности объектов ЖКХ республики к предстоящему отопительному сезону, об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также об организации работы региональной системы капитального ремонта Чувашской Республики, по обсуждению общественного контроля ЖКХ и др.).
Кроме того, в средствах массовой информации регулярно публикуются статьи о проводимых в отрасли жилищно-коммунального хозяйства преобразованиях.