Чт, 05.03.2015
Я родилась в Чебоксарах в 1934 году. Как и многие мои сверстники, посещала ясли и детский сад. В старшей группе детсада № 1 по ул. Урицкого нас, семилеток, усердно готовили к школе, ведь 1 сентября 1941 года мы должны были пойти в первый класс. Но 22 июня началась Великая Отечественная война…
В августе нас определили для учёбы в школу № 7, которая находилась в 4-этажном здании на площади около Дома Советов. Но ближе к началу учебного года стало известно, что семилетки останутся дома и впредь, в связи с трудностями военного периода, обучение в школе начнётся с 8-летнего возраста. Эту новость мы восприняли по-детски очень болезненно. Но именно это событие заставило нас задуматься о войне, таящей нечто зловещее и непредсказуемое.
Мы жили в доме по ул. Урицкого (ныне территория чебоксарского Дворца детского и юношеского творчества). Там был целый посёлок из четырёх деревянных 8-квартирных домов и нескольких бараков, построенных для работников Чувашстройтреста. Началась массовая мобилизация мужчин на фронт. Рядом с нами находился Чебоксарский горвоенкомат, где комплектовались группы для отправки в разные роды войск. Мы стали свидетелями плача матерей и жён при расставаниях с родными и близкими, уходящими защищать нашу Родину. А когда стали приходить похоронки, то мы начали осознавать весь ужас и горечь от потери тех, с кем недавно жили рядом и общались. Горе сближало нас всех.
Женщины заменили своих мужей, заняв их рабочие места, подростки — отцов. Многие из нашего микрорайона по две смены работали в тяжелейших условиях по реконструкции зданий педагогического института и кооперативного техникума и их общежитий под производственные площади эвакуированного из Харькова электроаппаратного завода. На наши детские плечи легли посильные домашние дела. Но мысли об учёбе в школе не оставляли меня ни на минуту.
И вот этот день наступил — 1 сентября 1942 года я стала ученицей первого класса средней школы № 1. Но в связи с особенностями военного времени через полгода всех мальчиков нашей школы перевели в школу № 4, которая стала называться мужской, а наша — женской школой № 1. Так мы проучились все 10 лет.
Учительский коллектив был в основном женским, так как все мужчины во главе с директором школы ушли на фронт. Педагоги очень добросовестно, строго, но с любовью и теплотой занимались с ребятами. С первых же дней привлекали к общественно-полезному труду. Мы вместе со взрослыми поддерживали общий порядок в школе, на прилегающей территории. Особенно запомнилось наше участие в сборе лекарственных трав. На берегах реки Чебоксарки собирали мать-и-мачеху, лопух, за Волгой — плоды шиповника, красной рябины, боярышника. С чувством радости всё это сдавали в аптеку № 1.
Ближе к концу войны, когда в городе появились новые промышленные предприятия, сырьё оказалось в дефиците. Вот тогда развернулось широкое движение по сбору металлолома и макулатуры. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы» поддержали и дети, участвуя в соревновании пионерских дружин, отрядов и звеньев по сбору вторичного сырья. На свалках, в оврагах, закоулках собирали металлические изделия, заходили почти во все квартиры, организации и учреждения с просьбой сдать старые журналы, газеты, ненужные книги. И всё это несли в школу. Полезное дело. Вторичное сырье после переработки использовалось в нужных целях, да и город становился чище. Кстати, эта работа успешно проводилась и в послевоенное время.
В городе создавались тимуровские отряды из числа учащихся. Мы также включились в это движение. Особенно эта работа активизировалась, когда на базе соседней школы был открыт эвакогоспиталь (сейчас здесь расположен магазин «Перекресток»).
За нами, второклассниками, закрепили палату раненых. Мы почти ежедневно посещали их, помогали как могли, рассказывали стихи, исполняли песни и танцы. А научившись писать и читать, с удовольствием под их диктовку писали письма родным и близким, читали книжки и сводки из газет. На каждом празднике выступали с концертами, готовили своими руками поделки, шили кисеты, носовые платочки и другие сувенирчики. Они от души радовались нашим встречам, угощали нас кусочками сахара и помадкой, рассказывали о своей жизни, службе.
Такая дружба научила нас умению сострадать, помогать людям, верить в светлое будущее и любить свою Родину.
Во время войны очень строгим требованием было обеспечение маскировки окон в вечернее и ночное время с целью исключения ориентира для вражеских бомбардировщиков. Особенно на это стали обращать внимание после того, как немецкие летчики сбросили бомбы на город. За всеми домами были закреплены дети, которые проверяли качество затемнения окон и при обнаружении света теребили жильцов.
Поскольку посёлок состоял в основном из деревянных строений, необходимо было строго выполнять противопожарные мероприятия. Так, в каждой квартире имелась своя печка, перед которой должен был быть железный настил. Мы с участием взрослых проверяли его наличие и добивались установки, чтобы исключить случаи пожара.
Больным и одиноким престарелым жильцам дети приносили в бидончиках воду для хозяйственных нужд, так как единственная водоколонка находилась далеко от домов, помогали подметать и мыть полы в больших коридорах. Летом с ребятами собирали веники из травы, в основном из полыни, заготавливали прутики для мётел.
В связи с тем, что родители и старшие дети находились целыми днями на работе, нам приходилось опекать малышей — мы вместе играли, мастерили игрушки, читали им книжки, зимой строили горки, катали на санках.
В каждом подъезде жили престарелые, одинокие, которые отправили своих мужей, детей на фронт и им хотелось подать весточку о себе. Некоторые вообще не знали грамоту. Они просили нас писать письма своим родным, близким, и мы делали это с большим удовольствием. Первые письма были корявыми, но впоследствии мы научились излагать содержание рассказанного. Эти люди доверяли нам, раскрывали свою душу.
Несмотря на трудную обстановку в стране, взрослые всячески старались скрасить наше детство. Конечно, не было изобилия продуктов, но в каждой школе было организовано одноразовое бесплатное питание. В школьной столовой в большом котле варили суп из чечевицы или гороха, каши; каждому ребенку давали кусочек хлеба с чаем. Вкус этих блюд остался незабываемым на всю жизнь! В школах, клубах и кинотеатрах проводились мероприятия для детей в честь больших праздников, интересные новогодние ёлки. В городском Доме пионеров работали разнообразные кружки, и мы охотно посещали их.
И вот наступило 9 Мая 1945 года. Это был поистине всенародный праздник — День Победы! На Красной площади собрались почти все жители города, которые ликовали, радовались и обнимались. Мы, юные пионеры в красных галстуках, торжественно и гордо прошагали перед трибуной, громко скандируя: «Ура! Победа!»
Александра ТИМОФЕЕВА,
ветеран труда.
http://www.chebnovosti.ru/news.aspx?sDate=5.3.2015&group=24aacf05-0a42-44c8-afc2-d7facc30e8ad&id=33b1359b-027f-4a0b-a2f3-da2af5a131bb