В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» определены задачи, направленные на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации и создания для них комфортных условий проживания.
Данным указом Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручалось разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов (далее – план).
Правительством Российской Федерации указанный план был утвержден 29 ноября 2012 г. № 6553п-П9, в нем предусматривались разработка и внесение изменений в федеральное законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части раскрытия стандартов информации организациями застройщиками, осуществляющими жилищное строительство и т.д.
В Чувашской Республике мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов реализуются в рамках Республиканской программы развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2010 г. № 165, и Республиканской целевой программой развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Чувашской Республике на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 2012 г. № 208.
В республике достаточно развита конкурентная среда в сфере строительства между строительными организациями, зарегистрировано более 2500 предприятий и организаций, относящихся к строительному комплексу, в том числе 2385 – строительные организации и 196 – предприятия, занимающихся производством строительных материалов.
По итогам 10 месяцев 2013 года потенциал строительных организаций составил 25,8 млрд. рублей строительно-монтажных работ, при этом в структуре данных работ более 60,0 % выполнены субъектами малого предпринимательства, 37,6 % крупными и средними организациями.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 6,3 млрд. рублей, или 106,8 % аналогичному периоду 2012 года, а индекс производства составил 119,8 %.
По сведениям УФАС по Чувашской Республике на рынке жилищного строительства отсутствуют признаки монополистической деятельности и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, т.е более 35 % рынка. В общем объеме выполненных строительно-монтажных работ доля основных, крупных строительных организаций составляет только до 4,0 %. Например: доля работ ООО «СУОР» составляет 3,8 %, ООО «Фирма «Старко» - 2,5 %, ЗАО «Чувашагроинвестстрой» - 1,8 %, ОАО «Стройтрест № 3» - 1,6 %, ООО «ООО «СМУ-58» и ООО «АЛЗА» - 1,0 % и т.д.
В республике действуют восемь круглогодичных и семь сезонных кирпичных заводов общей проектной мощностью 310 млн. шт. условного кирпича в год. Семь заводов и производств по выпуску сборного железобетона общей проектной мощностью около 500 тыс. куб. метров в год.
Доля основных крупных организаций по производству строительных материалов в объеме отгруженных товаров составляет только до 17,0%. Например: ДСК ООО «СУОР» занимает рынок стройматериалов на 16,8%, ООО «ЖБК №9» - 14,1%, ООО «ЖБК №2» - 10,3%, ЗАО «Чебоксарская керамика» - 6,2%, ОАО «ЧЗСМ» - 6,0%, ЗАО «Ядринский кирпичный завод» - 1,4%, ООО «Моргаушский кирпичный завод» - 1,5%, и другие.
По состоянию на 1 ноября 2013 года по данным Чувашстата, темп роста ввода в действие жилых домов составил 111,4 % к аналогичному периоду прошлого года, и опережает темп роста средней стоимости строительства 1 кв. м общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа, который составил 106,1 %, или 29035 рублей.
Цены на рынке жилья в Чувашской Республике являются одними из самых низких среди регионов ПФО, составляя на первичном рынке 39472 рубля, на вторичном рынке - 40109 рублей, что ниже средних цен в ПФО соответственно на 7,5 и 16,6 процента.
Данные факты характеризуются и обеспечиваются развитой конкурентной средой в сфере жилищного строительства и производства строительных материалов.
Развитию добросовестной конкуренции в Чувашии способствует деятельность созданных саморегулируемых организаций – это Некоммерческое партнерство «Строители Чувашии» (202 строительные организации) и Некоммерческое партнерство «Межрегиональное Объединение Строителей (СРО)» (173). Имеются также же представительства 2-х иногородних СРО г. Санкт-Петербург и г. Москва.
Минстроем Чувашии уделяется внимание к раскрытию информации организациями – застройщиками, осуществляющими строительство. Большинство организаций и предприятий имеют свои сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». Информация раскрывается, в том числе непосредственно на объектах строительства. В соответствии со СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» строительные организации при въезде на строительную площадку устанавливают информационные щиты с указанием наименования объекта, его стоимости и сроков реализации проекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, схемы объекта.
В целях развития добросовестной конкуренции и пресечению монополистической деятельности на строительном рынке Чувашии принимаются следующие меры:
1. Последовательно проводится политика по снижению административных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
2. Сформирована система документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
3. Повышается информационная открытость и прозрачность при организации и проведении конкурсных процедур по распределению земельных участков под жилищное строительство.
4. Применяется единая сметно-нормативная база и механизм сметного ценообразования в строительстве.
5. Минстроем Чувашии, начиная с 2011 года, регулярно проводится анкетирование хозяйствующих субъектов по теме «Интенсивность конкуренции на рынке строительства в Чувашской Республике».
Таким образом, учитывая вышеизложенное, реализация мероприятий принятых нормативных правовых актов Чувашской Республики обеспечивает предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов в Чувашской Республике.