Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

2015.03.24 Весточки от сыновей (Советская Чувашия)

В МУЗЕЕ МОИСЕЯ СПИРИДОНОВА ХРАНЯТСЯ ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА ЕГО ДЕТЕЙ

Посетители Мемориального музея-квартиры Моисея Спиридонова часто останавливаются и долго стоят перед витриной, где экспонируются пожелтевшие от времени письма-треугольники, присланные с фронта Великой Отечественной войны. Они написаны Виктором и Геннадием Спиридоновыми – сыновьями народного художника Чувашской АССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Моисея Спиридоновича Спиридонова (1890–1981). На прямоугольных конвертах изображены сцены боевых сражений Красной Армии с немецкими захватчиками, они сопровождаются надписями: «Смерть немецким оккупантам!», «Прямой наводкой», «Новогодний привет с фронта!», «За нашу советскую Родину!» и другими. Таких писем с нетерпением ждали матери, сестры, чьи отцы и братья сражались с ненавистным врагом.

«…Прошло уже полмесяца, как я нахожусь в Красной Армии, – писал Виктор матери 1 сентября 1942 года, находясь в учебном батальоне минометной роты. – За этот период никаких происшествий не произошло… Наша учеба, вероятно, скоро закончится. Получили некоторое представление о миномете. Нам вручили всем карабины, с которыми мы пойдем на фронт… Когда мы кончим учебу, никто не знает, но думаю, что скоро».
В письме-треугольнике, адресованном отцу 17 ноября этого же года, Виктор писал: «…в данный момент продолжаем учебу, несмотря на то что от фронта находимся в 5–12 км, слышен беспрерывный гул артиллерии и минометов, на передней линии еще бывать не приходилось… Находимся на Калининском фронте…» Впоследствии оказалось, что это последняя весточка от младшего сына художника. На обороте этого письма фиолетовыми чернилами имеется запись, выполненная рукой матери: «В ночь с 4 на 5 января в 12 часов видела сон – Витя мне сказал – меня больше нет». Сердце матери первым почувствовало гибель сына на войне.
Спиридонов М.С. Портрет сына Геннадия. 1943.«…Ваш Виктор Моисеевич выполнил свой долг перед Родиной. Он как стойкий патриот нашей великой социалистической Родины погиб в боях смертью храбрых. Он с честью похоронен в братской могиле Центрального фронта Смоленской области – деревня Черный Ручей 8 декабря 1942 года. За его жизнь его боевые товарищи каждый час мстят, увеличивая счет уничтожения немецких шакалов. Зам. ком. роты лейтенант (подпись выполнена красным карандашом) Толмачев».
Письмо адресовано Татьяне Моисеевне Сенкевич (по мужу) – старшей сестре Виктора, из которого родители узнали о гибели на фронте своего младшего сына. Эту похоронку, как и другие письма-треугольники, написанные часто на клочках бумаги простым карандашом в перерывах между боями, и видят зрители.
До начала войны Виктор Спиридонов учился в школе одаренных детей в Ленинграде. В музее бережно хранятся многочисленные детские рисунки, эскизы композиций на бытовые, исторические темы, батальные сцены Виктора. В них виден незаурядный талант юноши, отец предсказывал ему большое будущее в искусстве. На фасаде здания Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б.В. Иогансона Российской академии художеств (так теперь называется школа юных дарований, где учился Виктор) установлена мемориальная доска с фамилиями преподавателей и учеников школы, отдавших свою жизнь за Родину, в том числе Виктора Спиридонова.
Рядом с рисунками Виктора висит «Портрет сына Геннадия», выполненный на бумаге карандашом Моисеем Спиридоновым в 1943 году в Ульяновске, куда был направлен с фронта старший сын художника на учебу в танковое училище. Получив весточку, родители спешно выехали на встречу с сыном. Время свидания было коротким. Пока мать разговаривала с сыном, отец быстро набросал его образ. На нем пилотка со звездой, гимнастерка с погонами, на груди – медаль «За отвагу», которой сын был награжден за проявленную храбрость в бою. Геннадий, как мог, старался успокоить родителей, ведь еще свежа была память о гибели сына Виктора. Сам автор ценил этот рисунок.
Геннадий Спиридонов в Красную Армию был призван в конце 1939 года. Как проходила его служба в армии, видно из писем, адресованных родителям, сестрам Тане, Аве (так сокращенно называл Августу) и Виктору. Писем-треугольников – более 120. Геннадий в своих коротких письмах интересуется здоровьем отца и матери, спрашивает, что нового в Чебоксарах.
В армии он узнает о присвоении отцу почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», случайно увидев газету «Правда» за 11 июня 1940 года. Еще одно письмо: «Латвия, г. Двинск, 20/VI-40 года… Вот и пришлось побывать в чужой стране. Я писал, что находился в Белоруссии. Но после этого мы пешком прошли Западную Белоруссию и встали лагерем в нескольких километрах от Литвы… Наш полк с оркестром перешел границу Латвии и маршем направился в глубь страны. Шли усиленным маршем целые сутки и ночью вошли в Двинск. Стоим на окраине Двинска в лесу…» Тем самым наш земляк стал свидетелем присоединения (в советское время писали «вхождения») Западной Белоруссии, республик Прибалтики в состав СССР.
«…Получил посылку с теплыми вещами и 50 рублей денег. Вижу Вашу родительскую заботливость, очень и очень Вам благодарен. Здесь стоит зима, много снега, река Двина давно замерзла. Думаю, что Волга давно уже покрылась льдом… Начали ходить в поход на несколько суток, ночуем в лесу у костра, вообще привыкаем к зиме. Скоро Новый 1941 год. Думаю, что мое письмо придет 1 января, а потому поздравляю Вас с Новым 1941 годом! Желаю Вам здоровья и спокойной жизни. Папе успеха в работе над картинами! Пишите. Пока, до свидания. Ваш сын Геннадий», – письмо датировано 24 декабря 1940 года, адресовано родителям.
«…4 января 1941 г., Двинск. Здесь наступили сильные морозы, доходящие до 36 градусов холода. Имеются случаи обмораживания рук и ног. У меня все в порядке, выручают теплые носки и перчатки… Очень хорошо, что не продали дом и плюнули на Москву (последние слова подчеркнуты). Не знаю, почему в Москву тянет папу. Дело идет к старости – 6-й десяток! А в Чебоксарах хороший заработок и авторитет художника. Вообще Волга – отличное место…» – читаем его очередное послание, адресованное матери Марии Христофоровне.
Из письма Геннадия от 13 июля 1941 года мы узнаем, что в их зенитно-пулеметной роте есть товарищи из Чебоксар, называет имя и фамилию – Сивов Михаил. Их полк передвинулся в Каунас, они прошли Литву, Западную Белоруссию, подошли к городу Себежу. Письма пишутся на клочке бумаги размером 7,3 х 10,3 см, что он жив-здоров, участвовал… По многоточиям можно представить, что он принимал участие в бою, а где проходило это сражение, не пишет по цензурным соображениям.
Почтовая карточка. Худ. В. Садков. Издательство «Искусство». Москва. 1942.С 20 июня 1942 года Геннадий находится в Смоленской области около города Мосальска, здесь же получает первое письмо от Вити. По словам вдовы Геннадия Зинаиды Ивановны, старший сын Спиридоновых принимал участие в боях под Москвой, в 1943 году – в Курской битве. Письма пишутся на оборотной стороне конвертов, где изображены сражения наших бойцов с фашистами.
«Смерть немецким оккупантам!» – читаем на конверте письма, адресованного матери, от 1943 года, где сказано: «…вчера от Вас получил письмо. Сейчас сижу в землянке. На улице идет снег, а в нашей землянке тепло, горит печка. На маленьком дощатом столике стоит довольно светлая коптилка. Все спят, а я сегодня дежурный по батарее, и поэтому у меня впереди свободная от сна ночь. К своей землянке и окружающему лесу привыкли, и скоро придется все это бросить…»
Армейская судьба Геннадия сложилась так, что его много раз перебрасывали из одной части в другую. Об этом же он писал: «…последние месяцы я служу в формировочном маршевом полку младшим лейтенантом самоходной артиллерии. Война, как на Западе, так и на Востоке, закончилась, и в связи с этим должны выйти новые указы по армии. По складу моего характера, если представится возможность, я думаю выйти в запас». Написано это из города Ровно 10 августа 1945 года.
Закончил Геннадий многолетнюю, трудную фронтовую жизнь, полную неожиданностей, в городе Шепетовке Каменец-Подольской области, что видно из его писем от 11 февраля и 15 мая 1946 года, на конверте последнего письма стоит адрес не войсковой части, а г. Шепетовка, до востребования. Демобилизовавшись в 1946 году, Геннадий в сентябре поступил учиться в Казанский электротехникум связи, а после его окончания стал студентом Московского автомобильно-дорожного института имени В.М. Молотова, который окончил в 1954 году, получив квалификацию инженера путей сообщения. До ухода на пенсию в 1979 году работал инженером Волжского управления ремонта и строительства автомобильных дорог Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. Участник Великой Отечественной войны Геннадий Моисеевич Спиридонов ушел из жизни 3 ноября 2000 года.

 

Николай САДЮКОВ,
заведующий Мемориальным
музеем-квартирой М.С. Спиридонова

http://sovch.chuvashia.com/?p=132662

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика