п.2 пп. «а» абз.3 – разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, оказывается поддержка за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов, в виде предоставления безвозмездных социальных выплат на приобретение или строительство жилья, вне зависимости от наличия или количества детей в семье. Молодым семьям, имеющим 3 и более детей социальные выплаты предоставляются в первую очередь. В 2013 году на реализацию подпрограммы за счет федеральных, республиканских и местных средств было предусмотрено 390,8 млн. рублей. В пределах указанного объема средств, по состоянию на 1 января 2014 г., выданы свидетельства о праве на получение социальных выплат 705 молодым семьям на сумму 387,0 млн. рублей, из них 509 молодых семей реализовали свидетельства и улучшили свои жилищные условия.
В 2014 году на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в республиканском бюджете Чувашской Республики предусмотрено 210,0 млн. рублей, на 2015-2016 годы на эти цели предусмотрено 420 млн. рублей.
В рамках Указа Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» от 3 октября 2011 г. № 87 молодым семьям не зависимо от количества детей производится возмещение за счет средств республиканского бюджета части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами (займами), привлеченными молодыми семьями на приобретение или строительство жилья. На эти цели в 2013 году в республиканском бюджете Чувашской Республики было предусмотрено 58,7 млн. рублей, на 2014 - 2016 годы – 180,0 млн. рублей.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. № 42 «О регулировании жилищных отношений» в республике ведется работа по обеспечению жильем многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей. Соответствующие средства выделяются из республиканского бюджета Чувашской Республики. В 2013 г на эти цели предусмотрено 85,8 млн. рублей, жильем будут обеспечены 36 многодетных семей. На 2014-2016 годы в республиканском бюджете Чувашской Республики на эти цели предусмотрено 257,4 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем за три года 105 многодетных семей, состоящих на сегодня на учете нуждающихся в жилье.
Законом Чувашской Республики «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 21 февраля 2012 г. № 1 установлена дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде республиканского материнского (семейного) капитала в размер 100 тыс. рублей. Средства республиканского материнского (семейного) капитала также можно направлять на улучшение жилищных условий, в том числе на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитным договорам, заключенным с кредитными организациями.
В целях снижения затрат на строительство жилых домов и улучшения жилищных условий семей с тремя и более детьми рекомендовано администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики рассмотреть вопрос по уменьшению местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога, также предложено организовать работу по использованию многодетными семьями проектов быстровозводимых домов.
На уровне Чувашской Республики принят и действует Закон Чувашской Республики от 13.04.2011 г. № 10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике».
Земельные участки в соответствии с настоящим Законом предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Указом предусмотрена разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
На уровне муниципальных образований принимаются нормативные акты, предусматривающие:
- учет многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков,
- порядок бесплатного предоставление земельных участков многодетным семьям,
- порядок формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям.
В муниципальных бюджетах предусматриваются средства на строительство инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям. В 2013 году на эти цели в бюджетах муниципальных образований было предусмотрено 10 222,1 тыс.рублей, на 2014 год запланированы средства в объеме 11 030,0 тыс.руб., на 2015 год – 17 870,0 тыс.рублей. Органами местного самоуправления разрабатывается проектно-сметная документация на строительство инженерной инфраструктуры.
Строительство объектов инфраструктуры на земельных участках предусмотрено в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В бюджете Чувашской Республики на 2013 год на эти цели предусмотрены средства в объеме 6,25 млн.рублей. На 2014 год запланированы средства в объеме 9,3 млн.рублей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2013 г. № 92 разработан и утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на софинансирование расходов по строительству объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.09.2013 № 383 средства республиканского бюджета Чувашской Республики 2013 года распределены на строительство систем водоснабжения для земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в Красноармейском и Цивильском районах. На основании постановления Минстроем Чувашии заключены соглашения с указанными муниципальными образованиями о предоставлении субсидий. В рамках заключенных соглашений с администрациями Красноармейского и Цивильского районов Чувашской Республики начата реализация проектов:
1. «Строительство водопроводной сети по ул.Молодежная и ул. Моркинская в микрорайоне «Юго-западный» с.Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики». Общее количество участков в районе жилой застройки ул.Моркинская и ул.Молодежная – 56, из них 39 представлены многодетным семьям для целей жилищного строительства. Протяженность сетей водоснабжения – 1,7 км.
Общая стоимость строительства – 7,1 млн. рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 4,36 млн. рублей и за счет средств местного бюджета муниципального района – 2,7 млн. рублей. Средства республиканского бюджета в полном объеме уже перечислены в бюджет муниципального образования. Завершение работ по объекту запланировано в июне 2014 года.
2. «Строительство наружных сетей микрорайона «Южный» г. Цивильск Цивильского района Чувашской Республики» (сети водоснабжения). Общее количество участков на участке жилой застройки – 159, из них 80 предусмотрены для представления многодетным семьям для целей жилищного строительства. В соответствии с положительным заключением экспертизы откорректированной проектно-сметной документации (заключение от 31 октября 2013 года) общая стоимость строительства сетей водоснабжения составляет 35,1 млн.рублей., общая протяженность сетей 10,2 км. В 2013 году из средств республиканского бюджета перечислена субсидия в объеме 1,89 млн. рублей. Завершение работ по строительству запланировано в конце 2014 года. Запланированные средства республиканского бюджета Чувашской Республики 2014 года в размере 9300,0 тыс.рублей будут направлены на строительство данного объекта.
п.2 пп.«б» абз.2 – обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан(молодых семей, работников бюджетной сферы), создание ипотечно-накопительной системы, предусмотрев меры государственной поддержки , в том числе за счет средств федерального бюджета, высвободившихся после завершения строительства олимпийских объектов в г. Сочи, объектов, предназначенных для проведения форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивосток, а также после завершения программы обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В Чувашской Республике в рамках Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы предусмотрено выдать в 2013 году порядка 6 тыс. ипотечных жилищных кредитов и займов на сумму 4,4 млрд. рублей.
За январь-декабрь 2013 г. банками и Ипотечной корпорацией выдано заемных средств на сумму 10,3 млрд. рублей. Кредиты и займы получили более 9,1 тыс. граждан. Общая площадь строящегося или приобретаемого жилья составила 478,562 тыс. кв. м.
Повышению доступности ипотечных кредитов способствовало предоставление различных видов государственной поддержки в улучшении жилищных условий определенным категориям граждан. За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республикисубсидирование процентных ставок по кредитам получают молодые семьи в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», молодые учителя, работники здравоохранения. На эти цели в 2013 году в республиканском бюджете Чувашской Республики было предусмотрено 58,7 млн. рублей, на 2014 -2016 годы предусматривается по 60 млн. рублей ежегодно. В 2013 году 948 молодых семей и 34 молодых учителя получили ипотечные жилищные кредиты с возмещением из республиканского бюджета Чувашской Республики на сумму 58,65 млн. рублей.
В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» молодым семьям предоставляются социальные выплаты. В 2012 году 627 молодых семей получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на общий объем финансирования 333,5 млн. рублей. В 2013 году на эти цели было предусмотрено 210,0 млн. рублей республиканских средств, выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья 705 молодым семьям.
Также получают социальные выплаты молодые семьи и специалисты на селе по программе «Социальное развитие села». В 2013 году на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках мероприятий указанной программы направлены средства в объеме 136,15 млн. рублей, из них из федерального бюджета – 92,88 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 21,85 млн.рублей, местных бюджетов 21,42 млн.рублей. В том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов – 92,33 млн.рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 62,94 млн.рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 14,81 млн.рублей, местных бюджетов – 14,58 млн.рублей. Данные средства позволили улучшить жилищные условия 237 гражданам, молодым специалистам и членам их семей, в том числе 136 молодым специалистам и их семьям.
Единовременные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья выделяются ветеранам и инвалидам.
Правительством республики уже предприняты шаги по формированию специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан. В соответствии с Соглашением 2010 года между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Сберегательным банком Российской Федерации о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» для очередников органов местного самоуправления устанавливается специальная процентная ставка при ипотечном кредитовании (примерно на 1% ниже базовой).
Также в рамках Соглашения между Минстроем Чувашии и банком ВТБ-24 молодым семьям предусмотрена процентная ставка на 1% ниже базовой.
Предлагается развить ипотеку за счет увеличения уставного капитала Ипотечной корпорации Чувашской Республики. Минстрой Чувашии совместно с Минимуществом Чувашии готовит соответствующие предложения.
Ипотечная корпорация Чувашской Республики готова предложить выгодные условия займов молодым семьям, в том числе и на первоначальный взнос при кредитовании. Также Корпорация представила свои обоснования реальной возможности повлиять на цены на строительном рынке жилья. Добиться этого можно путем включения земельных участков в уставный капитал ипотечной корпорации для строительства жилья экономического класса и, соответственно, реализации его по ценам ниже рыночных. В республике уже имеются предложения администраций по предоставлению Ипотечной корпорации земель в уставный капитал.
п.2 пп. «в» абз.2 – до ноября 2012 г. принять меры по упрощению порядка изъятия органом государственной власти Российской Федерации или органом местного самоуправления у государственного муниципального учреждения или государственного (муниципального) унитарного предприятия земельных участков, не используемых или используемых неэффективно, для последующего вовлечения их в экономический оборот (прежде всего в целях жилищного строительства), в том числе путем передачи изъятых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность Федерального фонда содействию развитию жилищного строительства.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.10.2012 № 427 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, и Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики по определению эффективного использования государственными учреждениями Чувашской Республики, казенными предприятиями Чувашской Республики, государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики земельных участков.
В целях разработки порядка безвозмездного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, для строительства жилья экономического класса Минстроем Чувашии подготовлен проект Закона Чувашской Республики, определяющий случаи безвозмездного предоставления земельных участков под жилье экономического класса, а также устанавливающий правила и порядок формирования списков из определенных категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
Приняты Закон Чувашской Республики от 5 июня 2013 г. № 26 «О реализации на территории Чувашской Республики отдельных положений Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», определяющий полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации федерального закона и устанавливающий правила и порядок формирования списков из определенных категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 июля 2013 г. № 260 «О мерах по выполнению Закона Чувашской Республики «О реализации на территории Чувашской Республики отдельных положений Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства».
п.2 пп. «г» абз.3 – разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.
Чувашская Республика располагает сложившимся и достаточно развитым строительным комплексом. В строительном комплексе зарегистрировано более 2500 организаций, в т.ч. 2308 – строительные организации (из них 2192 – малые предприятия) и 196 - предприятия по производству прочих неметаллических минеральных продуктов (из них 173 – малые предприятия).
В республике действуют восемь круглогодичных и семь сезонных кирпичных заводов общей проектной мощностью 310 млн. шт. усл. кирпича в год. Семь заводов и производств по выпуску сборного железобетона общей проектной мощностью около 500 тыс. куб. метров в год. Три предприятия выпускают вермикулит расслоенный, глины вспученные, шлак вспененный (шлаковая пемза) и аналогичные минеральные вспученные материалы. Производством строительных нерудных материалов в республике занимаются десять предприятий, их мощность составляет 2804,0 тыс. куб. метров в год. В республике также имеются производство современных изделий санитарно-технических из керамики и производство изделий облицовочных из природного камня.
В строительном комплексе республики со стороны предприятий и организаций нарушение антимонопольного законодательства не обнаружено.
В январе-ноябре 2013 г. выполнено работ по виду деятельности «Строительство» на сумму 29027,9 млн. рублей или 101,8% (в сопоставимых ценах) от уровня января-ноября 2012 года. В общем объеме выполненных строительно-монтажных работ доля основных, крупных строительных организаций составила: ООО «СУОР»-4,5%, ООО «Фирма «Старко»-2,4%, ЗАО «Чувашагроинвестстрой»-1,5%, ОАО «Стройтрест №3»-1,5 %, ЗАО «ТУС» -1,5%, ООО «СМУ-58»-1,0 %, ООО «СУ-20»-0,8%, ООО «Мастерстрой»-0,8%, ООО «СМУ-56»-0,7%, ООО «СУ-28»-0,7%, ОАО «ГЭСстрой»-0,33% и т.д). Собственными силами организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства за январь-ноябрь 2013 г. выполнено 36,8% от общего объема выполненных работ, доля работ, выполняемых субъектами малого предпринимательства, составила более 60 % от общего объема выполненных работ.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями по производству прочих неметаллических минеральных продуктов за январь-ноябрь 2013 года составил 6973,1 млн. рублей. Доля основных крупных организаций по производству строительных материалов в объеме отгруженных товаров по виду деятельности «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» составила: ДСК ООО «СУОР» -19,8%, ООО «ЖБК №9»-15,0%, ООО «ЖБК №2»-11,0%, ОАО «ЧЗСМ»-5,8%, ЗАО «Чебоксарская керамика»-5,5 %, ОАО «Моргаушский кирпичный завод»-1,0%, ОАО «НЗСМ»-0,8% и др.).
Также кроме крупных предприятий промышленности строительных материалов и строительных организаций, расположенных в гг. Чебоксары и Новочебоксарск, обеспечивают потребности сельского населения услугами в строительстве и строительных материалах и предприятия по производству строительных материалов и строительные организации, расположенные в сельской местности, в основном указанные предприятия имеют малую форму собственности.
Таким образом ни одно из крупных и средних предприятий не превысило отметку в 35% рынка, что говорит о достаточно развитой, здоровой конкуренции в области строительства и производства строительных материалов (статья 4 п.10, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»).
Министерством регулярно с 2011 года проводится опрос хозяйствующих субъектов путем анкетирования по теме «Интенсивность конкуренции на рынке строительства в Чувашской Республике». Анкетирование проводится во исполнение п. 1.3.4 Республиканской программы развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010 – 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2010 г. № 165. В анкете отражено 22 пункта, в которых затронуты основные вопросы конкуренции в строительном комплексе. Данное исследование помогает выявить актуальные проблемы, в области конкуренции, с которыми сталкиваются компании, работающие на строительном рынке. Участникам опроса гарантируется конфиденциальность их мнений и оценок. Ссылки на конкретные персоны и юридические лица исключаются. Так, в последнем исследовании проведенном министерством в октябре 2013 года, приняло участие более 50 строительных организаций. Результаты так же показали достаточный уровень развития конкуренции в строительном комплексе между строительными организациями, а также предприятиями по производству строительных материалов.
п.2 пп. «г» абз.4 – обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставления ресурсов.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.10.2012 № 440 утверждены Правила предоставления субсидий в 2012 - 2014 годах из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в развитии и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 5 декабря 2011 г. № 86 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в 2012 году на эти цели заложены средства в размере 1 600 тыс. рублей. В соответствии с проектировками распределения предельных объёмов бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики на исполнение принимаемых расходных обязательств на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрены средства республиканского бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в развитии и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Чувашской Республики, в 2013-2014 годах ежегодно в сумме 10 000,0 рублей, в 2015 году – 5 000,0 тыс. рублей.
В 2012 году денежные средства освоены в полном объёме. На 1 января 2014 года на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам перечислено средств республиканского бюджета Чувашской Республики на сумму 5 689,398 тыс. рублей (56,89 %).
п.2 пп. «г» абз.5 – разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, а также порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 1487-р утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Аналогичные мероприятия предусмотрены в программе «Снятие административных барьеров в строительстве на 2011-2015 годы» республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике 2011-2015 годы. В настоящее время в данную программу внесены изменения, предусматривающие предложения «Дорожной карты».
п.2 пп. «г» абз.6 – подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 2227-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятия которой предусматривают внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. Дополнительных предложений к мероприятиям указанной государственной программы не имелось.
п.2 пп. «д» - до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
В целях оказания адресной помощи гражданам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Указом Президента Чувашской Республики от 29 февраля 2008 г. № 17 «Об улучшении жилищных условий граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» поставлена задача формирования государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования для предоставления гражданам на условиях возмездного пользования, в объеме 200 тыс. кв. метров жилья.
В период с декабря 2008 г. по декабрь 2012 г. в построено 16 объектов госжилфонда общей площадью 86,1 тыс. кв. метров(1830 квартир). На строительство объектов госжилфонда всего направлено 2336,5 млн. руб., в т.ч. – 400 млн. руб. – бюджетные средства, 1936,5 млн. руб. – кредитные средства. На возврат кредитов и возмещение % ставок по кредитам с 2010-2012 гг. из республиканского бюджета направлено 1777,4 млн. рублей.
В 2013 году на эти цели были направлены средства республиканского бюджета Чувашской Республики в объеме 254,306 млн. рублей.
В 2013 году приобретено 11 квартир в пос. Опытный Цивильского района – 311,7 кв. м, и 16 квартир общей площадью 740,7 кв. метра в г. Шумерле.
Начато строительство жилых домов поз. 6 и поз.7.2 общей площадью 13,036 тыс. кв. м в микрорайоне 3А по ул. Б. Хмельницкого г. Чебоксары (открыта кредитная линия на 226 млн. рублей, ведется работа по привлечению кредита на 144 млн. рублей).
Для строительства госжилфонда до запланированных объемов, а это еще 113,9 тыс. кв. м общей площади жилья, потребность в финансовых ресурсах составляет порядка 3,4 млрд.рублей.
На сегодняшний день прорабатывается новая программа - «Арендное жилье», которая предполагает долгосрочное целевое финансирование проектов по формированию и эксплуатации жилищного фонда коммерческого использования за счет средств ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК).
Программа предусматривает участие АИЖК в организации финансирования приобретения доходного дома инвестором за счет собственных средств и средств ипотечного кредита.
Этот проект планируется применять для категорий граждан:
- нуждающихся в поддержке, деятельность которых является крайне важной для республики (например - врачи, учителя, иные сотрудники бюджетной сферы), но не способных приобрести жилье даже с помощью механизма ипотечного кредитования;
- сотрудников предприятий, не обладающих накоплениями в размере необходимого первоначального взноса на квартиру;
- сотрудников предприятий, привлеченных на короткий срок.
В настоящее время Минфином Чувашии приняты в работу предложения по вопросу выделения средств республиканского бюджета в объеме 30,0 млн. рублей на пополнение уставного капитала ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» с целью последующего создания специальной проектной компании для приобретения и обслуживания арендного жилья в Чувашской Республике. В целях обеспечения планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики на 2014 год для выделения бюджетных средств на реализацию специального ипотечного проекта «Арендное жилье» в Минфин Чувашии представлены расчеты арендной платы за жилые помещения по дому позиции 4 по ул. Б. Хмельницкого в г. Чебоксары на земельном участке, имеющем кадастровый номер 21:01:020601:1495, площадью 0,6156 га, предоставленном администрацией г. Чебоксары для реализации проекта «Арендное жилье». Так же администрациями муниципальных районов и городских округов завершается подготовка предложений по строительству арендного жилья в муниципальных образованиях, его потребности и количестве граждан, нуждающихся в данной форме поддержки, а также наличии земельных участков для строительства арендного жилья. По результатам анализа предложений будет подготовлено для подписания Соглашение о намерениях сотрудничества в сфере развития жилищного фонда, предназначенного для передачи внаем (в аренду) между Кабинетом Министров Чувашской Республики, ОАО «Агентство финансирования жилищного строительства» и ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республики».
п.2 пп. «е» - до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
В Чувашской Республике снижение доли аварийного жилищного фонда осуществляется путем реализации республиканских адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Общий объем средств за 2009-2012 годы составил 1,99 млрд. руб., из них средства Фонда – 1,28 млрд. руб., республиканского бюджета - 0,66 млрд. руб.; местных бюджетов - 0,05 млрд. руб. За этот период построено для переселения граждан из аварийного жилья около 75 тысяч кв. м. жилья, переселено 4,8 тысячи человек (около 2 тысяч семей), ликвидировано 63,3 тысяч кв. м. аварийного жилья.
В 2012 году 18 (из 26) муниципальных образований являлись участниками Программы. В рамках Программы подлежали переселению 555 человек (226 семей), проживающие в 67 многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения общей площадью более 8 тыс.кв. м. Общий объем финансирования в 2012 году составил 234,90 млн. рублей, из них: средства Фонда – 136,19 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 75,55 млн. рублей, местных бюджетов – 23,16 млн. рублей. За 2012 год переселено 555 человек.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» срок реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2015 годы» продлен до 1 сентября 2017 года. В рамках адресной программы предусмотрено переселение 13341 граждан или 5048 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде общей площадью 174,3 тыс. кв. метров.
В 2013 году ликвидирован 31 многоквартирный дом, признанный аварийным до 01.01.2012 г. в процессе эксплуатации в связи с физическим износом, общей площадью 4,5 тыс.кв.м., переселено 229 человек или 121 семья.
п.2 пп. «ж» - до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.
В Чувашской Республике функционирует 212 организаций коммунального комплекса, из них 190 коммерческих организаций (89%) с долей участия субъекта РФ или муниципальных образований не более 25%.
Госжилинспекция Чувашии осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением Порядка предоставления коммунальных услуг, а также осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Госслужба Чувашской Республики по тарифам и конкурентной политике осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса.
В настоящее время в республике функционируют следующие общественные организации, которые оказывают содействие уполномоченным органам государственной власти в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств:
- ЧРОО «Союз собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилья»;
- ЧРОО «Защита прав жильцов»;
- общественная организация «Гражданская инициатива»;
- молодежный общественный контроль – совместный проект Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Федеральной молодежной организации «Все дома».
Кроме того, Кабинетом Министров Чувашской Республики 27 марта 2013 года принято постановление № 108 «О проведении мероприятий, направленных на развитие общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства и информирование населения о принимаемых органами государственной власти Чувашской Республики мерах в данной сфере».