Презентация>>>
Для Чувашии, как и для России в целом, 2014 год был непростым. Сохраняющаяся геополитическая обстановка и ограничительные меры, введенные в отношении России, затронули и экономику нашей республики.
Несмотря на снижение темпов роста мировой экономики, Чувашия в 2014 году сохранила позитивную динамику основных макроэкономических показателей.
Среди основных позитивных тенденций 2014 года можно выделить следующие:
• увеличение промышленного (104,5 %) и сельскохозяйственного (102,8%) производства,
• рост объемов вводимого жилья (103%),
• рост реальных располагаемых денежных доходов населения (101,6%),
• расширение оборота розничной торговли (102,7 %) и объемов платных услуг населению (100,1 %),
• сохранение позитивной тенденции на рынке труда: уровень зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил на 1 января 2015 г. 0,66% (на 1 января 2014 г. - 0,73%),
• инфляция сложилась ниже (110,9%), чем в среднем по России (111,4%).
Позитивным, несмотря на сложности, прошлый год был для промышленных предприятий республики. Чувашия заняла четвёртое место среди регионов ПФО по индексу промышленного производства. Наращивание производственного потенциала обеспечивалось за счет роста производительности труда посредством использования передовых технологий и современного оборудования, реализации значимых инвестиционных проектов, активного развития малого и среднего предпринимательства, создания высокопроизводительных рабочих мест. Для поддержки промышленности республики была проведена работа с Правительством РФ. По итогам года привлечено из федерального бюджета более 650 млн. рублей на реализацию инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития промышленности.
В 2014 году адресно прорабатывались вопросы для закладки основ для развития новых проектов в наступившем году, это чебоксарская электротехника и автоматика, это и инвестиционные проекты с японской компанией Fujikura Automotive по созданию в г. Чебоксары производства жгутов для автомобильной промышленности, и открытие единственного в России завода по производству турбокомпрессоров для автомобильной промышленности. Заканчивается проектирование новых производств для размещения в Индустриальном парке города Чебоксары, среди которых проекты по производству импортозамещающих изделий для нужд энергетической, здравоохранительной отраслей России.
Правительством республики проводилась политика, направленная на стимулирование развития инновационных разработок предприятиями реального сектора экономики. В 2014 году ряд инвестиционных проектов реализованы с оказанием финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета.
Большое вниманием было уделено вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Как результат - макроэкономические показатели деятельности малого предпринимательства в 2014 году сохраняются стабильными. Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте по оценке в 2014 году достигла 17,6%. В 2014 году различными мерами господдержки воспользовалось 6,9 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 572 млн. рублей.
Вложенные бюджетные инвестиции в развитие малого бизнеса возвращаются в виде налоговых поступлений. Общая сумма налогов, поступивших в консолидированный бюджет Чувашской Республики, увеличилась с 2,1 млрд. рублей в 2013 году до 2,7 млрд. рублей в 2014 году, т.е. на 28,6 %. Кроме того, по итогам 2014 года количество малых и микропредприятий увеличилось более чем на 1,8 тысячи.
Сегодня в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры с появлением новых вызовов и рисков реализуется План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике на 2015-2017 годы (распоряжение Главы Чувашской Республики от 13 февраля 2015 г. № 66-рг).
Для повышения устойчивости экономики в условиях существующих рисков, работа будет выстроена по нескольким направлениям, среди которых ключевыми являются:
- поддержка импортозамещения промышленного и аграрного сектора республики;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;
- широкая работа по поддержке экспорта, особенного субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка эффективной занятости населения;
- повышение качества оказания услуг в социальной сфере;
- оптимизация бюджетных расходов за счет сокращения неэффективных затрат.
Основная задача – поддержать реальный сектор экономики, сохранить стимулы для его развития. Предусмотрены меры поддержки промышленности на ближайшую перспективу. Это проведение адресной работы с организациями промышленного комплекса Чувашской Республики, реализация мероприятий по импортозамещения в отдельных отраслях экономики Чувашской Республики, расширение перечня приоритетных видов продукции, услуг, по которым нужно нарастить собственное производство и др.
В целях постоянного отслеживания ситуации на системообразующих предприятиях, оперативного принятия решений в случае сокращения их производственной деятельности или высвобождения работников, осуществляется мониторинг финансового-экономического состояния предприятий. У большинства предприятий текущий год сформирован, спрос на продукцию сохраняется, по ряду организаций даже с превышением 2014 года. Предприятия продолжают реализовывать начатые ранее инвестиционные проекты, нацеленные на перспективу.
Предусматривается расширение рынка сбыта производимой промышленными предприятиями конкурентоспособной продукции за счет заключения новых соглашений о сотрудничестве со стратегическими партнерами, отслеживание ситуации на системообразующих предприятиях, оперативное принятие решений о том, как в той или иной ситуации поддерживать ситуацию.
От успешной работы промышленного комплекса Чувашии зависит благополучие практически каждого седьмого работающего в экономике республики, а также реализация социальной политики в Чувашии, так как на долю промышленного комплекса Чувашии приходится около 41% от уровня всех налоговых отчислений Чувашской Республики, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации, а это строительство жилья, детских садов, развитие здравоохранения и т.д.
Одно из главных направлений плана - поддержка малых предприятий. Будет расширен круг малых и средних компаний, которые смогут участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки. Для этого в два раза будет повышен потолок годовой выручки от реализации товаров и работ, который является критерием для отнесения предприятия к категории микропредприятия, малого предприятия и среднего предприятия, что позволит небольшим предприятиям увеличить период роста и продлить действие соответствующих льгот.
Увеличению численности индивидуальных предпринимателей будет способствовать принятие нормативного правового акта, предусматривающего установление налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах и применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для снижения налоговой нагрузки на предпринимателей, которые работают по патенту, будет расширен перечень видов деятельности, по которым можно принимать решения о патентной системе налогообложения, соответственно, большее количество людей сможет получить патент на свою деятельность. Предусмотрена поддержка малых инновационных предприятий и финансирование их инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации.
Ведется постоянная работа по улучшению ситуации в моногородах. Опыт использования государственной поддержки из федерального бюджета в моногородах Новочебоксарске и Алатыре на создание и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, которая позволила обеспечить развитие имеющихся производств и реализацию новых инвестиционных проектов, будет применен и для сокращения монопрофильности производства в г. Канаше. 2015 год должен стать переломным в части диверсификации структуры экономики этого моногорода.
Будет продолжен курс по адресной поддержке населения, приняты решения по поддержке производства отечественных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, реализуемых на территории Чувашской Республики, их доля составит не менее 70%. Сегодня постоянно осуществляется мониторинг уровня цен в аптеках, наличия всех необходимых лекарств.
Мероприятия плана нацелены также на поддержку сельского хозяйства, моногородов, строительство дорог, обеспечение жильем детей-сирот, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, увеличение доли строительства жилья экономического класса и др.
Пристальное внимание уделяется ситуации на рынке труда. Правительство республики в настоящее работает над программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда на 2015 год.
В современных условиях - это очень непростые задачи, и их выполнение во многом будет зависеть от слаженной работы всех ветвей власти, деловых и научных кругов.
Об итогах исполнения консолидированного бюджета Чувашской Республики
Консолидированный бюджет за 2014 год исполнен по доходам в объеме 44 млрд. 382,2 млн. рублей, доходы к уровню 2013 года выросли на 3%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам в объеме 28 млрд. 704,6 млн. рублей, рост к уровню 2013 года на 2,8%. За последние 4 года рост доходов составляет 126,6%, что выше среднего значения по России - 123,2% и по ПФО - 125,0%.
По расходам консолидированный бюджет исполнен в сумме 47 млрд. 741,3 млн. рублей, с ростом к уровню 2013 года на 7,4%. По России рост расходов составил 106,2%, по ПФО – 105,6%.
Основной рост расходов обеспечен за счет капитальных вложений, которые составили в 2014 году 6 млрд. 699,4 млн. рублей, рост к уровню 2013 года – на 21,6%, или на 1 млрд. 190,1 млн. рублей. Чувашская Республика по данному показателю занимает 11 место по Российской Федерации и 3 место по ПФО.
Только 29 субъектам Российской Федерации, включая Чувашию, удалось обеспечить рост бюджетных инвестиций.
Много внимания Правительством республики уделялось развитию реального сектора экономики. В 2014 году на развитие данной сферы направлено 9 млрд. 322,9 млн. рублей, что на 24,5% выше уровня 2013 года. По темпу роста расходов на реальный сектор экономики Чувашия заняла 5 место по России и 2 по ПФО.
Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики на социальную политику составили в 2014 году 7 млрд. 987 млн. рублей.
В целях повышения уровня социальной защиты людей преклонного возраста Указом Главы Чувашской Республики принято решение с 1 июня 2015 года для присвоении звания «Ветеран труда Чувашской Республики» снизить на два с половиной года трудовой стаж. Эта мера позволит получить заслуженное звание, вместе с ним и социальные выплаты дополнительно почти десяти тысячам жителей Чувашии.
Наибольшую долю в расходах бюджета – 31,3%, или 14 млрд. 924,4 млн. рублей – составили расходы на образование, рост к уровню 2013 года на 3,2%.
При этом обеспечивается максимальная эффективность использования выделенных средств.
Чувашская Республика, по оценке Министерства образования и науки Российской Федерации, находится в числе регионов лидеров по эффективности ввода мест в дошкольных образовательных организациях.
7 млрд. 233,8 млн. рублей направлено на здравоохранение, рост к уровню 2013 года на 11,9%. Среди субъектов России Чувашская Республика заняла 22 место и 4 место по ПФО.
Необходимо отметить, что в Чувашии в 2014 году, как и в предыдущие годы, существенное внимание уделялось финансированию мероприятий по реализации «майских» указов Президента Российской Федерации. На их реализацию в 2014 году в общей сложности направлено 6 млрд. 756,1 млн. рублей, что больше уровня 2013 года на 3 млрд. 136,8 млн. рублей, или на 86,7%.
Исходя из необходимости финансирования инвестиционных проектов и расходов на развитие социальной инфраструктуры бюджет республики формируется с дефицитом, что предполагает, соответственно, осуществление заимствований. Поэтому для нашей республики большое значение имеет проведение ответственной долговой политики.
Государственный долг Чувашии на 1 января 2015 года составил 12,2 млрд. рублей (58,2% к собственным доходам). В среднем по субъектам ПФО долговая нагрузка составляет 59,3%. Расходы на обслуживание долга в 2014 году составили 1,1% от общей суммы расходов республиканского бюджета без учета расходов за счет субвенций. Республика улучшила свои позиции, поднявшись по данному показателю среди субъектов ПФО с 5 места в 2013 году на 4 место в 2014 году.
На 2015 год в сложившихся условиях социально-экономического развития основной задачей в области бюджетной политики остается обеспечение сбалансированности бюджета республики и исполнение Правительством Чувашии всех взятых на себя социальных обязательств в полном объеме.